In English

Цены на трафик сдерживают рост корпоративной мобильности

08.08.2013, Белов Исмаил
Издание: Cnews

Цены на трафик сдерживают рост корпоративной мобильности
Опыт мобилизации различных областей бизнеса наглядно свидетельствует о растущей популярности корпоративных мобильных решений. Каковы перспективы и основные тенденции развития этого направления в нашей стране?

Как и у любая новая технология, набирающая обороты, мобильность бизнеса обсуждается широко. Разброс мнений о дальнейшей судьбе тренда мобилизации велик. Одни эксперты считают, что данное направление будет развиваться в сторону нишевых приложений, а обслуживание критических процессов останется за специальными видами связи. Другие готовы утверждать, что настанет день, когда мобильный контур будет играть решающую роль в информационной системе предприятия.

Недостатки — продолжение достоинств

В числе основных факторов, сдерживающих рост мобилизации бизнеса, консервативно настроенные эксперты называют техническую основу корпоративных мобильных систем. Большинство КМС, независимо от идеологии их построения (BYOD, CYOD), базируется на использовании мобильной связи. Ограничения, ей присущие, и риски, связанные с ее применением, — следствие технических преимуществ. «При широкой распространенности для сотовой связи характерна невысокая отказоустойчивость, – говорит технический директор компании «Арбайт Компьютерс» Антон Ступин. – Например, если регион остается без мобильной связи из-за погодных явлений или воздействий техногенного характера, не работает ни один региональный оператор/провайдер, это может стать причиной нарушения связи с сотрудниками и — как следствие — угрожать непрерывности бизнеса». Очевидно, работа таких систем находится в прямой зависимости от сотового оператора, его тарифов, политик и качества обслуживания. «Господдержка мобильных операторов, с одной стороны, повышает уровень готовности основных услуг мобильных операторов, однако с другой – влечет за собой высокие риски передачи конфиденциальной информации», – комментирует Антон Ступин.

Несомненно, это накладывает определенные ограничения на использование мобильного сегмента ИТ-платформы предприятия. При пользовании мобильными сервисами, как отмечает директор Центра корпоративной мобильности АйТи Сергей Орлик, «заказчики в первую очередь решают вопросы мобильного доступа к базовым прикладным системам и оперативной аналитике». Мнение Антона Левикова, ИТ-директора группы компаний «Новард», еще более категорично, он считает: «Мобильные устройства не станут средством автоматизации транзакций и операций. Получение информации, ее анализ, предложение решений, обсуждение решений, контроль – вот задачи мобильного пользователя».

Распределение российскими пользователями личных мобильных устройств по числу установленных бизнес-приложений (по результатам опроса)
y1.png

Источник: J’son & Partners, 2013

Не последнюю роль играет и относительная дороговизна сотовой связи. «Традиционная сотовая связь, скорее всего, не сможет стать достойной альтернативой другим видам связи из-за высокой стоимости», – утверждает технический директор Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ Сергей Члек. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что потенциальный круг оснащаемых мобильными системами бизнес-процессов вряд ли существенно расширится. По всей видимости, сюда будут входить такие приложения, как почтовые сервисы, портал, системы документооборота, BI и ERP, в то время как обслуживание бизнес-критических приложений будет оставаться прерогативой специальных видов связи, в основном коротковолновой (транковой).

Прогноз положительный

Существует и другое мнение, подкрепляемое суждениями целого ряда экспертов. Оно заключается в том, что качество сотовой связи непрерывно улучшается, тарифы операторов снижаются, а системы управления мобильными устройствами совершенствуются и становятся все более безопасными. Благодаря повсеместному распространению мобильных устройств, их использование стало привычным и комфортным большинству пользователей, а при построении корпоративной сети по системе BYOD большую часть стоимости оборудования можно переложить на конечного пользователя.

Наконец, тот факт, что задачи мобильных бизнес-приложений сходны с задачами стационарного ПО, а различия между приложениями для разных мобильных платформ постепенно стираются благодаря распространению унифицированных сред разработки, позволит легко и безболезненно интегрировать мобильные приложения в общий ИТ-ландшафт. «На мой взгляд, выводить любые мобильные решения в отдельный сегмент не имеет смысла, – комментирует заместитель генерального директора по развитию компании «Типовые решения» Алексей Остренин. – Тенденция, скорее, обратная. Существующие корпоративные системы дополняются мобильными приложениями, тем самым расширяя функциональность и давая новые возможности пользователям». Тезис о постепенной интеграции сотовой подсистемы в существующий ИТ-ландшафт поддерживает и Владимир Коровкин. «Мобильная часть точно не выделится в отдельный сегмент – ее автономность до сих пор остается пережитком 90-х, – считает он. – По мере появления достаточного количества мобильных приложений она постепенно сформирует дополнительный периметр ИТ-архитектуры предприятия». Что касается обслуживания узкоспециальных бизнес-процессов, эксперты данной группы также отдают пальму первенства в этой области транковой связи.

Готовы ли гаджеты?

Один из аргументов противников BYOD состоит в том, что массовые гаджеты, распространяемые через сети сотовой розницы, непригодны для решения задач бизнеса. Чтобы аргументировано разрешить этот спор, необходимо провести четкую границу между гаджетами, предназначенными для обслуживания узкоспециальных задач, и теми мобильными устройствами, которыми будет пользоваться типичный офисный работник.


Мировая динамика распространения смартфонов в корпоративной среде по типу ОС, тыс. шт.

y2.png

Источник: IDC, 2012

Очевидно, что гаджеты первой категории, независимо от механизма доступа (сотовые или транковые), должны быть выполнены из специальных пыле- и влагозащищенных материалов и иметь промышленный дизайн, а также обладать какими-либо дополнительными качествами в зависимости от области применения. В то же время при BYOD от мобильного устройства сотрудника вряд ли потребуется измерять температуру пламени в котле или анализировать прочность земных пород – такие процессы обслуживаются гаджетами первой категории.

К мобильным устройствам «офисной автоматизации» предъявляются совсем другие требования: совместимость с офисными программами, простой понятный интерфейс, возможность работать автономно долгое время без подзарядки, простота интеграции в корпоративную компьютерную сеть. «Гаджет для профессиональной работы должен быть максимально похож на ПК как по функционалу, так и по удобству интерфейса – только в этом случае можно говорить о полноценной замене, – считает начальник отдела обучения и розничных проектов компании Nokia Борис Байков. – Не последнюю роль играет и функции управления/безопасности – в частности, нельзя допустить, чтобы служебная информация попала в чужие руки, и, следовательно, гаджет должен поддерживать дистанционную блокировку и стирание информации».

В составе сегодняшней сотовой розницы имеется достаточно мало моделей, которые могли бы быть использованы в B2B-среде, практически полностью заменяя собой ПК. «Основная масса мобильных устройств на рынке не соответствует данным требованиям, так как ориентирована на массового, а не корпоративного клиента», – признает менеджер по развитию бизнеса дирекции корпоративных продаж Samsung Electronics Павел Даев.

В свою очередь, вендоры мобильных устройств рассматривают рост интереса к бизнес-моделям как основу будущего рынка. По все видимости, платежеспособный спрос перетечет из розницы в сегмент В2В. Ведущие компании-производители стремятся к тому, чтобы их гаджеты смогли успешно выступать в роли решений для корпоративных пользователей, широко внедряя в них различный бизнес-функционал. «Мы рассматриваем развитие рынка корпоративных мобильных устройств как лидирующий тренд ближайшего десятилетия и прилагаем усилия для создания устройств и приложений, нацеленных именно на корпоративное использование, – подтверждает Павел Даев. Этот функционал включает в себя удаленное администрирование с использованием систем управления мобильными устройствами MDM. Под этим термином подразумевается управление как самим устройством, так и расположенной на нем служебной информацией».

В ряде ситуаций (проверка почты, написание коротких текстов и несложных презентаций, работа в интернете) последние, даже не флагманские, модели известных вендоров позволяют вовсе обойтись без ПК. Примечательно, что рост функционала смартфонов происходит на фоне снижения их цены.

BYOD: перспективы спорны

Принцип построения корпоративных мобильных систем, когда каждый сотрудник приносит свое собственное мобильное устройство и работает с ним как в корпоративных, так и в личных целях (BYOD) имеет как сторонников, так и противников. Во взглядах на вопрос, каковы перспективы BYOD в противовес централизованной закупке мобильных устройств за счет предприятия, эксперты расходятся. «Зрелые компании готовы признать тезис об экономической выгоде BYOD спорным и либо уже переходят к централизованной закупке стандартизированных мобильных устройств – в первую очередь планшетов, используемых как мобильные рабочие места, либо всерьез рассматривают такую возможность», – утверждает Сергей Орлик.

Среди недостатков идеологии BYOD упоминаются необходимость управления парком разнородных устройств, проблемы с безопасностью, вытекающие из неизбежного совмещения персональной и корпоративной информации на одном физическом устройстве, юридические казусы, возникающие из-за использования личных гаджетов в корпоративных целях. При этом низкие операционных расходы на проведение мобилизации — весомый аргумент в пользу BYOD. Трудно спорить и с доводом, что собственный гаджет сотрудник будет стараться держать при себе и реже «забывать» дома. Проблемы же безопасности защитники концепции BYOD считают во многом надуманными и преувеличенными. «Мое мнение однозначно: будущее за собственными устройствами, – подчеркивает Антон Левиков. – Битва мобильных платформ рано или поздно закончится, и мы увидим новый корпоративный стандарт в мире, где уже не будет место ПК».

Принимая во внимание многообразие мнений, автор считает, что в ближайшем будущем стоит ожидать умеренный рост корпоративной мобилизации. Факторы управления, безопасности и стоимости выступят в качестве сдерживающих. Настоящий расцвет корпоративных мобильных технологий еще впереди: вероятно, он произойдет в следующие 2–3 года, когда появится решение, способное не только «примирить» мобильную и стационарную составляющие корпоративного ИТ-ландшафта, но и исключить проблемы применения мобильной связи в существующей корпоративной ИТ-модели.

Источник

Центральный федеральный округ