In English

Пожиная плоды прорыва

15.05.2005, Шириков Антон
Издание: Эксперт Северо-Запад
Бум громких имен и звучных аббревиатур на корпоративном ИТ-рынке подходит к концу. Пришло время решений, ориентированных на конкретные задачи и развитие ключевых компетенций бизнеса.

Предыдущие два года для российского рынка информационных технологий управления были временем бурного рывка вперед. Анонсы новых проектов автоматизации бизнеса поступали один за другим, аббревиатуры типа ERP стали практически общеупотребимыми. Подведение итогов года звучало примерно так: "В 2004 году виртуальный спрос на ERP превратился в реальный", "Рынок бизнес-приложений в России вырос за 2004 год почти вдвое" и т.д.

В отличие от предыдущих лет, 2005 год выглядит скорее годом стабилизации. "Во многом основные тренды ИТ-рынка 2005 года продолжают тенденции, зародившиеся двумя годами ранее. В целом уходящий год не принес кардинальных технологических прорывов, востребованы были в основном уже апробированные услуги и решения", – сказал корреспонденту "Эксперта С-З" директор по маркетингу компании "АйТи" Дмитрий Ведев.

При некотором снижении темпов роста рынка (по оценке исследовательской компании IDC, около 22% против 30% в прошлом году) постепенно сменился вектор его развития: вместо стремительного захвата ключевыми игроками новых территорий наступил период интенсивного возделывания уже имеющихся. Уникальный опыт, накопленный на первоначальных этапах становления рынка, конвертируется в массовые решения, а компании-заказчики, создав базовую ИТ-инфраструктуру, переходят к реализации сложных и многоплановых проектов.

ERP: быть или не быть?


Одним из симптомов нового состояния ИТ-рынка стало уменьшение числа сообщений о внедрении ERP-систем как по России в целом, так и на Северо-Западе. В оценке этого события у аналитиков нет единодушия. Одни полагают, что спрос на ERP продолжает набирать обороты и дело лишь в том, что решения такого класса уже стали привычными. "Действительно, в последнее время все реже встречаются сообщения о внедрениях ERP-систем, и я связываю это исключительно с пониженным вниманием СМИ к подобным событиям. Они уже перешли в ранг будничных", – замечает директор Северо-Западного представительства компании Columbus IT Partner Russia Игорь Худяков.

С этим согласна начальник отдела продаж Северо-Западного отделения корпорации "Галактика" Елена Миролюбова, которая говорит: "Автоматизация базовых бизнес-процессов сегодня многими уже перестала восприниматься как повод для освещения в СМИ, все чаще это обычный рабочий инструмент. Кроме того, проекты становятся комплексными и более сложными, а следовательно, и более длительными; наконец, отсутствие публикаций отчасти объясняется повышенными требованиями к информационной безопасности". Главный эксперт компании "Компас" Игорь Якобсон считает, что в 2005 году произошло даже не снижение, а увеличение спроса на полнофункциональные ERP-системы.

Другие аналитики полагают, что за падением частоты упоминания ERP скрываются вполне реальные обстоятельства. "Действительно, сегодня по сравнению со второй половиной 2004 года заметно снизилось число громких заявлений о внедрении ERP, – говорит Дмитрий Ведев. – ERP-бум не мог долго продолжаться, так как внедрение систем такого класса требует значительных инвестиций, затрат времени и человеческих ресурсов. Ряд компаний стали первопроходцами в области серьезных внедрений ERP, но остальные участники рынка не торопятся идти по их стопам. Принятие решения о старте ERP-проекта в определенной степени будет зависеть от успеха аналогичных проектов, реализованных другими компаниями. В то же время, по нашим прогнозам, этот рынок и в дальнейшем будет развиваться динамично".

Специфика бизнеса


Пожалуй, шум вокруг ERP действительно стихает, и причин тому несколько. Во-первых, продолжает быть популярной альтернативная практика – внедрение отдельных приложений от разных вендоров с последующей их интеграцией. "Стремление воплотить в одной системе всю необходимую функциональность переросло в создание информационных систем по принципу "от задач". Это означает, что мы наблюдаем бизнес-ориентированный подход к автоматизации управления", – говорит генеральный директор компании "АНД Проджект" Илья Пантелеев.

По оценке Игоря Якобсона, доля компаний, предпочитающих такой путь внедрению единственной интегрированной системы, в 2005 году сохранилась на прежнем уровне. "Такая стратегия – данность, с которой приходится считаться. Она имеет смысл для предприятий со значительной отраслевой спецификой, но и в других случаях тоже может быть осмысленной. Например, практически никто из российских вендоров не предлагает адекватных решений для автоматизации непрерывного производства, а западные системы управления персоналом недостаточно хорошо отражают российскую специфику, особенно это касается расчета зарплаты. Вот и приходится склеивать части разных систем".

Во-вторых, интерес компаний постепенно смещается от реализации базовой функциональности ERP к расширениям системы и специализированным приложениям. "В этом году менеджеры пришли к однозначному пониманию, что ERP – не универсальное средство для получения конкурентных преимуществ, – говорит член совета директоров компании "КОРУС Консалтинг" Дмитрий Слиньков. – Мало кого интересует ERP-система в чистом виде. Поэтому развивающиеся компании стали приобретать либо отраслевые решения, построенные на базе ERP, либо специализированные ИТ-решения, предназначенные для конкретной бизнес-задачи, которую без них решить невозможно в принципе".

Появление на рынке отраслевых учетно-управленческих решений – общемировая тенденция, которая сейчас переносится и на Россию, считает управляющий партнер компании SSBS Михаил Погребняк. "Накопленный разными компаниями отраслевой опыт оптимизации бизнес-процессов может быть применен на предприятии схожей сферы деятельности. Вместе с покупкой решения заказчик получает доступ к библиотеке бизнес-процессов соответствующей отрасли и возможность воспроизводить конкурентные преимущества успешных компаний".

Если раньше такие продукты в основном разрабатывались для банков и страховых компаний, то сейчас на рынке присутствуют и являются востребованными вертикальные (отраслевые) решения для автоматизации торговых сетей, логистики, телекоммуникационного бизнеса, электроэнергетики, торговли нефтепродуктами, металлургического производства, добывающей промышленности и т.д. По наблюдениям генерального директора Северо-Западного отделения корпорации "Галактика" Светланы Каплуновой, в 2005 году усиливается рост интереса к комплексным системам со стороны машиностроительных и приборостроительных предприятий региона.

Инструменты расширения


Основным двигателем спроса на специализированные ИТ-решения Илья Пантелеев считает появление у бизнеса новых задач, которые требуют продуктов с расширенной функциональностью: "Например, предприятия тех отраслей, которые уже несколько лет находятся на подъеме (пищевая, фармацевтическая промышленность, производство товаров массового потребления), концентрируют усилия на расширении ассортимента, улучшении качества продукции, присоединении новых рынков сбыта. Такие компании чаще задумываются над инвестициями в ИТ, поскольку перед ними встают задачи тонкой настройки бизнеса, позволяющей повысить конкурентоспособность и мобильность, а также решать вопросы управления удаленными филиалами и производственными площадками".

Требует серьезной ИТ-поддержки рост мобильности бизнеса. По словам генерального директора компании "БЕЛТЕЛ" Кирилла Цуцкарева, одной из основных целей внедрения ИТ-решения становится обеспечение мобильности сотрудников. "Новое требование к информационной системе – это способность поддерживать работу с территориально удаленных мест, когда данные единой базы доступны и обновляются в режиме онлайн, – поясняет генеральный директор компании "БУХта" Константин Савченков. – Компании заинтересованы в онлайн-технологиях, действующих нетолько в рамках офиса, но и за его пределами, например для складской логистики или мерчандайзинга. Такие технологии также будут востребованы в ближайшее время для автоматизации службы продаж, обслуживания оборудования, работы с дистрибуторами".

Изменения, происходящие в бизнесе производственных компаний, подталкивают их к переходу на системы автоматизации позаказного производства. "В 2005 году возросла потребность предприятий в решении задач оперативного управления и оптимизации производственных процессов, – отмечает Илья Пантелеев. – Это связано с тем, что многие предприятия вследствие повышения конкуренции переходят от производства на склад к производству под заказ. Им необходимо найти ответы на два ключевых вопроса – как снизить издержки и запасы незавершенного производства и как производить вовремя и в нужном количестве".

Наконец, в связи с усложнением управленческой структуры, диверсификацией бизнеса и ростом конкуренции становятся все более востребованы сложные приложения бизнес-аналитики, часто не входящие в стандартную поставку ERP-комплексов (см. "Большие надежды" Эксперт С-З №36 от 26 сентября 2005 года). "На фоне неизменной потребности в автоматизации учетных задач начинает проявляться интерес к тому, что я бы назвал инструментами "тюнинга", – говорит заместитель коммерческого директора по корпоративным проектам компании "Поликом Про" Алексей Топунов. – Те, кто сегодня мыслит на перспективу, уже думают над вопросами, как вовремя обнаружить те или иные тенденции в своем бизнесе, насколько предсказуема рыночная ситуация вокруг, насколько эффективно работают ресурсы компании".

От большого к малому


Какое-то время назад казалось, что, по большому счету, есть только один путь: вначале автоматизация учетных функций и отдельных бизнес-процессов, потом –по мере вырастания компании в крупную коммерческую или производственную структуру – внедрение ERP-системы. Однако интерес среднего бизнеса к автоматизации стимулировал появление продуктов нового класса – интегрированных решений, ориентированных на небольшие предприятия. В 2005 году на российском рынке активно продвигаются такие решения для сегмента среднего и малого бизнеса (SMB), как mySAP All-in-One, SAP BusinessOne и Microsoft Navision 4.0, российские же поставщики продолжают дифференцировать линейки своих продуктов в зависимости от масштабов бизнеса.

"Финансовые возможности небольших компаний не всегда позволяют покрыть их потребности в ИТ, – отмечает Алексей Топунов. – Поэтому основные игроки и поставщики платформ сейчас борются за данный сегмент рынка, предлагая за реальные деньги оптимальную "выжимку" из своих систем. Наиболее устойчивая комбинация в запросах из сектора среднего и малого бизнеса по-прежнему выглядит так: учетная система а-ля ERP, соединенная с sales-функциональностью CRM".

Внедрять "урезанные" версии мощных продуктов выгодно, потому что в этом случае можно приобрести систему "на вырост" и постепенно дополнять ее функциями, доступными в других версиях продукта. Если бизнес компании активно развивается, через несколько лет можно перейти на более серьезную систему от того же поставщика. Это позволит сохранить существующую структуру данных и информационных ресурсов, а также не перестраивать заново бизнес-процессы (следовательно, проект обойдется дешевле). В то же время такая стратегия привязывает компанию к конкретной программной платформе и конкретному вендору, что нельзя не учитывать.

"Средние и малые компании постепенно начинают осознавать необходимость серьезной, комплексной автоматизации и предъявляют новые требования к функциональности, осваивая возможности, ранее доступные только крупным компаниям, например технологии OLAP-анализа, – подытоживает Константин Савченков. – На наших глазах некоторые клиенты из небольших компаний выросли в довольно крупные, по российским меркам. Раньше им требовались лишь функции бухгалтерского учета, а теперь нужны уже полнофункциональные управленческие системы, причем такие, которые не потеряют актуальности через несколько лет и будут способны гибко подстраиваться под изменения бизнеса".

Новый формат выбора


Тенденции 2005 года показывают также, что проблема выбора платформы в скором времени станет для потребителей ИТ-решений одной из самых серьезных. "Борьба между отдельными программными продуктами давно закончилась, продолжает бурно развиваться конкуренция между платформами и их поставщиками, – говорит Алексей Топунов. – Это в недалеком будущем приведет к неизбежному сокращению на глобальном корпоративном рынке крупных поставщиков платформ. С другой стороны, резко возрастет число компаний, поставляющих специализированные бизнес-решения на базе ограниченного набора платформ". Иными словами, в качестве значимых на рынке останутся программные платформы небольшого числа компаний. Вероятно, это будут Microsoft, Oracle, SAP и несколько отечественных производителей.

Уменьшение числа платформ и рост конкуренции между вендорами фактически снимают проблему, которая еще несколько лет назад многим менеджерам компаний представлялась вполне реальной: разрабатывать ли систему специально для себя или воспользоваться готовыми тиражируемыми решениями? На практике все еще встречаются случаи, когда в силу уникальности бизнес-процессов предприятия готовое решение подобрать невозможно, и тогда приходится специально заказывать или самостоятельно разрабатывать нужные приложения. Но развитие нескольких мощных платформ приводит к тому, что в подавляющем большинстве случаев тиражируемые решения имеют преимущество, обеспечивая оптимальное соотношение между скоростью внедрения и возможностями индивидуальной настройки.

"По нашему опыту, все предприятия считают свои бизнес-процессы уникальными, но часто оказывается, что суть процесса вполне можно описать классическими блоками и схемами, несмотря на "нюансы". Иногда настраиваемое решение не подходит для компании и требуются специализированные приложения. В основном это касается случаев, когда основной источник прибыли – интеллектуальная деятельность, как, например, в маркетинговых и PR-агентствах", – говорит Михаил Погребняк.

В то же время заказные разработки не уходят с рынка и отчасти сохраняют свое значение как пилотные проекты для ИТ-консультантов, выполняющих заказ. "Разработки под заказ еще долго будут актуальны именно для тех компаний, у которых внутри автоматизируемых бизнес-процессов заложены основные центры компетенции и конкурентные преимущества, – полагает Игорь Худяков. – Для ИТ-компании такие заказы интересны не просто своей уникальностью, но тем, что позволяют приобрести дополнительный опыт, в том числе и для создания эффективных отраслевых решений".

Главное – уметь изменяться


Что делать в постоянно меняющейся ситуации компаниям – потребителям ИТ-услуг? Изменение структуры предложения и усложнение программных продуктов требуют прежде всего высокой осведомленности и способности свободно ориентироваться на рынке. Потребитель корпоративных ИТ-решений останется в выигрыше только в том случае, если менеджмент компании будет иметь четкое представление о доступных решениях, о том, каковы эффективные алгоритмы их внедрения, каким образом ИТ-решения поддерживают оптимизацию бизнес-процессов и т.д.

Крупные и успешные компании этим критериям вполне соответствуют. Дмитрий Ведев отмечает "постоянный рост уровня квалификации сотрудников ИТ-служб многих крупных компаний, что приводит и к повышению требований к качеству проектов. В текущем году наблюдается взрывной рост интереса к сложным, профессиональным ИТ-услугам (включая аутсорсинг) и все большее значение для клиентов приобретают дополнительные возможности поставщика услуг, например наличие сети региональных офисов".

Как свидетельствуют другие эксперты, практически все крупные заказчики уже обладают продуманной ИТ-стратегией и располагают бюджетом, достаточным для ее реализации. "Сегодня ИТ-стратегия – это неотдельно взятая стратегия одного из департаментов компании, а часть общей стратегии предприятия, – говорит Дмитрий Слиньков. – Успешные директора предприятий свободно владеют "птичьим языком" ИТ-специалистов. И, кстати говоря, менеджеры по продажам ИТ-компаний тоже стали намного лучше разбираться в бизнесе своих клиентов, иначе их уже сегодня на порог не пускают". Предприятия сосредоточиваются на ключевых компетенциях и готовы в них инвестировать, резюмирует Константин Савченков.

Однако у множества средних и малых предприятий нет ни полноценной ИТ-стратегии, ни готовых средств для того, чтобы оценить эффективность вложений в ИТ. В связи с тем что поставщики ИТ-решений активно разворачивают свой бизнес в сторону таких компаний, им придется столкнуться с недостатком ресурсов, знаний и опыта в сфере автоматизации. И, следовательно, проблемы, которые решали руководители и ИТ-службы крупного бизнеса несколько лет назад, имеют все шансы повториться при автоматизации компаний сектора SMB. В то же время и у поставщиков, и у заказчиков теперь есть серьезное преимущество – возможность учиться на чужих ошибках.

Центральный федеральный округ