08.08.2013, Белов Исмаил
Издание:
Cnews
Времена, когда мобильная связь была уделом лишь избранных, давно прошли. Мобильные телефоны являются неотъемлемыми спутниками нашей жизни, присутствуя в каждом кармане, портфеле и дамской сумочке. Это никого не удивляет – напротив, удивление вызывает тот факт, что в совсем недавнем прошлом мы могли обойтись без мобильной связи. Тем не менее, мобильные гаджеты начали рассматриваться в качестве действенного инструмента ведения бизнеса не столь давно.
Мобильные бизнес-приложения по определению предназначены для решения корпоративных задач, и это непростой вызов производителям программного обеспечения. С одной стороны, необходимо учесть особенности основных мобильных ОС и сделать интерфейс программы простым и интуитивно понятным, а с другой – разработанный программный продукт должен отвечать самым жестким корпоративным требованиям, не уступая по функционалу и безопасности своему собрату, работающему на классических ПК. Примерами наиболее популярных мобильных бизнес-приложений являются коммуникативные платформы (например, мобильные версии Lotus Notes или MS Outlook); CRM- и ERP-системы; портативная бизнес-аналитика (так называемый «Планшет руководителя»); а также всевозможные средства автоматизированного управления производством (MES) и решения локальных задач в зависимости от области деятельности предприятия и специфики оснащаемого производственного процесса.
С точки зрения доступности мобильные приложения можно подразделить на внутрикорпоративные, доступные только внутри определенной компании, и общедоступные, предназначенные для массового потребителя через магазины приложений.
Доступные решения
Как правило, в магазинах приложений, находящихся в открытом доступе, размещаются те приложения, использование которых направлено на решение широкого круга бизнес-задач, не являющихся специфическими для какой-либо конкретной организации. Среди платформ для общедоступных бизнес-приложений доминируют платформы Apple iOS и Google Android, в совокупности занимая около 97% рынка. Рассмотренные платформы примерно равны по количеству предлагаемых бизнес-приложений, в то время как доля платных приложений выше у AppStore. Впрочем, магазин Apple и в целом лидирует по числу платных приложений.
Доли платных и бесплатных мобильных бизнес-приложений, предлагаемых Google Play и Apple AppStore
Источник: J’son & Partners Consulting, 2013
Интересно, что средняя цена бизнес-приложения в AppStore составляет около $4 для iPhone и около $8 для iPad, что почти втрое превышает среднюю цену обычных (не «бизнес») мобильных приложений для iOS. Таким образом, разработчики мобильных бизнес-приложений позиционируют свою продукцию как дорогостоящую, для наиболее платежеспособной части пользователей.
Средняя цена бизнес-приложений на фоне средней цены всех приложений в AppStore для iPhone и iPad
Источник: J’son & Partners Consulting, 2013
Рынок общедоступных мобильных бизнес-приложений является быстро растущим и привлекательным для инвесторов. Доля бизнес-приложений в 2012 г. составляла около 3% всего объема рынка мобильных приложений, но, по прогнозам аналитиков, к 2016 г. она удвоится.
Прогноз динамики российского рынка мобильных бизнес-приложений на фоне общемирового, $млн
Источник: J’son & Partners Consulting, 2013
В абсолютном выражении, по мнению аналитиков, среднегодовой рост (CAGR) данного сегмента рынка к 2016 г. составит почти 100%. Предполагается, что российский рынок данного ПО при ощутимо меньших абсолютных объемах будет расти опережающими темпами по сравнению с общемировым (под российским рынком подразумеваются приложения, созданные и размещенные российскими разработчиками).
Корпоративные бизнес-приложения
Внутрикорпоративные мобильные бизнес-приложения решают задачи, связанные с деятельностью конкретной организации. По этой причине они, как правило, являются уникальными и производятся на заказ. Большинство внутрикорпоративных приложений отсутствуют в открытом доступе. Они распространяются исключительно внутри предприятия – через корпоративные порталы самообслуживания или посредством ручной установки загрузочного модуля непосредственно на пользовательское мобильное устройство с последующей распаковкой.
Количественная оценка рынка внутрикорпоративных мобильных бизнес-приложений крайне затруднена по причине закрытости данного сегмента рынка. Как правило, все проекты по «мобилизации» предприятий представляют собой достаточно дорогостоящие стартапы с высокими рисками; заказчики и внедренцы (интеграторы) таких проектов связаны взаимными обязательствами по неразглашению информации (NDA). Однако свидетельства участников рынка позволяют сделать, по крайней мере, качественные выводы о его динамике, структуре и текущем статусе.
Объем и динамика рынка
Считающийся стартовым для мобильного бизнеса в России 2011 г., по отзывам основных игроков, явился «разведочным» годом. Как заказчики, так и поставщики «пробовали рынок на вкус», пытаясь определиться с основными стоимостными и качественными параметрами предстоящих проектов, равно как и выработать набор взаимных требований друг к другу. В 2012 г. стартовало множество коммерческих проектов. «Вторая половина 2012 г. стала реальным началом перехода наиболее передовых предприятий от обсуждений потенциала мобилизации к первым шагам в создании мобильных рабочих мест», – подчеркивает директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи» Сергей Орлик.
Эксперты отмечают не только количественное, но и качественное движение вперед, связанное с глубоким осмыслением и пониманием участниками рынка правил игры, а также с активным ознакомление заказчиков с зарубежным, и накоплением собственного пользовательского опыта. «За полтора года был пройден большой путь, – отмечает руководитель дирекции бизнес-систем «Астерос Консалтинг» Владимир Коровкин. – Сформировался устойчивый рынок специализированных мобильных приложений, а заказчики приобрели опыт и стали задумываться о платформе для единого управления мобильными устройствами». Рефреном звучит мнение SAP: «Рождается спрос на эффективные инновационные решения, способные удовлетворить заказчиков и повысить работоспособность сотрудников», утверждает заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Лисогор.
Классификация по Маслоу
Исторически сложилось наиболее общее разделение мобильных бизнес-приложений на три категории в соответствии с классом оснащаемых бизнес-процессов. Первую группу составляют общекорпоративные («горизонтальные») приложения, куда традиционно входит коммуникационный пакет, календарь, офисные приложения.
Вторая – группа линейных приложений, наполнение которых различно для разных организаций и/или сотрудников и зависит как от области бизнеса в целом, так и от специфики профессиональной деятельности того или иного работника организации.
Третья, так называемый «менеджерский пакет», включает в себя прикладные программы, позволяющие проводить оперативный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и вводить коррективы в режиме реального времени. Иными словами, программы, принадлежащие к третьей категории, представляют собой некий сплав ERP-системы и средств бизнес-аналитики, позволяющий руководству организации получать объективную информацию о состоянии дел на предприятии в любой момент и предпринимать корригирующие воздействия в реальном времени.
Оснащение сотрудников мобильными приложениями осуществляется в соответствии с так называемой «Пирамидой Маслоу мобильных приложений». Очевидно, что, хотя наибольшую пользу от мобилизации получает персонал, работающий удаленно и/или в мобильном режиме, тем не менее мобильный доступ к таким корпоративным ресурсам, как почта или календарь, представляет интерес для всех членов трудового коллектива организации. Приложения, входящие в менеджерский пакет, устанавливаются на мобильные устройства управленцев, а линейными программами оснащаются планшеты «полевых» сотрудников.
«Пирамида Маслоу» мобильных приложений
Источник: CNews Analytics, 2013
Отдельную специфическую группу составляют B2C-приложения. В отличие от рассмотренных ранее B2B-приложений, при помощи которых осуществляется связь между бизнес-процессами организации и ее сотрудниками, задачей приложений класса B2С является осуществление коммуникации между организацией и ее клиентами. Наиболее характерными примерами приложений этой группы является ПО для мобильного банкинга, а также мобильная реализация различных дисконтных систем и программ лояльности. Большинство приложений класса В2С является свободно распространяемым ПО и публикуется в магазинах приложений открытого доступа.
Отраслевые перспективы
Очевидно, что более всего выигрывают от мобилизации те области бизнеса, в которых высок процент удаленной или мобильной деятельности сотрудников. Сюда могут относиться разного рода сервисные компании, где инженеры перемещаются с объекта на объект; строительные фирмы; службы доставки, такси; торговые представители, различные агенты и пр. Введение мобильных технологий позволяет разъездным сотрудникам таких организаций оставаться на связи с центром и обмениваться актуальной информацией практически в режиме реального времени, тогда как раннее подобный обмен происходил только во время визитов в офис. В результате сотрудники получают возможность быть в курсе происходящего, оставаться на связи, своевременно реагировать на изменения; а бизнес приобретает большую степень гибкости и оперативности, которые так необходимы в текущих рыночных условиях.
Какие же отрасли являются наиболее перспективными с точки зрения внедрения корпоративной мобильности? Участники рынка и отраслевые эксперты делают упор на сочетание как В2В, так и В2С типов компаний. «Наиболее перспективными кандидатами на «мобилизацию», по моему мнению, являются компании, работающие в транспортной, строительной и нефтегазовой сфере, где высока доля «полевых» работ, – комментирует Денис Скрынников, консультант департамента сетевой интеграции ГК "Ланит". – Кроме того, перспективны компании, работающие в банковском секторе, страховании и оказании услуг, т.е. функционирующие за счет большого оборота клиентов». «В 2012 г. на рынок мобильных сервисов стали почти массово выходить банки, масс медиа», – подчеркивает директор по стратегическому развитию компании "Сапран" Юлия Кудрявцева, а технический директор группы компаний «Арбайт Компьютерз» Антон Ступин ожидает «резкий рост активности предприятий, использующих краудсорсинг, а также активно привлекающих фрилансеров».
Степень участия последних, по мнению экспертов, будет возрастать по мере развития социальных сетей и их окончательного перехода на мобильную платформу. «Преимущества мобилизации такого бизнеса для меня очевидны ввиду широты охвата мобильными устройствами молодежи, в первую очередь студентов», – подчеркивает Антон Ступин.
Каким видится процесс мобилизации бизнеса в ближайшей перспективе? Большинство экспертов прогнозируют сдержанный рост бизнеса в 2013 г. Некоторое замедление бизнес-активности будет связано как с наступлением периода выполнения (сдачи) проектов, договора по которым были заключены в 2012 г., так и общим ухудшением экономической обстановки, и, в частности, замедлением роста экономики России, и продолжающимися процессами Европейского и Мирового кризисов.
В числе трендов, оказывающих наиболее сильное влияние на развитие мобилизации бизнеса в перспективе 3–5 лет, эксперты называют дальнейшее развитие облачных сервисов; эволюцию мобильных технологий включая тенденцию к повышению доли мобильных устройств в бизнесе в сравнении с ПК; совершенствование систем безопасности и управления мобильными сетями; развитие технологий обработки данных in-memory.
Источник