05.07.2000,
Издание:
PC Week
Первая система корпоративной IP-телефонии (компании 3Com) появилась на рынке США в 1998 г. По сути, она стала классическим воплощением технологии пакетной передачи голоса поверх IP (VoIP) в локальных и распределенных корпоративных Ethernet-сетях малого и среднего масштаба (до 200 портов). В 2000 г. начались коммерческие продажи офисных IP-телефонных станций (IP-УАТС). Главное их достоинство было отмечено сразу: возможность отказаться от телефонных кабелей и прочего TDM-оборудования в пользу двойного использования локальной сети предприятия для передачи и данных, и речи.
Такое решение позволило значительно упростить и удешевить инфраструктуру, повысить управляемость сети и к тому же сократить штат обслуживающего персонала. А высокие интеллектуальные свойства системы обеспечили множество экзотических для традиционной телефонии услуг (голосовые меню, CTI-функции, электронная и голосовая почта с уведомлением и пересылкой сообщения и пр.). Более того, в территориально распределенной сети компании объединение IP-телефонных сетей не только снимает многие проблемы, связанные с ТфОП, но и повышает надежность связи, снижает расходы на телефонные переговоры. Эти достоинства способствовали выделению IP-телефонии в отдельный сегмент рынка.
Загад не бывает богат (народная пословица)
По сравнению с традиционной, у IP-телефонии есть немало преимуществ, и пока по некоторым возможностям альтернативы ей не просматривается. Но если технические специалисты чаще всего трезво оценивают перспективы и пути внедрения данной технологии, то аналитические прогнозы по большей части рождались в обстановке эйфории. Они провозглашали, что замена существующих АТС на IP-системы — вопрос ближайшего ("ну, год-другой") будущего. Увы, сегодня, по прошествии почти пятилетки со времени появления IP-АТС на рынке, ясно, что в основной своей массе эти прогнозы не подтвердились.
Так, в отчете компании Allied Business Intelligence за 2001 г. прогнозировалось, что уже в 2003-м объем поставок IP-портов в корпоративном секторе превысит объем портов традиционной телефонии. Не случилось. И в 2002 г. Gartner Group перенесла победную дату на 2005 г., а в этом году — уже на 2007-й. Компания Phillips Tarifica полагала, что в 2003 г. 43% всего международного телефонного трафика будет передаваться через IP-сети. Оказалось, по оценкам крупнейшего VoIP-оператора ITXC, — всего 20%. Очевидно, что стараниями маркетологов рынок явно перегрет, а спрос на оборудование — ниже ожидаемого.
Теперь о России. По итогам 2002 г. рынок IP-телефонии оценивался компанией Cominfo Consulting в 65—80 млн. долл. А ежемесячный внутрироссийский трафик, по данным отечественного VoIP-оператора "Корпорация ОСС", в прошлом году составил примерно 200—250 млн. мин. Ясно, что объемы по мировым масштабам мизерные, однако, по информации "ОСС", прирост за 2001—2002 гг. с учетом внешнего (операторского) трафика составил почти 100%.
Компаниям, планирующим модернизацию сети под VoIP, стоит ориентироваться не на прогнозы, а на реальные данные, а к предсказаниям следует относиться с большой осторожностью. Согласно последним данным, самые сильные позиции по объемам продаж оборудования IP-телефонии — в США, что многие эксперты объясняют высоким качеством каналов передачи данных и плохими телефонными кабельными системами. В России качество телефонных каналов не лучше, но по ресурсам высокоскоростных линий передачи данных нам до США еще далеко. Скорее всего в нашей стране технологическая доля прироста VoIP-трафика будет определяться приростом каналов большой пропускной способности. И уж конечно экономическими возможностями, поскольку, как ни суди, корпоративная IP-телефония — не продукт "социальной корзины": приблизительно за пять лет цена типового IP-телефонного аппарата снизилась примерно на сотню долларов и сегодня составляет 200—400 долл. (стоимость обычного телефона — 200—400 руб., цифрового — 100—200 долл.), хотя недорогие IP-УАТС стоят в настоящее время чуть выше 2000 долл. в минимальной конфигурации.
Впрочем, агрессивный рекламный прессинг на заре IP-телефонной эры уже позволил получить урожай наиболее отличившимся производителям: количество продаж только IP-телефонов Cisco достигло 2,6 млн. шт., причем за 2003 г. компания продала более 1 млн. аппаратов и свыше 10 тыс. из них — в России.
Мнение экспертов
Станислав Павлюк, руководитель Центра компетенций по оборудованию Cisco в компании "АйТи"
Андрей Фролов, руководитель Центра компетенций систем связи компании "АйТи"
При подготовке статьи мы предложили специалистам компании "АйТи" сравнить решения Cisco и Avaya
А. Ф.: Два года назад было очевидно, что Avaya строит свои решения на базе УПАТС, a Cisco — на основе принципиально иной технологической платформы — на пакетных коммутаторах. Сегодня это уже не так. Современные конвергентные решения Avaya базируются на архитектуре, состоящей из медиасерверов, которые фактически управляют всей логикой пакетной коммутации, обеспечивая 100%-ную реализацию IP-функционала, в том числе мультимедийную передачу информации, VoIP, организацию call-центров, интеграцию с оконечными устройствами сотовых сетей (GSM), создание клиентских рабочих мест на базе ПК или PDA и т. д. По совместимости с различным оборудованием, надежности и резервируемости решения обоих производителей также не уступают друг другу.
С. П.: Однако я бы заметил, что подходы к организации IP-сетей у Avaya и Cisco несколько различны. В силу исторических причин Cisco в отличие от Avaya никогда не занималась традиционной коммутацией каналов и изначально ориентировалась на пакетную коммутацию, что не могло не отразиться на линейке ее продуктов. В последнее время Cisco наращивает свое присутствие на рынке систем IP-телефонии операторского класса. Она предлагает решения (например, PGW 2200), обеспечивающие встроенную поддержку IP-телефонии в операторских сетях и позволяющие непосредственно в ядре сети реализовать сопряжение IP-каналов с аналоговыми системами, сетями общего пользования, а также трансформацию традиционных форматов сигнализации в IP-форму и т. д. А это избавляет заказчика от необходимости устанавливать дополнительное оборудование в виде шлюзов или конвертеров протоколов. Оператор предоставляет ему Ethernet-канал и все, что необходимо сделать клиенту, — это поставить IP-телефоны.
А. Ф.: У Avaya, предлагающей решения как для традиционной канальной коммутации, так и для IP-телефонии, подход к решению данной проблемы немного иной. Эта компания никогда не позиционировала свои продукты "только для операторов связи" (такую ориентацию имели станции Lucent Technologies). Все продукты Avaya нацелены на конечного пользователя, а операторы покупают те или иные решения компании потому, что они отвечают в основном конкретным локальным задачам. В России при осуществлении крупных проектов, когда уже имеется большая инфраструктура среды передачи данных, которая принадлежит либо оператору, либо непосредственно заказчику, чаще всего используется оборудование Cisco. В этих случаях Avaya сосредотачивает свое внимание на внутренней инфраструктуре, где работает собственно телефония, направляя свои цифровые каналы через маршрутизаторы. Кстати, часто для заказчика такой вариант наиболее приемлем.