In English

Идеальная компания

10.10.2003, Теплицына Ирина
Издание: Компания
Идеальных компаний в природе нет. Но одни успешны больше, другие – меньше. Истории тех, кто чего-то добился, поучительны. Мы попросили экспертов из разных областей привести по три примера компаний, сильных в той или иной компетенции. То же самое проделали и 17 журналистов «К°». В итоге на примере конкретных компаний мы расписали шесть ключевых для любого бизнеса функций. Наш спецпроект – ни в коем случае не рейтинг и не конкурс. Это портрет идеальной компании.

Недавно в интервью «К°» гендиректор и один из акционеров «Перекрестка» Александр Косьяненко говорил, что быть великими российским компаниям мешает нелояльность сотрудников. Другой крупный бизнесмен сетовал: даже менеджеры среднего звена не хотят понять, что основная цель работы их подразделения – увеличение прибыли компании, а не выполнение квартального плана или внедрение новой схемы. В «Норникеле» – одном из героев нашего спецпроекта – руководство регулярно доносит эту идею до сотрудников. Выходит в цеха и Алексей Мордашов, глава «Северстали». Кстати, его империю эксперты также отмечали как возможную натурщицу для портрета идеальной компании в компетенции «Управление» (фигурировали в списке также «Вымпелком», «Русал»).

В последнее время все больше российских фирм выпускают облигации, кредитные ноты, размещают акции на бирже. Авиастроительная корпорация «ИРКУТ», несмотря на специфику оборонной отрасли, использовала разные финансовые инструменты и успешно провела IPO. Эксперты отмечали также «Интеррос», ЛУКОЙЛ, МТС, «Евразхолдинг» (последний, по мнению Сергея Айрапетова, генерального директора юридической компании Legas, заслуживает внимания грамотным сопровождением сделок по слиянию и поглощению). Замдиректора компании «Развитие бизнес-систем» Андрей Максимов выделил и ТНК-ВР, куда было приглашено немало сотрудников Ernst & Young именно для целей совершенствования финансового управления.

На информационных технологиях в успешных компаниях завязаны не только функции контроля и учета. Управляющей аэропортом Домодедово группе компаний «Ист Лайн» новейшие разработки помогают следить и за заправкой самолетов, и за доставкой питания на борт, и за безопасностью. Немало примеров, когда вспомогательные по сути системы при внедрении поднимали компанию на новый уровень. В то же время созданные позже фирмы часто за счет более передовых технологий догоняют «старичков». Один из примеров в рознице – сеть гипермаркетов «ОКей». «Там начали создавать информационную систему еще до того, как был построен магазин. Все сотрудники с первых дней работы уже использовали информационные системы и иначе свою работу не мыслили. В итоге удалось добиться максимально эффективной слаженности всех функций – от товародвижения и управления ассортиментом до документооборота и какой-нибудь элементарной инвентаризации», – рассказывает Дмитрий Слиньков, член совета директоров компании «Корус консалтинг». Отмечали эксперты и эффективность использования технологий в Ситибанке, МТС, «Вымпелкоме», ТНК-ВР, «Русале», «Северсталь-Метизе», «Протеке», «Нижфарме». Среди критериев отбора Тагир Яппаров, председатель совета директоров компании «АйТи», помимо наличия ИТ-стратегии называет также публичность компании, степень вовлечения топ-менеджмента в решение ИТ-задач, ориентацию ИТ-директора на бизнес, а не на технологии, рыночный подход к выбору партнеров в области информационных технологий и эффективность управления ИТ-проектами.

Значительную роль автоматизация играет и в обеспечении логистики компании. По данным Европейской логистической ассоциации, применение логистических разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов на 30–70%. Неслучайно в логистике многие компании ориентируются, прежде всего, на опыт европейских торговых сетей. И Metro, и IKEA приучают своих поставщиков и партнеров играть по их правилам. IKEA, например, разместила в своем дистрибуторском центре таможенный пост, чтобы ускорить процесс прохождения грузов из Европы. Опрошенные «К°» специалисты отметили также логистику «Уралкалия», компании «Дилайн», которая планирует перевозки совместно с транспортными партнерами, что позволяет избежать сбоев, Oriflame, Nestle, которая нашла способ установить четкие границы между ответственностью перевозчика и складского оператора, передав эту ответственность транспортному агенту – из его представителей создается «группа контроля», которая уже на складском терминале следит за правильностью выполнения заказа.

Эффективная логистика – один из залогов успешного маркетинга. Товар, не доставленный до полки, нет смысла продвигать. Неслучайно эксперты в компетенции «Маркетинг» называли бренд Ahmad, быстро завоевавший полки почти во всех магазинах крупных городов. «Бренд создавался не вложениями в прямую рекламу, а посредством формирования высокой представленности в каналах дистрибуции, широкой гаммы продуктов, профессионального мерчандайзинга ну, и, конечно же, высоким и постоянным качеством продукции», – считает Дмитрий Писарский, гендиректор A/R/M/I-Marketing. Оценены и усилия «Тинькофф», «САН Интербрю», Samsung, Nestle, Diageo, «Лебедянского», «Вымпелкома», McDonalds. Но больше всего голосов набрала «Ростик Групп»". Свидетельство успеха – соглашение с американской корпорацией Yum! Brands об открытии кобрендинговых ресторанов «Ростикс-KFC».

Независимо от отрасли и от возраста, компании рано или поздно сталкиваются с кадровой проблемой. В меньшей степени она стоит перед теми, кто изначально определил людей своим главным активом и инвестирует в них с тем же усердием, что и в закупки оборудования или рекламу товаров. Показателен в этом отношении пример British American Tobacco, где программы развития прописаны для сотрудников всех уровней. Отметили эксперты и ее коллег по табачной отрасли – JTI, Philip Morris, а также Coca-Cola, Procter & Gamble, Microsoft, ТНК-ВР, «Миэль», ядро управленческой команды которого трудится вместе более 6 лет и стабильно добивается впечатляющих результатов, «М.Видео», группу МДМ. Компании, которые учатся на чужих ошибках и перенимают у предшественников лучшее, гипотетически имеют больше шансов на успех. Дерзайте!

Центральный федеральный округ