In English

Автономное плавание

12.09.2005
Издание: Компания
Энергокризисы, остановившие работу предприятий на несколько часов или несколько дней, прокатились от США и Европы до России. Никто не может гарантировать, что сбоев больше не будет. Год от года летом усиливается жара. Мелеют реки. Изменение климата ведет к росту энергопотребления. Компании вынуждены искать пути снижения энергетических рисков.

Москвичи достойно пережили энергетическую аварию – в столице не было паники, попыток мародерства. В то время как таксисты взвинтили стоимость проезда из районов, где не работал транспорт, многие автолюбители, особенно на иномарках, останавливались и подвозили попутчиков бесплатно. Трудно предсказать, что происходило бы в Москве ночью, если бы не восстановили электропитание – смогли ли бы мы столь же достойно и организованно, как жители Нью-Йорка в августе 2003-го, вести себя в городе, лишенном энергии. "Я был во время "блэкаута" в Манхэттене, – вспоминает президент холдинга "Прогресстех" Владимир Кульчицкий, – горожане были настроены доброжелательно. Все аэропорты работали, кроме JFK. После восстановления энергоснабжения в США была расширена система бесперебойного питания".

Действительно, после той аварии, в результате которой 50 млн человек остались без света, американцы изменили отношение к концепции энергопитания. Европейские компании, которые буквально через месяц пережили подобное испытание, также занялись поиском решений, как снизить риски для бизнеса при отключении энергии, других техногенных или природных катаклизмах. У компаний есть три варианта, как реагировать на подобные аварии. Во-первых, можно развивать системы автономного энергопитания. Во-вторых, застраховать риски перерыва производства. В-третьих, предусмотреть сценарии поведения в аварийной ситуации – с создания подобных планов американские средние и малые компании и начали "работу над ошибками".

Наконец, можно комбинировать все три варианта – построить собственную мини-электростанцию, застраховать риски и написать сценарий поведения компании в стрессовой ситуации.


Электростанция в подвале


По утверждению специалистов системного интегратора "Оптима", который обслуживает предприятия энергетики, "мировая тенденция выражается в использовании распределенных источников энергоснабжения, приближении генерации к потребителю с использованием новых технологий производства энергии". Такая "малая энергетика" не конкурирует, а дополняет традиционные системы передачи электричества. "Сегодня промышленные предприятия стали устанавливать так называемые когенерационные мини-ТЭЦ. Построенные на основе современных газовых и многотопливных двигателей (турбинных, микротурбинных и поршневых) они не только обеспечивают предприятие энергией при перебоях энергоснабжения, но и работают в нормальном режиме, производя более дешевую, чем приобретаемую у сетевых предприятий, электрическую и тепловую энергию", – утверждают специалисты "Оптимы".

Глава представительства АРС (производит устройства бесперебойного питания) в России и странах СНГ Максим Иванов говорит, что современная концепция защиты от перебоев в энергоснабжении предполагает два уровня – на время от нескольких минут до нескольких часов и на более длительный период. Для защиты офисного оборудования используются обыкновенные аккумуляторы - источники бесперебойного питания, которые позволяют корректно завершить работу компьютерной техники, сохранив все данные. Системы корпоративной защиты предполагают не только поддержание питания в течение нескольких часов, но и управляют отключением устройств, выключая в первую очередь наименее важные приборы.

Сотрудники страховой компании РОСНО довольно спокойно перенесли энергетический кризис. У страховщика был собственный генератор. Когда город прекратил подачу электроэнергии, компания перешла на автономное питание, включив энергосберегающий режим. Были отключены лифты, выборочно - кондиционирование, все остальные системы работали без изменений. "РЕСО-Гарантия" также выдержала проверку на прочность. Обесточенными оказались лишь центральный офис и центр выплат в Нагорном проезде. Однако у компании также была автономная система энергоснабжения, и все сотрудники остались на работе.

Управляющая компания "ПиоГлобал Эссет Менеджмент" начала рассматривать вопрос о приобретении резервного электрогенератора вскоре после массовых отключений электроэнергии в США и Канаде. Директор компании по ИТ Юрий Вельтищев рассказывает о своих подходах к выбору генератора: "Стоимость зависит от мощности оборудования и от числа дополнительных опций – системы автозапуска при падении напряжения, шумоизолирующего корпуса. На поддержание ключевых функций офиса в аварийном режиме нам нужно порядка 4-5 кВт. У нас есть резервный центр данных, куда можно перенести все операции в случае проблем. Подобный аппарат с ресурсом работы 2-3 недели стоит $3500–4500". Стоимость генератора, поддержавшего энергоснабжение во время аварии в компании, которая занимает небольшой московский особняк, составляет 30 000 евро, а его обслуживание составляет около $5000 в год.


"Зеркальный" сервер


Президент "Прогресстеха" Владимир Кульчицкий считает, что невыгодно создавать системы энергоснабжения, способные полностью покрывать потребности предприятия в энергии – они должны быть достаточными для того, чтобы поддерживать жизнеобеспечение в аварийной ситуации.

Ведущий консультант "АйТи" (компания занимается системной интеграцией) Алексей Волков тоже утверждает, что нужно организовывать собственную систему бесперебойного электропитания, которая должна поддерживать работоспособность наиболее важных систем в течение заданного времени. По окончании этого периода проводится каскадное корректное отключение оборудования. Такой подход позволяет обеспечить сохранность информации и экономию энергии.

Компания "АйТи" в роковую среду быстро перестроила бизнес-процессы. У фирмы три офиса в Москве. Ей повезло, что один из них не попал под каскадное отключение электроэнергии. Дело в том, что каждый сервер компании имеет свое полное "зеркало" в других офисах. Поэтому обесточенные офисы были в экстренном режиме переведены на резервный сервер, и все основные функции (электронная почта, Intranet, Интернет, корпоративный сайт, саll-центр), а также все бизнес-приложения работали для внешнего мира в штатном режиме. В обесточенных офисах корпоративная информационная система в течение двух часов функционировала на источниках бесперебойного питания, что позволило корректно отключить все серверы и избежать потери информации и выхода из строя оборудования.

"Единственные наши убытки вследствие "техногенной катастрофы", – говорит директор департамента технической поддержки "АйТи" Вячеслав Ермолов, – это потеря рабочего времени сотрудников обесточенных офисов. В связи со сложившейся ситуацией часть сотрудников получили "внеплановый выходной". При этом в каждом из подразделений оставался "дежурный" для разрешения срочных вопросов. ПК всех ключевых сотрудников компании оборудованы специальными источниками бесперебойного питания, что позволило им продолжать работу даже в сложившихся условиях. Саll-центр компании также продолжал действовать: звонки сотрудникам "неработающих" офисов переводились на их мобильные телефоны. Встречи с клиентами не отменялись, если только сам заказчик не просил об отмене".


Кто заплатит?


Страховые компании сразу же задумались над тем, в какую сумму им обойдется сбой энергосистем. Компания "Лидер", застраховавшая "Мосэнерго", ныне определяет размер выплаты по поврежденному имуществу (лимит ответственности "Лидера" составляет сотни миллиардов рублей). Страховщик проводит также экспертизу и по станции Чагино. Ответственность "Мосэнерго" перед потребителями электроэнергии, а также риск перерыва производства компании застрахованы не были.По приблизительным оценкам страховщиков, сегодня договоры страхования имущества заключили около 10% юридических лиц России. Из нихтолько 1% застраховал риски от перерывов в производстве. Столь малая цифра объясняется двумя причинами. Во-первых, сами компании не хотят раскрывать объемы своих доходов перед страховщиками, на основании которых должен строиться расчет страхового покрытия. Во-вторых, обычно страховщики начинают компенсировать убытки лишь с третьего дня простоя. Такой страховой полис для многих компаний непривлекателен, так как основные потери приходятся на первые два дня.

Производители и продавцы продуктов питания только начали подсчитывать убытки, и на момент подготовки номера "К°" не решались назвать даже приблизительные объемы ущерба. Но о том, что ущерб значителен, можно судить, исходя из масштабов бизнеса пострадавших компаний.

Одним из пострадавших от отключений электроэнергии оказался крупный поставщиков яиц и мяса птицы – Петелинская птицефабрика в Подмосковье. Из-за падения температуры в инкубаторе погибло 278 000 птиц. Более 200 000 кур погибли и на птицефабриках в Тульской области. "Петелинка" является клиентом "Страхового дома ВСК". По словам руководителя центра продаж "ВСК" Романа Фролова, компания сейчас выясняет, является ли это страховым случаем. Если да, то ВСК предъявит регрессный иск энергетической компании.

В Ступине без электричества остались кондитерская фабрика Mars, молочный завод компании Campina. В Москве прекратили работу Царицынский молочный комбинат компании "Вимм-Билль-Данн", Царицынский и Бирюлевский мясокомбинаты. Завод по переработке мяса ТАМП отделался легким испугом – остановился всего на три часа и успел наверстать упущенное до конца дня. Правда, предприятие столкнулось с проблемой возврата заказов от магазинов, не сумевших разместить товар в холодильниках.

На вопросы, как они собираются покрывать убытки и защищаться в будущем, компании пока не могут ответить. Немногие из них в состоянии подобно "Балтике" построить собственную ТЭЦ, но от проблемы, как обеспечить большую энергетическую независимость, они уже не смогут отмахнуться.

Центральный федеральный округ