In English

SmartCity - основа построения региональных / городских платежных систем

23.04.1997, Малютина Наталья
Издание: ПаРаДис
SmartCity – одна из самых известных на рынке комплексных технологий, предназначенная для создания различных систем, использующих интеллектуальные пластиковые карты (смарт-карты) – отметила свой пятилетний юбилей. Эта годовщина стала для компании АйТи отправной точкой для начала продвижения новых продуктов на базе этой технологии -- системы безналичных платежей SmartCity Lite и новой версии -- SmartCity 5, а также специализированных решений, ориентированных на различные вертикальные рынки.

SmartCity 5 представляет собой многоэмитентную систему, чьи характеристики и расширенные функциональные возможности позволяют создавать любые современные приложения на базе смарт-карт, обеспечить высочайший уровень надежности и безопасности проведения транзакций. Система, реализована в архитектуре "клиент-сервер", обеспечивает целый ряд дополнительных возможностей.

  • SmartCity 5 основана на СУБД Sybase и Oracle, что позволяет осуществлять операции практически с любыми объемами эмиссии карт, сохраняя при этом высокую безопасность и скорость обработки данных
  • Система SmartCity 5 способна поддерживать платы безопасности нового поколения, обеспечивающие более высокую производительность генератора ключей
  • Впервые в состав программного обеспечения SmartCity 5 были введены так называемые "мастера настроек" (wizards), что способствует созданию дружественного и удобного интерфейса для операторов Smart City Back Office
В системе поддерживается расширенный спектр карт ведущего мирового производителя - компании GemPlus, включая EMV-совместимые. Создание новой версии системы SmartCity на практике позволило обеспечить реальную многофункциональность смарт-карты. Этот факт в сочетании с существенно более низкой стоимостью SmartCity 5 по сравнению с предыдущими реализациями открывает еще более широкие перспективы развития технологии SmartCity на российском рынке.

Компания АйТи предлагает целый ряд решений для создания региональных и корпоративных платежных систем различных масштабов. Региональные и корпоративные платежные системы В период кризиса перед многими регионами, городами, предприятиями остро встали вопросы:

  • нехватки денежных средств, необходимых для решения как социальных, так и организационных проблем;
  • укрытие от налогообложения значительных сумм, как частными лицами, так и производственными и торговыми предприятиями;
  • невыплаты заработной платы, а также задержки выплаты пенсий, что, естественно, ведет к росту социальной напряженности.
Разрешить такие проблемы могут региональные и корпоративные платежные системы, использующие микропроцессорные пластиковые карты (смарт-карты) в качестве средства идентификации и платежного документа. Есть две основных причины выбора именно смарт-карт: стоимость и гибкость. Карточка с магнитной полосой значительно дешевле интеллектуальной, но когда считают общую стоимость системы, использующей пластиковые карты, принимают во внимание стоимость приобретения. «издания», замены и обновления самих карт и смарт-карт-ридеров (терминалов), их надежность и долговечность. Как показывает международный и отечественный опыт, внедрение подобных систем на смарт-картах оказывается проще, дешевле и потому выгоднее. Смарт-карта является и самым гибким звеном в цепи дальнейшего расширения системы, поскольку может выполнять самые различные функции, от простого идентификатора личности до носителя файлов с высоким уровнем важности и секретности информации. Выбор смарт-карты - это часть большой политики достижения высокого уровня и эффективности приложения с одновременным снижением его себестоимости.

Отличительная черта предлагаемой платежной системы от других знакомых систем работы с банковскими карточками -возможность комплексно решать задачи накопления, хранения и расходования денежных средств сотрудников предприятия в безналичной форме. При этом вся организация работы, контроль и проверка информации осуществляются только в автоматическом режиме, что гарантирует высокую производительность и надежность как системы в целом, так и отдельных ее компонентов.

Для региона/города внедрение платежной системы означает повышение качества контроля за денежным оборотом и планирование товарного потребления в регионе/городе. При этом сокращаются расходы на обслуживание наличного денежного оборота, появляется возможность автоматизации деятельности налоговых служб и адресной социальной помощи отдельным категориям граждан. Администрация региона/города получает возможность:

  • вести по картам базу данных жителей с информацией о том, когда, как именно и в каком объеме горожанин использует свои права и льготы. Во-первых, этим пресекаются злоупотребления со льготами; во-вторых, на основе этих данных распределяются имеющиеся бюджетные средства;
  • использовать карту как универсальное средство для хранения не только информации о льготах, но и как пенсионную, страховую, медицинскую, транспортную, платежную. Все эти данные хранятся в защищенной памяти карты и могут быть прочитаны или изменены только лицом, имеющим соответствующие полномочия. Таким образом, горожанин всегда имеет единый «документ» с полной информацией, при этом каждая служба города будет иметь доступ только к той информации, которая ей необходима;
  • уменьшить наличный оборот в городе, а значит, снизить уровень криминогенное™ (так как злоумышленник никак не сможет воспользоваться украденной картой, в отличие от наличных);
  • улучшить качество услуг, предоставляемых городскими службами (как социальных, так и расчетных). Это, в первую очередь, отсутствие очередей у кассы, а также невозможность подделки (перепродажи) всякого рода льготных талонов, купонов и рецептов. При реализации корпоративной платежной системы SmartCity предприятия смогут:
  • вовремя начислять зарплату своим сотрудникам на карты (частично или полностью) даже при отсутствии «живых денег« у предприятия. С помощью карт работники смогут приобретать товары и услуги в торговых и сервисных организациях, принадлежащих предприятию или заключивших с ним соответствующие договора (как правило, за счет товаров, получаемых по бартеру или на основе взаимозачетов);
  • получить и использовать дополнительные оборотные средства. Практика показывает, что, после нормализации выплаты зарплаты на карточке работника остается около 40-50% его средств, даже если есть возможность их «обналичить». При использовании предлагаемой схемы работы эти средства аккумулируются на счете предприятия и могут использоваться в качестве депозита «до востребования»;
  • снять с предприятия проблемы, связанные с наличным денежным оборотом (такие, как инкассация, хранение наличных денег, обеспечение безопасности и др.), что позволит получить дополнительные оборотные средства;
  • осуществлять различные адресные социальные программы по предоставлению льгот и распределению выплат, с возможностью полного контроля выплат и расходования средств;
  • уменьшить зависимость от банковских структур. Система может работать без привлечения банковских структур. Банк может быть привлечен в нее по желанию предприятия-эмитента при дальнейшем развитии системы. Всеми преимуществами, предоставляемыми данной схемой, может пользоваться само предприятие, а не банк.

Решения для вертикальных рынков

SmartCity 5 - шаг к дальнейшему продвижению современных законченных решений на различные рынки. Эту технологию успешно используют предприятия нефтесбыта, пансионаты и дома отдыха, предприятия нефте-продуктообеспечения, крупные оптово-продовольственные, торговые и выставочные комплексы, а также многие другие. Масштабы инсталляций различны: от небольших «пилотных» проектов на 500-1500 карточек до более крупных, с объемом эмиссии в 10 - 65 тыс. карт. Рассмотрим варианты решений, предлагаемых компанией АйТи. SmartCity Gas - система безналичных расчетов за топливо и услуги на АЗС

В условиях жесткой конкуренции на рынке нефтепродуктов автозаправочные комплексы могут обрести новый эффективный инструмент в борьбе за клиента - смарт-карту

Система позволяет заменить основную массу расчетов с помощью наличных денег и разного рода талонов оплатой по пластиковым карточкам (с сохранением возможности наличной оплаты). Она способна работать как в автономном режиме, так и в комплексе с системами управления топли-вораздачей.

В системе SmartCity Gas возможны различные схемы работы:

  • использование электронного «денежного» кошелька;
  • использование электронного «литрового» кошелька (одного или нескольких);
  • «лимитная» схема при работе с корпоративным клиентом;
  • электронный эквивалент топливных талонов - одноразовые карты;
  • совмещение на карте «денежных» и «литровых» кошельков, дополнительные возможности;
  • кредитование клиента топливом;
  • различные схемы поощрения постоянных клиентов - скидки, бонусы и т.п.
Смарт-карта системы содержит электронный кошелек, где хранится информация о сумме предоплаты клиента. Карта защищена персональным кодом, что повышает надежность системы в целом.

Модули системы обеспечивают формирование разнообразных отчетов, экспорт данных в любую бухгалтерскую систему в согласованном формате и позволяют легко настроить систему на нужды рынка нефтепродуктов (например, вести учет поставок продукции в тоннах и учет реализации в литрах). SmartCity Hotel - решение для гостиничного бизнеса

Собственные карточки гостиниц, клубов, развлекательных центров, пансионатов, вы- полняющие самые разные функции - от ключа до средства безналичных расчетов, давно уже стали привычными в самых разных странах. Технология SmartCity дает возможность любому предприятию гостиничного бизнеса быстро и без больших затрат ощутить преимущества от использования свбственных карт.

Система позволяет повысить эффективность управления всем гостиничным комплексом в целом, привлечь дополнительные оборотные средства, исключить злоупотребления, повысить «покупательную активность» клиентов, гарантирует возврат инвестиций менее чем за год. Карта защищается ПИН-кодом, причем клиент сам может задавать и менять свой секретный номер.

Оплата по карте за товары, услуги производится в тех местах, где установлены POS-тер-миналы: в ресторанах, барах, магазинах, кафе, саунах и тд. Все операции по карте подтверждаются соответствующим чеком или распиской. Далее данные о покупках (транзакциях) поступают на обработку в процес-синговый модуль, а затем выводятся в бухгалтерскую систему в виде отчетов. Система позволяет формировать разнообразные отчеты и передавать их в любую бухгалтерскую систему в согласованном формате.

Установка системы, работающей со смарт-картами в гостинице, пансионате, комплексе отдыха, позволяет при минимальных доработках организовать также оплату по международным и российским пластиковым картам, причем для этого не требуется приобретение дополнительного оборудования. SmartCity Auto - система автоматизации оплаты проезда и парковки автотранспорта

Современный город перегружен автотранспортом. Скопления машин особенно заметны около учреждений, магазинов, предприятий, осуществляющих мелкооптовую и розничную торговлю. Оплата проезда на такие территории, взимание денег за длительную стоянку могут и должны стать дополнительным источником дохода для предприятия, города, района. SmartCity Auto позволяет организовать наиболее эффективные формы сбора и учета этих средств.

Применение системы SmartCity Auto позволяет:

  • повысить уровень доходов от оплаты проезда и стоянки автотранспорта;
  • исключить злоупотребления при сборе оплаты за въезд-выезд автотранспорта на территорию предприятия или автостоянку;
  • контролировать все факты оплаты и въезда-выезда на территорию рынка;
  • иметь оперативную достоверную информацию о количестве автомобилей на территории предприятия или автостоянке в текущий момент, а также, при необходимости, о составе ввозимых ими грузов;
  • повысить культуру обслуживания, безопасность движения и сохранность транспортных средств.
Комплекс SmartCity Auto имеет невысокую стоимость, прост в установке и обслуживании и не требует высококвалифицированного персонала.

Система позволяет фиксировать на карте параметры транспортного средства: номер, тип, принадлежность и т.п., применять разные тарифы для машин различной грузоподъемности, а также гибкую систему скидок к базовым тарифам. Вся информация сохраняется в базе данных системы и может выводиться в виде разнообразных отчетов.

Разделение уровней доступа, регистрация персонала, фиксация его действий обеспечивают безопасность системы, не допускают злоупотреблений.

Все перечисленные специализированные решения позволяют вместе с безналичной оплатой сохранять возможность и наличной оплаты.

Центральный федеральный округ