In English

Информпсихология

25.01.2010, Покатаева Елена
Издание: Итоги

Почему IT так и не стали локомотивом для российского бизнеса

Текущий год зарубежные аналитики, в частности из компании Gartner, рассматривают как переломный: на смену кризисным стратегиям, сосредоточенным на экономии затрат, уже в этом году придут посткризисные механизмы роста, поддерживаемые IT. Увидим ли мы аналогичные процессы в нашей стране?

Судя по предварительным итогам 2009 года, влияние кризиса на российский IT-рынок оказалось глубже и сильнее, чем в других странах. Если на Западе, по оценкам ИК «ФИНАМ», общее падение рынка составило около 17 процентов, то у нас он сократился примерно на 30 процентов в долларовом выражении. «Основные причины — девальвация рубля и существенно большее падение российской экономики», — поясняет Татьяна Менькова, аналитик ИК «ФИНАМ». Есть и чисто российские причины глубокого падения. «Наш IT-рынок вошел в кризис в фазе первоначального строительства IT-фундамента — серверы, компьютерные сети, «тяжелые» приложения, — отмечает Сергей Карась, вице-президент по стратегии «Астерос». — Для наших предприятий закупка «железа» — это символ роста, развития. Эти проекты еще не начали приносить ощутимый экономический эффект, как на Западе, и потому с легкостью были остановлены". Будет ли восстанавливаться такой рынок медленнее, чем западный?

Не факт. Крупнейшим заказчиком IT-проектов в нашей стране остается государство. Его доля, по оценкам «ФИНАМ», за прошлый год выросла с 18 до 30 процентов и скорее всего будет расти и в 2010 году. Действительно, такие социально значимые отрасли, как, например, здравоохранение, настоятельно требуют информатизации, а, например, для энергетики, которая в течение многих лет была занята главным образом структурной реорганизацией, активное использование ИКТ становится залогом выживания отрасли. К тому же, напоминает Роман Журавлев, директор подразделения по работе с ключевыми заказчиками SAP СНГ, лихорадочная скупка активов, символизировавшая рост бизнеса на протяжении последних нескольких лет, сменяется оптимизацией бизнеса. В этой части без применения IT не обойтись, ведь только работа в едином информационном пространстве превращает группу предприятий в единую компанию. Это хорошо. Для крупных заказчиков. А вот для малого и среднего бизнеса затраты на IT мало привлекательны в силу высокой стоимости кредитов. Вот и получается, резюмирует Татьяна Менькова, что компании чаще всего обращают внимание на IT лишь в случае существенного роста бизнеса или обострения конкуренции, которая в большинстве отраслей пока носит символический характер. Неужели большего, чем управление издержками, от IT ожидать не приходится?

«У нас многие компании до сих пор мыслят по старинке: затраты должны снижаться, значит, и бюджет IT-департамента тоже, — считает Роман Журавлев. — А ведь сегодня другие времена. Задача роста рентабельности бизнеса остается, но самые легкие решения для снижения затрат, как лобовые (сокращение персонала), так и на базе IT, например системы бюджетирования, бизнес-аналитика и т. п., уже использованы. Впереди новый этап системного поиска новых источников оптимизации затрат». Ключевое слово здесь — «системный», что подразумевает комплексное единое видение всех активов предприятия, от компьютерного «железа» до прокатного стана, от складских площадей до маркетинговых акций, на основе унифицированных оценок. Если научиться измерять в денежных единицах такие комплексные структуры, не будет возникать вопрос, зачем предприятию новая IT-система, — потому что известен реальный экономический эффект. Технологии таких измерений уже созданы, IT-директора осваивают язык бизнеса, а генеральные — все лучше разбираются в IT. Что не позволяет смешать эти компоненты в нужной пропорции? Дело не в убогости нашего менталитета, а в том, что умение отделять информацию от людей и присоединять ее к бизнес-процессам (что, собственно, и составляет смысл информатизации) приходит с возрастом. А наш IT-рынок только собирается перейти из начальной IT-школы на следующую ступень.

Как заставить бизнес полюбить IT?

Тагир Яппаров
генеральный директор «АйТи»

Факторов роста IT-рынка у нас много, но он еще слишком мал, и потому очень сильна его зависимость от стратегических установок, принимаемых наверху. А они таковы, что все большая доля нашей экономики контролируется государством. При всех плюсах (у нас целые отрасли явно недоавтоматизированы) такая тенденция снижает заинтересованность компаний в повышении своей эффективности, так как еще достаточно сильны остаточные явления плановой экономики.

Центральный федеральный округ