In English

Проблема 2000 года: комплексное решение компании АйТи

11.06.1999, Фоминская Елена
Издание: ПаРаДис
Широкое использование вычислительной техники в различных отраслях экономики и рост уровня решаемых с ее помощью задач приводят наряду с неоспоримыми преимуществами и к определенным рискам. Одна из наиболее остро стоящих на сегодняшний день проблем - Проблема 2000. Проблема 2000 представляет собой потенциальную угрозу неправильной работы существующих средств информатизации с датами после 1999 года. 

Датам отводится особая роль практически во всех информационных системах. Именно на их сновании выполняются большинство операций: поиск, сортировка, архивирование информации, определение прав доступа пользователя, бухгалтерские операции, управление запасами, управление оборудованием и прочие. Поэтому Проблема 2000 заключается в том, что прикладные программы, которые используют даты для выполнения вычислений, операций сравнения или сортировки, могут генерировать неправильные результаты при работе с датами после 1999 г. из-за ошибок в способе хранения, обработки и вычисления даты. Природа проблемы заключается в способе хранения, обработки и вычисления даты в компьютерной системе или в системном программном обеспечении, в базе данных или в прикладной программе, если представление года осуществляется при помощи двух десятичных цифр.

Необходимость решения Проблемы 2000 года в настоящее время понимают все большее число руководителей - если проблемы с информационными системами после 2000 года могут привести к потерям, угрожающим благополучию предприятия, то их, несомненно, необходимо решать. Рост возможных потерь действительно впечатляет. По оценкам специалистов, в среднем на шестой день перерыва в работе компании теряют 25 % ежегодного дохода, а на 25 день — 40 %. Спустя две недели после прекращения работы вычислительных систем у 75 % компаний потеря функционирования становится критической или полной.

Степень риска для различных отраслей различна. Наиболее уязвимы с точки зрения “Проблемы 2000 года” финансовые структуры, производственные предприятия, воздушный транспорт и коммуникации. Национальные энергетические системы, системы управления наземным и воздушным транспортом, системы энергоснабжения, газовые и нефтяные системы, спутниковые и наземные системы связи, таможенные системы и здравоохранение — для всех предприятий этих отраслей очень высока степень риска в связи с Проблемой 2000 года.

Вопрос о начале работ по решению Проблемы 2000 года и объеме выделяемых ресурсов решает руководство предприятия. Существуют несколько путей, которыми идут предприятия:

Вариант "Авось пронесет": руководство надеется на решение проблемы своими средствами непосредственно при возникновении проблемы. “Узкие” места такого подхода очевидны - практически у любого предприятия все ресурсы заняты для решения насущных дел и, естественно, устраняться будут реальные проблемы, возникающие после наступления 2000 года. Экономические риски при такой позиции будут максимальными.

Вариант "Своими силами": руководство предприятия понимает необходимость решения проблемы еще до наступления 2000 года и пытается сделать это силами своих подразделений автоматизации. По сравнению с первым вариантом риск Проблемы 2000 года значительно снижается, но при этом сотрудники отвлекаются на непроизводственную деятельность, кроме того, они не всегда обладают должным уровнем профессионализма для решения Проблемы 2000 года.

Вариант "Обратимся к профессионалам": к пониманию необходимости решения Проблемы 2000 года добавляется понимание того, что привлечение внешних квалифицированных специалистов в конечном итоге обойдется дешевле и риски будут снижены до требуемого уровня.

В качестве квалифицированных внешних специалистов выступают сотрудники Центров компетенции по Проблеме 2000 года. Именно Центрам компетенции по Проблеме 2000 года, сертифицированным Госкомсвязи России, отводится ключевая роль в решении "Проблемы 2000". Центры компетенции осуществляют работы по проверке готовности средств информатизации к 2000 году и по их модернизации, располагают собственной программной и инструментальной базой для проведения работ по решению Проблемы 2000 года. На сегодняшний день Центрами компетенции по Проблеме 2000 года признаны несколько десятков ведущих отечественных компаний, имеющих многолетний опыт работы на российском рынке информационных технологий и обладающие мощной технологической базой для решения проблемы 2000 года. Проводимые Центрами компетенции работы, в числе которых: поставка методик и средств тестирования, проведение испытаний совместно со специалистами заказчика, определяется исходя из специфики каждой организации или предприятия.

Одной из первых в нашей стране сертификат Госкомсвязи получила компания АйТи. Наряду с многолетним опытом работы на рынке информационных технологий, компания АйТи на сегодняшний день обладает мощной базой для решения проблемы 2000 года. В структуре компании действуют тестовые лаборатории, укомплектованные современным оборудованием, центры технической поддержки и авторизованного обучения, в штате АйТи работает более 150 сертифицированных специалистов. Центр компетенции "АйТи – 2000" предлагает комплексное решение "Проблемы 2000", которое включает, в первую очередь, оценку рисков, связанных с этой проблемой, и разработку комплексного плана ее решения на данном предприятии с минимизацией потенциального ущерба. При решении "Проблемы 2000" используется собственная методика, разработанная специалистами АйТи с учетом рекомендаций Госкомсвязи.

Общая схема работ по решению Проблемы 2000 выглядит следующим образом:

  • Оценка возможности проведения работ, планирование и выделение ресурсов.
  • Инвентаризация оборудования и программного обеспечения.
  • Обеспечение гарантированной совместимости оборудования и системного программного обеспечения с требованиями "Проблемы 2000".
  • Оценка рисков предприятия при решении "Проблемы 2000".
  • Испытания прикладного программного обеспечения на соответствия требованиям "Проблемы 2000".
  • Модификация прикладного программного обеспечения и его тестирование.
  • Внедрение модифицированной системы.
  • Формирование заключения об испытаниях на соответствие требованиям "Проблемы 2000".
Методика адаптируется под конкретного заказчика, а проводимый набор и объем работ определяется исходя из специфики предприятия. Один из возможных вариантов организации работ включает в себя обучение специалистов заказчика, поставку методик и средств тестирования и проведение испытаний совместно со специалистами заказчика.

Компания АйТи помогает заказчикам решить Проблему 2000 с использованием всех современных коммерческих механизмов: лизинга при замене оборудования, системного или прикладного программного обеспечения, во взаимодействии со страховыми компаниями — страхование рисков. При решении технических аспектов проблемы используются средства, предоставляемые фирмами–поставщиками оборудования, операционных систем, систем управления базами данных.

Наиболее сложными являются проблемы, связанные с ошибками в обработке данных, зависящих от дат. Поиск таких ошибок — трудоемкое занятие, так как количество комбинаций исходных данных очень велико. Именно поэтому компания АйТи предлагает своим заказчикам автоматизированное тестирование их прикладных систем. Это позволяет в несколько десятков раз снизить трудоемкость тестирования и максимально проверить прикладные системы заказчика.

Работы по решению Проблемы 2000 ведутся под методическим руководством Департамента консалтинга и методологии создания информационных систем. В работах принимают участие все департаменты компании по соответствующим направлениям. Испытания прикладного программного обеспечения проводит Центр тестирования, специалисты которого владеют современными методами тестирования и используют средства автоматизации тестирования ведущих западных поставщиков.

На решение Проблемы 2000 необходимо время — время на постановку задачи, разработку плана, анализ, тестирование и т.д. Срок решения проблемы для различных предприятий колеблется от нескольких недель до двух месяцев. По оценкам экспертов рекомендуемое время готовности предприятия — ноябрь 1999 года – на всякий случай необходимо иметь запас. Количество специалистов по Проблеме 2000 невелико. К концу года они будут перегружены работой. Если сегодня стоимость одного специалиста в час составляет 50 $, то к осени 1999 года она возрастет как минимум вдвое. Следовательно, чем больше руководство предприятия будет откладывать срок начала работ, тем больше увеличатся проектные затраты.

"Проблема 2000": хронология событий


Конец 80-х годов – появляются первые статьи, в которых предсказывается неспособность различных компьютерных систем обрабатывать даты после 2000 года.

1995 год – становится известно о появлении первых ошибок, связанных с обработкой даты 2000 года – кредитные карты со соком окончания действия в 2000 году при предъявлении к оплате "подвешивают" компьютерные системы Ведущие компьютерные фирмы приступают к изучению проблемы. Компания IBM проводит первую конференцию Year2000.

1996 год – зафиксированы многочисленные случаи сбоев в работе компьютерных календарей. Некоторые производители компьютеров выделили в CMOS слишком мало разрядов для хранения даты. Общественные организации Европы и Америки, объединяющие специалистов в области информационных технологий, обратились к правительствам ведущих стран с предупреждениями о грядущей опасности.

1997 год – начался практический этап решения Проблемы 2000. Весной 1997 г. министерства и ведомства Федерального правительства США приступили к анализу возможного объема работ и составлению сметы расходов на исправление информационных систем. Предварительный анализ показал, что расходы превысят $3 млрд. К лету за рубежом вышло около 30 книг, посвященных Проблеме 2000 года.

1998 год – в начале года президент США Клинтон создал специальный Совет по Проблеме 2000 года, а его председателя назначил своим помощником. В Европе вопросы подготовки к 2000 году рассматривались Европейским парламентом и правительствами отдельных государств. В России Проблемой 2000 занялись на государственном уровне. Правительство Российской Федерации 30 мая выпускает распоряжение N 671-р, посвященное этой проблеме. Государственный комитет по связи и информатизации создает постоянно действующую рабочую группу, вырабатывает план мероприятий для бюджетных организаций и методики решения проблемы. Начинается создание Центров компетенции по "Проблеме 2000", проходят слушания в Государственной Думе РФ.

1999 год – несмотря на заявления некоторых предприятий о решении "Проблемы 2000", становится очевидным, что многие частные и государственные предприятия не успеют выполнить необходимый объем работ. В России начинают проявлять активность центры компетенции, число которых постоянно растет, Правительство РФ готовится выделить средства на решение проблемы в государственном секторе. Конец врезки


Услуги Центра компетенции "АйТи-2000"


  • Консалтинговые услуги
  • Консалтинг по выявлению приоритетных для Заказчика видов бизнеса
  • Реверс–инжиниринг и анализ баз данных в целях выявления данных типа даты
  • Анализ результатов тестирования и формирование заключения
  • Консалтинг в ходе тестирования, выполняемого специалистами Заказчика
  • Обследование программной совместимости
  • Аудит проектной документации на предмет возможности проведения тестирования
  • Разработка плана решения "Проблемы 2000"
  • Тестирование
  • Разработка тестовых процедур и наборов тестовых данных для планов тестирования
  • Автоматизированное выполнение тестов (планов тестирования)
  • Разработка планов тестирования прогаммных систем и баз данных на готовность к 2000 году на основании проектной документации и/или технических заданий (в соответствии со стандартом IEEE 829)
  • Выполнение пилотного проекта по тестированию на готовность к 2000 году
  • Тестирование аппаратной совместимости
  • Поставка средства автоматизации тестирования SQA фирмы Rational Software Corporation
  • Поставка средств автоматизированной инвентаризации, коррекции и управления проектом по "Проблеме 2000" для ПК TransCentury Office фирмы Platinum Technology
  • Поставка средств автоматизированного тестирования, коррекции и управления проектом по "Проблеме 2000" для мэйнфреймов серии TransCentury фирмы Platinum Technology
  • Поставка средств автоматизированного анализа и коррекции логики обработки дат с элементами управления проектом по "Проблеме 2000" для серверов (UNIX и AS/400) TransCentury Calendar Routines фирмы Platinum Technology
  • Разработка методики тестирования и тестирование платежных терминалов
  • Поставка методики тестирования по "Проблеме 2000"
  • Поставка методики функционального тестирования прикладного программного обеспечения
  • Модификация/Замена программного обеспечения и оборудования
  • Модификация/замена оборудования и системного ПО, установка обновлений для решения "Проблемы 2000"
  • Модификация и замена программного обеспечения платежных терминалов
  • Поставка, установка, настройка любых продуктов Lotus, свободных от "Проблемы 2000"
  • Поставка/внедрение системы управления предприятием БОСС-КОМПАНИЯ на базе MS SQL Server вместо систем, подверженных влиянию "Проблемы 2000"
  • Поставка/внедрение системы управления персоналом БОСС-Кадровик на базе Oracle вместо систем, подверженных влиянию "Проблемы 2000"
  • Поставка/внедрение системы управления предприятием БОСС-Корпорация на базе Oracle вместо систем, подверженных влиянию "Проблемы 2000"
  • Установка системы документооборота БОСС-Референт вместо систем, подверженных влиянию "Проблемы 2000"
  • Поставка офисного программного обеспечения компании "Арсеналъ" - ЛЕКСИКОН, Сократ 98, Декарт 98, ДИСКо Командир 98, Дела в порядке 97 - свободного от "Проблемы 2000"
  • Обучение
  • Обучение специалистов Заказчика по курсу "Общая технология тестирования. Современные методы и средства тестирования"
  • Обучение специалистов Заказчика по курсу "Тестирование приложений с использованием инструментального средства SQA"
  • Обучение специалистов Заказчика по курсу "Проблема 2000"

Центральный федеральный округ