In English

От учета к управлению

03.09.1999
Издание: iBusiness.ru
Тенденции развития программных систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности российского производства (по результатам осенних выставок «Softool-99» и «Internetcom-99»).

Нынешняя осень, не в пример прошлогодней, весьма насыщена презентациями новых программных решений и выставками достижений отечественных ИТ-компаний. В конце сентября - начале октября прошли две из них - «Софтул» и «Интернетком». Какие же успехи продемонстрировали российские разработчики финансового ПО и информационных управляющих систем? Революционных достижений, каких-либо громких новинок не обнаружено. Идет естественное, эволюционное развитие продуктов.

Вот основные тенденции такого развития.

Продолжающийся перенос «центра тяжести» новых разработок с реализации непосредственно учетных функций на аналитические модули и приложения поддержки принятия решений руководителя. В бизнес пришли молодые, технически грамотные директора, которые и формируют спрос на аналитические системы. В части учетных программ ведется расширение функционала, переход на международные стандарты бухгалтерского учета, развитие интерфейсов. К бухучету добавляются модули планирования и бюджетирования, управления финансами. Прошлогодний кризис заставил всех поставщиков повернуться лицом к заказчику и предлагать не то, «что есть и что можем», а то, что надо, конкретные отраслевые решения. Развивается технологичность бизнес-приложений в части комплексности, многоплатформенности. Этому процессу способствует партнерство с лидерами западной индустрии, результат - совместные продукты и интегрированные решения под ключ.

Теперь несколько конкретных примеров.

Аналитические программы и системы поддержки принятия решений руководителя


За неделю до «Софтула» компания «АйТи» презентовала новые возможности системы управления «БОСС»: автоматизация управления основными финансовыми и материальными потоками, маркетингом и сбытом, анализ и планирование финансовой и производственной деятельности. Для реализации этих возможностей специалистами компании были созданы сразу три новых подсистемы: управления маркетингом и сбытом - «БОСС-Коммерсант», анализа и планирования со встроенными средствами многомерного анализа - «БОСС-Аналитик» и электронной архивации документов - «БОСС-Архив». А уже на самой выставке компания рассказала о конкретных проектах с использованием новых продуктов на Красноярской ГЭС и в СМИ.

Компания «Парус», в дополнение к уже известной системе «Триумф-Аналитика» добавила новый программный продукт «Парус-Аналитика». Как и «Триумф-Аналитика», программа «Парус-Аналитика» предназначена для повышения эффективности управления торговым предприятием. Однако в отличие от своего «старшего брата», системы «Триумф-Аналитика», рассчитанной на крупные территориально-распределенные торговые компании со сложной многоуровневой структурой, новая программа ориентирована на сектор малого и среднего бизнеса. Владельцам и директорам торговых компаний «Парус-Аналитика» позволяет избавиться от значительной доли ежедневной рутинной работы по принятию оперативных решений и сконцентрировать внимание на стратегическом планировании бизнеса.

Наконец-то появились сдвиги в реализации заявленной еще в прошлом году «ситуационной комнаты» «Галактики». В начале 1999 года корпорация «Галактика» перешла к созданию и продвижению отраслевых решений. Успехи, достигнутые на рынке, позволили «Галактике» инвестировать несколько новых проектов. Один из них - создание нового продукта - автоматизированной системы поиска и аналитической обработки информации Galaktika-Zoom. Собственно говоря, технология построения поисковых и лингво-аналитических систем была создана восемь лет назад группой разработчиков под руководством Александра Антонова, в феврале 1999 года Галактика закупила эту технологию вместе с ее создателями. Планируемая интеграция нового продукта с системой «Галактика» должна обеспечить высшее руководство предприятий важной и актуальной для принятия решения аналитической информацией, выделенной из массива текстовых данных. Galaktika-Zoom - это инструментарий «ситуационной комнаты», позволяющий принимать управленческие решения с предсказуемыми последствиями. В новой разработке используются технологии, которые позволяют решать не только задачи отбора информации в гигантском массиве данных, но и выявления главной тематики в отобранном множестве документов на основе лингво-статистического анализа. Система поиска Антонова, а теперь уже и «Галактики» используется информационными службами российских телерадиокомпаний (РТР), телевизионных каналов (НТВ, ТСН); некоторыми аналитическими центрами, занятыми сбором и анализом информации, связанной с предстоящими выборами; службами безопасности крупных банков.

Бухгалтерский учет


Учетные системы «Бэст», «Инфо-», «Турбо-» и др. бухгалтеры меняют версии, переходят на новые, современные платформы, расширяют базу отчетов, аналитик и операций. В качестве конкретного примера приведу анонсированный список новшеств новой версии 7.7 «1С:Предприятия»:

  • использование более универсальных бухгалтерских документов; 
  • новые возможности в аналитическом учете и режиме типовых операций; 
  • новые возможности в работе с документами, оптимизация обработки данных по наиболее часто используемым критериям; 
  • новые средства работы с журналами расчетов, которые обеспечивают, в частности, автоматизацию перерасчетов и отмены сторнирования документов; 
  • новая редакция конфигурации «1С:Бухгалтерии» для бюджетных организаций.
Планирование и бюджетирование, управление финансами, правление себестоимостью

И снова корпорация «Парус», которая представила модуль «Управление себестоимостью» и новые настройки для среднесрочного планирования и управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий к модулю «Управление финансами». Этими двумя новинками пополнилась система автоматизации управления предприятием «Парус 8.1 для Windows». С помощью модуля «Управление себестоимостью» можно определять фактическую себестоимость по методам Direct Costing и Absorption Costing; производить оценку объемов незавершенного производства; детализировать затраты по местам их возникновения, видам продукции, процессам, статьям затрат и т. д. Функционал модуля «Управление финансами» позволяет организовать на предприятии процесс бюджетирования, наладить управление дебиторско-кредиторской задолженностью и оперативное движение платежей, а новые настройки позволят финансовому директору моделировать процесс управления финансовыми ресурсами на предприятии.

Отраслевые решения


Сегодня о необходимости отраслевых решений заявляют практически все производители управленческого софта. Даже исповедующая универсализм «1С» представила в рамках «1С:Предприятия 7.7» отраслевое решение в конфигурации «Производство+Услуги+Бухгалтерия». Не отстает от прогресса и компания «Гарант». Ее новая компьютерная система «Бухучет и Аудит: разъяснения и консультации» содержит консультации и разъяснения экспертов (официальные разъяснения со стороны законодателей, экспертные заключения и комментарии практиков, собранные со страниц популярных в бухгалтерской среде изданий; таких, как журнал «Главбух», «Финансовая газета», журналы «Аудиторские ведомости» и «Российский налоговый курьер»). Новая система логически завершила линейку продуктов, созданных компанией «Гарант» специально для бухгалтеров и аудиторов. К информационно-правовому блоку «Вопросы и ответы по налогообложению и бухучету» и объединенной базе федеральных и региональных документов добавились разъяснения экспертов. Все вместе - полный комплект материалов для работы бухгалтера в новом тысячелетии. Те, кто работают с бухгалтерской программой, в любой момент могут обратиться к материалам общей системы, не прерывая работы над отчетностью. Специалисты компаний «Гарант» и «Консультант-плюс» готовят тематические подборки документов по отраслям, например по телекоммуникационному и ИТ-бизнесам.

Вместо заключения


Параллельно с выставкой «Softool-99» 28-30 сентября компания TopS Systems Integrator провела семинар, посвященный проблемам подготовки предприятий к внедрению информационных технологий управления. В работе семинара приняли участие представители более чем 15 предприятий металлургической, машиностроительной, фармацевтической, авиастроительной промышленности из России и стран СНГ. Особое внимание было уделено практическим вопросам производственного планирования, проблемам управления запасами и управленческого учета. В заключительных материалах семинара содержится одна интересная фраза: «Высокая заинтересованность слушателей семинара, их компетентность и активность при обсуждении практических вопросов внедрения ERP-систем на предприятиях различных отраслей промышленности доказали актуальность темы семинара для многих успешных предприятий постсоветского пространства - многие из них уже вплотную подошли к вопросу подготовки своих предприятий к внедрению информационных технологий управления». Программных продуктов для автоматизации, как показали выставки, - много. Руководителям предприятий остается самая малость - сделать правильный выбор, путем реструктуризации подготовить свое предприятие к внедрению... Но это тема уже другой статьи.


Интегрированные решения под ключ


Современные информационные технологии весьма разнообразны, а клиентам нужны готовые к использованию интегрированные решения. Тем более что совместные решения обеспечивают существенную экономию средств при их приобретении в сравнении с затратами на покупку отдельных компонентов. Поэтому важным элементом стратегии отечественных производителей является выпуск совместных продуктов с признанными лидерами рынка в смежных направлениях. Примеры:

Новые комплексные предложения компаний «АйТи», Oracle, Sun Microsystems и Xerox:

Программно-аппаратный комплекс БOSS - «БОСС+Oracle+Sun+Solaris» - комплексное решение по автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Комплексная интегрированная система «БОСС-Референт+Xerox Document Centre» - совместное решение компаний «АйТи» и Xerox, обеспечивающее полную автоматизацию процессов создания, обработки, обмена, тиражирования и хранения информации.

1С:MS SQL - Предприятие 777

Плод сотрудничества «1С» и Microsoft. Продукты семейства «1С:MS SQL - Предприятие 777» разработаны на базе современных версий «1С:Предприятие 7.7» и Microsoft SQL Server 7.0.

В соответствии с «Соглашением о лицензировании и дистрибуции MS SQL Server в составе системы программ 1С:Предприятие» фирма «1С» тиражирует и лицензирует Microsoft SQL Server в составе собственных продуктов.

Дальнейшим развитием интеграции продуктов «1С» и Microsoft являются продукты «1С:Предприятие 7.7 + MS SQL Server 7.0 + MS NT Server 4.0», которые поставляются в комплекте с интегрированной платформой для серверных приложений Microsoft - сетевой операционной системой Windows NT Server 4.0.

Стыковка системы «1С:Предприятие» и Microsoft Office 2000

В комплект поставки русской версии Microsoft Office 2000 входит разработанный фирмой «1С» фильтр, обеспечивающий загрузку данных из «1С:Предприятия» в «Диспетчер контактов для малого бизнеса». Фильтр позволяет загружать в «Диспетчер контактов» сведения о фирме и ее контрагентах, перечень товаров и информацию о продажах. Пользователи Microsoft Office 2000 могут получать в привычном для себя виде сведения о контрагентах, поставках, платежах и т. п. непосредственно из учетных программ «1С» и использовать эти данные в офисной работе, например при подготовке в Microsoft Outlook почтовой рассылки, планировании переговоров или составлении заданий сотрудникам.

1С:Novell БухWare 7.7 и 1С:Novell ТоргWare 7.7.

Совместные продукты 1C:Novell БухWare 7.7 и 1С:Novell ТоргWare 7.7 являются продолжением сотрудничества фирмы «1С» и корпорации Novell, начатого в 1997 году с выпуском 1С:Novell БухWare 6.0. Эти продукты предоставляют пользователю реальную возможность решить сразу несколько проблем. Сетевая операционная система IntarnetWare for Small Business, входящая в состав продуктов, специально разработана для небольших компаний, и позволяет даже неподготовленному пользователю, не владеющему тонкостями сетевых технологий, создать полноценную локальную сеть, обеспечив разделяемый доступ к информации и ресурсам (сетевые диски, принтеры, Интернет). С другой стороны, наличие в комплекте сетевой версии «1С:Бухгалтерия 7.7» или «1С:Торговля и Склад 7.7» решает и проблему автоматизации бухгалтерского, торгового и финансового отделов фирмы в рамках созданной локальной сети.

Центральный федеральный округ