In English

Новый формат образования в мировом масштабе

29.08.2013, Шашенкова Елена
Издание: mskIT.ru
29 августа 2013 года Академия АйТи подвела итоги за прошедший учебный год и отметила восемнадцать лет с начала своей деятельности. За 2012-2013 учебный год академия реализовала крупные проекты, в ходе которых обучение прошли десятки тысяч людей. При этом география обучения весьма широка: от Калининграда до Камчатки, от Ханты-Мансийска и Ямало-ненецкого автономного округа до Ростовской области.

Председатель совета директоров ГК АйТи Тагир Яппаров отметил, что нынешний год выявил важную тенденцию в мире образования – массовые открытые онлайн курсы – MOOC (massive open online courses). До этого в течение чуть ли не пятнадцати лет развивалась модель e-learning, так называемое, «электронное обучение», но постепенно его развитие замедлилось и почти совершенно прекратилось. Лучше всего прижилась смешанная модель – сочетание очного и дистанционного, электронного обучения. Однако повсеместное распространение Интернет не могло не вызвать к жизни абсолютно новую форму получения образования – MOOC.

Два года назад в мире начал свою работу открытый образовательный ресурс Coursera. Каждый может выбрать курс по своему вкусу и освоить его. Деньги придется заплатить лишь за получение сертификата, подтверждающего квалификацию учащегося после завершающего тестирования. Сейчас на этом открытом ресурсе одновременно обучаются 180 тысяч студентов из разных стран мира. По данным на июль 2013 года общее количество студентов на образовательном портале Coursera превысило 4 миллиона человек из 195 стран. Очевидно, что такое обучение снижает фактор экономического и географического неравенства, а также позволяет вовлечь в образовательный процесс людей с ограниченными возможностями, безработных. Таким образом можно оперативно готовить и осуществлять переподготовку специалистов для современной индустрии.

Форма MOOC, по словам Тагира Яппарова, приходит на смену традиционному обучению. В мире поговаривают о кризисе такого обучения: оно стало очень дорогим и всё менее отвечает требованиям рынка. «Сегодня получить образование посредством Интернета и ресурсов MOOC стало реальной альтернативой классическому образованию. И это – прорыв!» - отметил г-н Яппаров. Сочетание открытого контента MOOC, современных ИТ и социальных технологий, позволяют качественно обучать сотни тысяч и миллионы студентов. В России этот тренд также заметен. Наша страна входит в пятерку стран лидеров по числу студентов, обучающихся на этом портале.

Игорь Морозов, ректор Академии АйТи рассказал, что виртуальных образовательных платформ становится в мире всё больше. Их разработчики пробуют «изобрести» новый формат образования в мировом масштабе, сделать его доступным каждому желающему. Игорь Морозов представил новый проект Академии АйТи – первую в стране полноценную платформу MOOC – CourseHub. Эта платформа создана для использования вузами, корпоративными клиентами, органами государственной власти при решении задач массового обучения. «CourseHub – это обучение, общение, аттестация, не выходя из дома, отмена всех социальных и территориальных барьеров», - пояснил Игорь Морозов.

Чтобы продемонстрировать возможности сайта на основе CourseHub Академия АйТи запустила социальный проект «С компьютером на «ты»» - это общественный портал скомпьютеромнаты.рф. Ресурс уже доступен для всех желающих. Это открытое, бесплатное онлайн обучение на русском языке. В настоящее время на портале имеются курсы по ИТ-услугам, актуальным для всего населения: покупки через Интернет, государственные услуги, бронирование билетов и отелей и т.д. По мысли разработчиков, сайт будет представлять собой сочетание бесплатного учебного портала и социальной сети для граждан страны.

В прошедшем учебном году Академия АйТи основала дочернюю компанию «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР). В первые месяцы деятельности ЭОР было создано более 150 курсов по различным направлениям. Одной из программ компании было обучение и методическая поддержка учителей по использованию электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности, в том числе с применением дистанционных технологий. Всего за весь цикл программы обучение прошли более 70 тысяч педагогов. Также ЭОР было организовано обучение крупных коммерческих организаций и т.д.

Игорь Морозов рассказал, что Академия регулярно обновляет программы, вводит новые актуальные курсы. В текущем году была реализована программа профессиональной переподготовки по специальности «Комплексная защита объектов информатизации» направления «Информационная безопасность», прошедшая процедуру согласования ФСТЭК и ФСБ России.

Академия АйТи получила статус авторизованного центра международного эксперта ЕС-Council и представила «Certified Ethical Hacker» (CEN) – «Этичный хакинг». Это курс, где изучаются уникальные хакерские техники и методы взлома с точки зрения противодействия им. Материал курса изложен настоящими хакерами и одобрен министерством обороны США. Слушатели узнают о типичных уязвимых местах сетевых протоколов, приложений и операционных систем, последовательности различных видов хакерских атак, а также получают рекомендации по укреплению защиты компьютерных систем.

Игорь Морозов рассказал о финансовых результатах Академии АйТи за прошедший учебный год. Так, совокупный оборот учебного бизнеса Академии АйТи составил 364 млн. рублей. Рост составил 22% по сравнению с предыдущим периодом. Основная доля (67%) приходится на очное обучение, 25% - на дистанционное, 5% - на консалтинг и 3% на бизнес-обучение. Среди направлений обучения ключевое место занимают информационно-коммуникационные технологии (80%), за ними следует информационная безопасность (10%), менеджмент и управление проектами (7%), обучение в области государственного и муниципального управления (3%).

Новым проектом стало создание ресурса «Электронный ВАК». Он создается для того, чтобы все экспертные советы страны могли работать в единой информационной системе. Академия АйТи также работает над проектом применения технологии социальных сетей в школьном образовании. Это заказ Министерства образования и науки РФ, которое озаботилось переходом к модели открытого образовании, так как предыдущий проект Минобразования оказался неуспешным (единые электронные курсы для всех школ страны).


Центральный федеральный округ