In English

Системы электронной коммерции для операторов связи

05.08.1996
Издание: ПаРаДис
Павел Малевский, Александр Чернышев, Александр Дубина

Реалии сегодняшнего Интернета в России позволяют говорить о том, что, несмотря на относительно низкую «компьютеризацию» по сравнению с ведущими зарубежными государствами. в стране уже сложился достаточно основательный и мощный слой Интернет-пользователей.

Опираясь на данные различных источников, количественный состав российских пользователей Интернета можно с достаточной степенью точности оценить от 800 тыс. до 1 млн. человек.

Так, например анализ, проведенный компанией КОМКОН-2 («Мир Интернет», октябрь 1998 г.), дает ориентировочную цифру 866 тыс. человек с распределением по регионам.

Надежных данных, позволяющих сделать какие-либо ass количественные выводы о российском пространстве Интернет-коммерции, в настоящее время нет.

Можно привести только разрозненные сведения -например, о том, что посетителями электронного магазина «Пурпурный легион» (www.plegion.ru), предлагающего розничную аудио-видеопродукцию, в прошлом году стали более 60 тыс. человек - пожалуй, по критерию посещаемости это один из лучших показателей в секторе российской розничной Интернет-коммерции. В категории систем, ориентированных на работу по схеме «business-to-business», можно назвать серверы московского хладокомбината «Айс-Фили» (www.ice-fili.ru, продажа мороженого, мясомолочных и прочих продуктов) и компании АйТи (www.it.imbs.com, продажа сетевого, телекоммуникационного оборудования, программных продуктов).

Для более подробного описания решений, предлагаемых в настоящее время на российском рынке для создания систем электронной коммерции, определимся с самим понятием «электронная коммерция».

В общем случае «система электронной коммерции» представляет собой определенную Интернет-технологию, предоставляющую участникам системы следующие возможности:

производителям и поставщикам товаров и услуг различных категорий - представить в сети Интернет товары и услуги (в том числе он-лайновые услуги и доступ к информационным ресурсам), принимать через Интернет и обрабатывать заказы клиентов;
покупателям (клиентам) - просматривать с помощью стандартных Интернет-браузеров каталоги и прайс-листы предлагаемых товаров и услуг и оформлять через Интернет заказы (заявки, запросы) на интересующие товары и услуги.
Важной (но необязательной) составляющей систем электронной коммерции являются системы проведения электронных платежей - в этом случае одним из участников системы становится банк.

В числе функциональных возможностей, реализуемых системами электронной коммерции, можно выделить следующие:

  • оформление заказов по каталогам и прайс-листам (заказы хранятся в единой базе данных);
  • связь Интернет-приложений с внутренней системой делопроизводства;
  • саморегистрация пользователей;
  • поддержка как локального, так и удаленного (через Интернет) администрирования;
  • возможность продаж через Интернет товаров различных категорий;
  • обработка заказов по стандартной схеме (регистрация, поставка, отчетно-финансовые документы);
  • проведение он-лайновых платежей.
Исходя из того, какими функциональными возможностями обладает та или иная система, решения в области электронной коммерции можно разделить на типы:

Основные

  • Торговая система (прием заказов, администрирование электронных магазинов)
  • Платежная система (оплата товаров и услуг).
Вспомогательные

  • Информационно-поисковые системы, взаимодействующие с торговыми системами
  • Биллинговые (учетные) системы (подсчет количества обращений пользователей, объема графика и т.п.).
Одним из самых совершенных отечественных решений в этой области является система электронной коммерции «ЭлИТ», разработанная компанией АйТи и представляющая собой полнофункциональное технологическое ядро, которое обеспечивает выполнение всех видов операций, типичных для Интернет-бизнеса. На основе тщательно проработанных технических спецификаций для конкретной реализации электронного магазина в сжатые сроки созданы Web-шаблоны, определяющие бизнес-процессы и внешний вид сервера.

Наиболее интересной тенденцией в развитии систем электронной коммерции за рубежом и в России является развертывание на их основе корпоративных коммерческих систем (работающих по схеме «business-to-business»). Данное направление на ближайшие 1-2 года будет наиболее перспективным - вследствие того, что количество частных пользователей Интернета (и соответственно потенциальных Интср-нет-покупателей) в России (особенно в регионах) пока еще не достигло «критической массы», необходимой для интенсивного развития небольших и средних электронных магазинов.

Корпоративные системы электронной коммерции могут иметь различное назначение и строиться по разным технологическим схемам:

  • Интеграция в1гутренней системы автоматизации обработки заявок потребителей и формирования заказов у поставщиков с внешней Интернет-системой маршрутизации (приема и направления) заказов и заявок.
  • Формирование информационной системы, направляющей заявки потребителей из центральной производственной или сбытовой структуры к соответствующим (например, ближайшим к потребителю) дилерам.
  • Построение корпоративной структуры, объединяющей производителей, поставщиков, крупные технологические компании, их дилеров и крупных клиентов с целью сокращения времени прохождения платежей и выполнения заказов, уменьшения объемов складских запасов.
  • Создание корпоративных систем контроля производственной деятельности для производственно-технологических цепочек, состоящих из большого числа организационных звеньев (вертикально интегрированные перерабатывающие комплексы -от сырья до конечных продаж) с целью оптимизации внутренних процессов товародвижения, получения оперативной информации о текущих ресурсах предприятия. Развитие подобных систем в России в настоящее время особенно актуально по целому ряду причин:
Передел рынка заставляет многие крупные производственные и сбытовые структуры искать новые организационные (и соответственно информационные) каналы для продвижения своей продукции.
Системы электронной коммерции являются естественными составляющими проектов системной интеграции, включающих внутреннюю автоматизацию, связь, телефонию (комплексное решение всегда дешевле).
Многие крупные организации, состоящие из большого количества удаленных структурных объектов, испытывают потребность в получении надежных каналов обмена информацией.
Лучшей основы решения этих и других проблем, чем Интернет-системы электронной коммерции, не найти.

Операторы связи имеют ряд весомых преимуществ по сравнению с другими потенциальными игроками рынка электронной коммерции. Прежде всего, конечно, это наличие необходимых аппаратных ресурсов. Даже с учетом того факта, что системы электронной коммерции могут размещаться на собственной программно-аппаратной платформе владельца системы - создание и поддержка такой платформы дело весьма за-тратпое, поэтому вероятнее всего клиенту будет значительно выгоднее работать в этой области именно с Интернет-провайдером.

Вторым не менее важным аспектом, способствующим успешному развитию этого вида бизнеса операторами связи, является наличие уже сложившейся клиентской базы (особенно в регионах), а также возможность создания корпоративной системы электронной коммерции в рамках «большого» проекта. Нельзя сбрасывать со счетов и высококвалифицированные кадры компаний-операторов (как технических специалистов, хорошо знающих Интернет-технологии, так и организаторов-менеджеров, имеющих опыт продвижения телекоммуникационных услуг).

По уровню реализации систем электронной коммерции операторы связи могут предлагать следующие решения:

  • рекламные Web-страницы;
  • рекламные Web-страницы с прайс-листами и возможностью их импорта на ПК покупателя;
  • электронные витрины (включая прайс-листы, с возможностью их импорта) - заказы покупателей принимаются по электронной почте, телефону/факсу;
  • электронные магазины (возможность он-лайнового формирования заказов покупателями);
  • платные информационные услуги (но-востная, аналитическая, архивная информация);
  • корпоративные коммерческие системы «business-to-business».
Оператор/провайдер может выступать и как поставщик готовых решений для конечных клиентов, и как субподрядчик, предоставляющий необходимые аппаратно-про-граммные ресурсы для группы компаний, создающих конкретные реализации электронных магазинов для конечных заказчиков (Web-дизайн, настройки, обучение специалистов заказчика).

Рассмотрим последовательность организационно-технологических мероприятий по развертыванию системы электронной коммерции на программно-аппаратной платформе оператора/провайдера.

Заключение договора между компанией-разработчиком/поставщиком базового программного обеспечения электронной коммерции.
Установка (при необходимости) дополнительного компьютерного и активного сетевого оборудования у оператора/провайдера.
Установка и настройка базового программного обеспечения электронной коммерции.
Проведение совместных маркетинговых, консалтинговых и рекламных мероприятий, направленных на привлечение клиентов, заинтересованных в ведении бизнеса в сети Интернет.
При этом функции участников проекта могут быть распределены следующим образом:

Компания-разработчик устанавливает, настраивает и сопровождает программное обеспечение электронной коммерции, проводит обучение специалистов оператора/провайдера.

Оператор/провайдер устанавливает, настраивает и сопровождает аппаратную часть Web-узла электронной коммерции, обеспечивает настройку операционной системы и протоколов взаимодействия с коммуникационным оборудованием.

Разработчик и оператор/провайдер совместно проводят:

  • мероприятия по привлечению клиентов;
  • обучение специалистов клиентов правилам работы с торговой и платежной системами;
  • рекламные, маркетинговые и консалтинговые мероприятия.
При различных вариантах организации взаимодействия участников системы возможно различное распределение базовых функций между ними. Например, разработчик базового ПО помимо сопровождения и поставки обновленных версий может осуществлять разработку типовых конфигураций (новых видов шаблонов) и обучение специалистов как оператора/провайдера, так и конечных заказчиков. Оператор/провайдер может иметь мощное подразделение электронной коммерции, обеспечивающее проведение полного цикла работ для конечных заказчиков, или же может передать часть функций компаниям, оказывающим дополнительные услуги и тд.