In English

Грозовой фронт

24.10.2004, Кращенко Лариса
Издание: Эксперт
Проведенное агентством "Эксперт РА" исследование рынка информационных технологий показало: чрезмерная зависимость от государства превращает ИТ-компании из поставщиков высокотехнологичных решений в продавцов широкого профиля.

В 2004 году выручка компаний, вошедших в рейтинг, выросла на треть (точнее, на 32%) и достигла 160 млрд рублей. Казалось бы, это великолепная иллюстрация эффективности нового, конкурентного, высокотехнологичного рынка. Еще бы, в отрасли информационных технологий (ИТ) как в никакой другой велика доля бизнеса, построенного с нуля.

Тем более неожиданно, что основным фактором развития этого рынка стало государство. Около четверти выручки компании заработали, участвуя в государственных проектах. И похоже, это еще не предел. Вполне вероятно, что роль государства будет расти.

С одной стороны, влияние государства было позитивным. Рассказывает президент Национальной компьютерной корпорации (НКК) Александр Калинин: «Во-первых, это принятие Концепции развития ИТ-рынка, разработанной совместными усилиями Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и Министерства информационных технологий и связи. При грамотном подходе к разработке механизмов реализации этой программы развитие ИТ-рынка может пойти еще более быстрыми темпами. Во-вторых, завершилось реформирование нашего профильного министерства. И в его новом названии проявились важные для нас приоритеты». По мнению президента группы компаний IBS Анатолия Карачинского, «государство стало уделять самое пристальное внимание использованию информационных технологий в государственном управлении. И разработанная программа развития ИТ-рынка, что само по себе явление позитивное, – это весомый для отрасли сигнал о том, что ею начали интересоваться и что ИТ-рынок становится все более важным и значимым в экономической жизни России». Тему продолжает президент группы компаний «Компьюлинк» Михаил Лящ: «Активное участие ИТ-компаний в государственных информатизационных проектах как федерального, так и регионального уровня, положительно влияет на развитие ИТ-отрасли. Можно сказать о большом внимании, уделяемом сейчас руководителями государства и отраслевого министерства проблемам состояния и развития информационных технологий в России. Сегодня им отводится особая роль в развитии и совершенствовании системы управления государством».

С другой стороны, сильная зависимость от государства привела к тому, что любой сбой в государственном механизме крайне болезненно сказывается на всей отрасли. По словам Анатолия Карачинского, «в прошлом году развитие ИТ-рынка в целом, как и процессов информатизации органов госвласти, затормозилось из-за административной реформы. В силу различных последствий реформы – изменения бюджетов, уровней ответственности, организационной структуры, самих людей, отвечающих за ИТ, а также приоритетов, – многое, что намечалось на этот год, было либо отложено, либо пересмотрено, либо отменено». Как отмечает Александр Калинин, «весь рынок ожидал окончания реформы. Была заморожена практически вся деятельность, связанная с развитием, в частности информатизация. Замирание работы многих госструктур и подведомственных предприятий сильно повлияло, например, на нашу производственную компанию. Количество заказов на компьютеры и серверы во втором и третьем кварталах резко сократилось, а затем так же резко выросло в четвертом квартале».

Последствия административной реформы не только подорвали бизнес отдельных компаний, но и качественно изменили сам рынок. Мы уже отмечали, что в России наблюдается закономерность: чем ниже «уровень передела», тем более высокими темпами развивается бизнес (см. «Эксперт» N11 за 2004 год). Сейчас эта неприятная особенность проявилась еще ярче. В условиях нестабильного госзаказа компании сворачивали затратные высокотехнологичные проекты и переключались на более доступные сегменты бизнеса – дистрибуцию и сервисные услуги. Объем выручки компаний только от дистрибуторской деятельности за год увеличился почти вдвое (60% в 2003 году). Как следствие, доля этих направлений в общем объеме рынка возросла на семь процентных пунктов и составила 47,2%.

Например, в ушедшем году ведущим направлением деятельности для холдинга НКК стала дистрибуция. На ее долю в общем объеме реализации группы пришлось 76% (как объясняют в самой компании, связано это было в большей степени с процессами реорганизации, происходившими с двумя другими направлениями – системной интеграцией и производством оборудования). А у компании R-Style доля выручки от дистрибуции увеличилась с 32,5 до 58,3%.

Адаптация


За общей тенденцией к «упрощению» бизнеса прослеживается несколько типовых поведенческих линий.

Прежде всего подавляющее большинство участников рейтинга отмечают, что наибольшим спросом пользуются не высокотехнологичные, а массовые, коробочные решения. И в этом плане характерен переход предприятий на обслуживание запросов розничных сетей.

По мнению генерального директора компании «Крафтвэй» (Kraftway) Алексея Кудрявцева, «развитие домашнего рынка ознаменовалось началом долгожданного этапа формирования в России культуры потребления настольных компьютеров как коробочных продуктов, «коммодитизации», как считалось ранее, сложного товара – ПК. Аудитория потребителей начала расширяться в основном за счет непрофессионалов. А сети, торгующие бытовой электроникой, стали шире включать компьютеры в ассортимент предлагаемых товаров».

Другой распространенный ход – объединение компаний. Только в первой десятке рейтинга уже более половины занимают группы компаний. Конечно, в рамках группы или холдинга так называемые сезонные изменения спроса проходят практически незаметными – за счет перераспределения финансовых потоков, экономии на ресурсах и т. д. Однако всегда ли объединение является гарантией качественного, эксклюзивного, учитывающего интересы заказчика продукта?

Пока нет. Зачастую объединения носят формальный характер и преследуют единственную цель: продемонстрировать масштаб группы для того, чтобы заполучить выгодного крупного клиента. При этом часто объединяющиеся – далеко не лидеры своих сегментов.

Впрочем, и реальное объединение в холдинг не гарантирует решения всех проблем. Особенно в условиях дефицита ресурсов. Чтобы не потерять прибыль от растущего спроса в одном из направлений, приходится перекидывать профессиональные кадры из других подразделений. При этом, пока латают одни дыры, появляются другие. А холдинг лишь теряет наработанный опыт и интеллектуальный потенциал.

Альтернатива объединениям – специализация. О ее преимуществах рассказывает президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова: «Специализация всегда обеспечивает большую концентрацию ресурсов и кадрового потенциала в области как разработки, так и менеджмента и маркетинга, что позволяет создавать более технологичные и функциональные программные системы. Это наглядно подтверждает практика. Российские многопрофильные компании сегодня не в состоянии конкурировать с западными многопрофильными структурами, такими как IBM и HP. Но специализированные отечественные ИТ-компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения в узком сегменте, способны создавать решения, по качеству превосходящие аналоги зарубежных разработчиков. Поэтому мы не планируем стать частью какого-либо крупного консорциума. В нашей стране пока этот путь не имеет особой перспективы».

Наконец, самый естественный способ избавиться от госзависимости – работа с рынком. Однако традиционные корпоративные заказчики сейчас уже не столь выгодны, как ранее. В условиях сверхвысокой рентабельности бизнеса им нет смысла задумываться об эффективности производства и заказывать дорогостоящие эксклюзивные системы управления. При равном уровне конкуренции в нефтяном и финансовом секторах выручка компаний от оказания услуг финансистам оказалась гораздо выше, чем от оказания услуг нефтяникам. А при более низкой конкуренции в секторе услуг для госструктур – в два раза выше, чем в нефтянке. То же самое можно сказать и о программном обеспечении (ПО). Большее количество компаний, специализирующихся в разработке программных решений для нефтянки, заработали меньше денег, чем меньшее количество их коллег в секторе госструктур.

Производственные ниши


В наибольшей зависимости от государства оказались производители оборудования. Второй год подряд нарушаются планы закупок. Если в 2003-м такой ситуации способствовали переносы тендеров, то в прошедшем году, как уже говорилось, виноватой оказалась административная реформа. В итоге и до того не особенно динамично растущий сектор за год вырос всего на 12%. А его доля в общем объеме рынка составила 8,7%, или почти 14 млрд рублей. Большая часть доходов (8,4%) приходится на производителей компьютерного оборудования. Среди участников рейтинга 18 компаний специализируются на этом направлении.

Наибольшего успеха, соответственно, добились предприятия, ориентирующиеся не только на государство, но и на частный капитал. Например, компания «Крафтвэй» увеличила объемы выручки от производства оборудования на 50%. Акцент был сделан на проекты, которые включают в себя производство серверного оборудования и систем хранения данных. В прошлом году компания осуществила крупные поставки в отделения ЦБ РФ, Сбербанка, Газпромбанка и ряда других кредитных учреждений. Существенно увеличился бизнес и с постоянными клиентами, такими как РАО ЕЭС, «ЦентрТелеком», Центральный телеграф, ММК. А в корпоративном секторе были заключены стратегические соглашения с РАО РЖД, «Северсталью», РСК «МиГ», компанией «Росинкасс» и др.

Есть и более неожиданные решения. Так, для отдельных компаний наиболее прибыльным направлением, не требующим значительных материальных затрат, на ближайшие два-три года может стать производство и продажа светодиодной продукции. Или производство ноутбуков и компьютеров со встроенными ионизаторами воздуха. Рассказывает директор компании «К-Системс» Эдуард Воронецкий: «В начале 2004 года мы запатентовали компьютер, полезный для здоровья. Компьютеры Irbis комплектуются встроенными аэроионизаторами – устройствами для оздоровления воздуха в помещении, которые работают по принципу люстры Чижевского. По мнению медиков, ионизация воздуха повышает работоспособность, помогает укрепить иммунитет, способствует профилактике различных заболеваний».

Есть структуры, которые вынашивают более амбициозные планы. Например, группа компаний «Компьюлинк» в течение ближайших полутора лет планирует осуществить IPO и качественно расширить свое присутствие на рынке. Во многом такому настрою способствует диверсификация бизнеса. Помимо производства и сервисного обслуживания компьютерного оборудования CLR группа предоставляет весь спектр услуг – от проекта организации бизнес-процессов заказчика до внедрения его вплоть до уровня «железа».

Сервисный прорыв


Наиболее благополучно административные передряги пережил сектор ИТ-услуг. За год его прирост составил 46%. По темпам это направление уступает только сектору дистрибуции. В общем объеме рынка на него приходится уже 32,7%.

Но основным потребителем в этом сегменте является опять-таки государство. По уровню спроса на услуги ИТ-компаний со стороны отраслей и сфер экономики госструктуры стоят на втором месте после предприятий связи. На третьем месте – финансовые институты, на четвертом – нефтяная и нефтегазовая промышленность.

Более половины доходов компаний, работающих в этом сегменте рынка, приходится на интеграционные услуги. И это не удивительно. Из 80 участников рейтинга 54 занимаются внедрением информационных систем (ИС) и техники. Причем в большей степени не собственного и не отечественного производства, а западного (о чем наглядно свидетельствуют любезно предоставленные самими участниками рейтинга имена их партнеров).

Преобладание западного ПО приводит к тому, что целый спектр услуг оказывается фактически недоступным для российских компаний. Речь идет прежде всего о поддержке ПО, а также об обучении и сертификации специалистов. На долю этих направлений в общем объеме рынка приходится всего 3,7 и 1% соответственно.

Нашим же компаниям не остается ничего иного, кроме как делать акцент на предоставление консалтинговых услуг. Как считает Михаил Лящ, «совершенствование существующих на предприятиях систем управления и повышение их эффективности невозможно без управленческого консалтинга, внедрения программных комплексов управления бизнесом и развития сервисов. При правильной постановке дела в этой сфере можно достигнуть весьма высокой нормы прибыли – в два-три раза большей, чем в традиционных для ИТ-компаний видах бизнеса. Поэтому с точки зрения развития бизнеса направление консалтинга для нашей компании является приоритетным. Если говорить о наших планах в отношении этих видов деятельности, то мы бы хотели, чтобы они в идеале приносили нам не менее шестидесяти процентов всех доходов».

Такая стратегия уже сегодня дает импульс развитию консалтинга. Консалтинговое направление в деятельности ИТ-компаний, специализирующихся на оказании услуг, занимает второе место после интеграции. На его долю в общем объеме рынка приходится уже около 7%.

Мозговой штурм


Не обошлось без активного влияния государства и в разработке программного обеспечения. По словам Ольги Усковой, «государство продолжило инвестировать значительные средства в развитие собственной информационной инфраструктуры, что во многом стимулировало развитие отечественных компаний – разработчиков ПО. Сейчас наиболее масштабные и интересные с технологической точки зрения ИТ-проекты реализуются именно предприятиями госсектора».

С одной стороны, такая поддержка способствует росту этого направления. Выручка компаний, специализирующихся на ПО, за год увеличилась на 35%. С другой стороны, можно представить себе масштаб бедствий для программистов, если государство по какой-либо причине прекратит инвестирование этих проектов.

Однако компании, похоже, готовы к такому повороту событий, но при этом не собираются расставаться со своими компетенциями, и даже наоборот. Они в своей деятельности учитывают и рыночные запросы, создавая массовые продукты, и находят новые ниши и разрабатывают решения под индивидуальные задачи клиента. И с каждым годом количество таких решений только увеличивается. Доля проектного программного обеспечения в выручке программистов составляет 3,8%. Уже 47 из 55 разработчиков ПО, участвующих в рейтинге, специализируются на этом направлении.

Например, в Cognitive Technologies много внимания уделяется разработке программных продуктов для малого и среднего бизнеса, созданию сетевых решений и решений в области электронной коммерции, а также продвижению высокотехнологичных ритейловых продуктов. В числе приоритетных направлений остается и создание специализированных решений для органов государственной власти.

Как отмечает управляющий директор компании SAP Алексей Шлыков, «разработчики не только создают программные решения, но и оказывают консалтинговые услуги. Инвестируют средства в развитие подразделений по сервисному обслуживанию своих решений, партнерской сети. Важнейший аспект – обучение и сертификация как собственных специалистов, так и партнеров и клиентов. Такой комплексный подход – необходимое условие успешных внедрений серьезных программных решений».

Создают и новые, инновационные продукты. Рассказывает президент корпорации «Галактика» Николай Красилов: «Мы развиваем свои продукты, ориентируясь на последние тенденции в промышленном секторе, для которого характерно создание крупных структур, объединение компаний в холдинги и финансово-промышленные группы. Именно для таких объединений в начале 2005 года мы предложили специальное решение, основой которого стало применение новейших ИТ-разработок (платформа Microsoft.NET, сервис-ориентированная архитектура – SOA – и так далее). Возможности решения позволят консолидировать управленческую отчетность, управлять цепочками поставок и корпоративным финансированием, принимать выверенные управленческие решения».

Интересными можно назвать проекты, реализованные компанией в деревообрабатывающей и мебельной промышленности, которые связаны с построением системы управления производством в соответствии со стандартом MRP-II (на мебельной фабрике «Заречье», на ДОК «Красный Октябрь»). Востребованными в текущем году оказались решения на базе системы «Галактика» для выполнения таких специфических задач, как управление ремонтом и техническим обслуживанием оборудования, капитальным строительством.

Разработчики, впрочем, не намерены замыкаться на этом. Рассказывает вице-президент компании «Диасофт» Алексей Грошев: «Будучи известными как поставщики целого ряда первоклассных бэк-офисов, мы начали работу по выводу на рынок новых фронт-офисных приложений, чтобы обеспечить поддержку расширения бизнеса наших клиентов «вширь» – в местах обслуживания ими своих клиентов. Одновременно мы наращиваем свое присутствие в сегменте поставщиков комплексных решений банковской отчетности – и регламентной, и управленческой, – чтобы поддержать наших клиентов на противоположном фронт-офису конце технологической цепочки работы банка, в момент принятия им бизнес-решений. Учитывая специфику выбранных нами для реализации задач и масштабность подхода к их решению, по большому счету, конкурентов ни там, ни там пока не видно».

Основания для столь оптимистических заявлений есть. Только за прошлый год количество российских банков из первой сотни, использующих системы автоматизации компании «Диасофт», достигло 43. Среди наиболее значимых проектов компании - внедрение комплексной банковской системы в банке «Ак Барс», внедрение решения по ценным бумагам в ФК «УралСиб» и Банке Москвы, завершение работ по управлению внутрихозяйственной деятельностью в АКБ «Пробизнесбанк» и в КБ «КМБ-банк», а также решение уникальных задач по страхованию в компаниях «Росгосстрах», «Согласие», «Прогресс-Нева». Кроме того, реализованы очередные этапы масштабных проектов по построению хранилищ данных в КБ «СДМ-банк», Номос-банке, Альфа-банке, в компании «Аэрофлот-Российские авиалинии».

Как знать, может, скоро (если не в наступившем году, так в следующем) рынок станет свидетелем рождения новых инновационных, прорывных продуктов?

Однако с учетом того, что на долю разработчиков ПО в общем объеме доходов ИТ-компаний приходится всего 7,1%, им еще не скоро удастся повлиять на расстановку сил на рынке. Нельзя забывать и том, что в большинстве своем российские ИТ-компании внедряют западные информационные системы и что значительную часть доходов компании-разработчики получают именно от их доработки.

Просветление


Всего лишь два года назад, при составлении первого рейтинга ИТ-компаний, рынок поразил нас своей фактически полной информационной непроницаемостью. Попытка составить список компаний, готовых предоставить финансовую отчетность, с треском провалилась: добровольцев оказалось лишь двое. На следующий год их стало пятеро.

И вот теперь их число выросло сразу почти в пять раз – 24 участника рейтинга подтвердили свои данные бухгалтерской отчетностью. Причем у трех она была заверена известным международным аудитором, а у пятерых – аудитором из рейтинга "Аудит-150". Ситуация стала меняться кардинально.

Тем не менее остальные участники рейтинга (то есть большинство – 56 компаний) до сих пор не заинтересованы в раскрытии достоверной информации о результатах своей деятельности. Добрая половина заработанных ими средств находится в тени. Так, 41 компания в качестве подтверждения доходов, полученных в 2004 году, раскрыла только информацию о клиентах, которым поставляла продукцию или оказывала услуги. Еще 15 компаний не смогли подтвердить реальность предоставленных финансовых показателей – они лишь заполнили анкету. Таким образом, из 160 млрд рублей общего объема выручки, полученной ИТ-компаниями в минувшем году, достоверно можно говорить только о 18%, или 28,7 млрд рублей.

Тому, что участники рейтинга скрывают информацию о своих истинных доходах, есть несколько причин. Во-первых, значительная часть выручки многих компаний находится в офшорах. Во-вторых, данные об объеме реализации компании или группы попросту могли быть завышены – ради того, чтобы произвести впечатление на клиентов. Задавая дополнительные вопросы о природе выручки, мы свели уровень «творчества» к минимуму, но, следует признать, не к нулю. Наконец, порой компании не готовы раскрывать свои показатели перед конкурентами. Часть из них, как и в предыдущие годы, предоставила информацию о выручке под грифом «конфиденциально». Что, в общем-то, говорит о высоком уровне конкуренции в отрасли. Об этом же свидетельствует, по-видимому, и то, что западные фирмы до сих пор не готовы раскрывать информацию о своих доходах в России (за исключением компании SAP). Во многих случаях они уклоняются даже от характеристики своей деятельности в России (результаты опроса представлены в таблице 8, и они явно не полны).

* * *

2004 год отмечен в истории Kraftway достижениями в трех областях: компания существенно выросла и приобрела дополнительную финансовую устойчивость; осуществила технологический прорыв, серьезно оторвавшись от отечественных конкурентов; укрепила дистрибуцию, проведя нишевую и территориальную экспансию. Объем бизнеса Kraftway увеличился на 91% по сравнению с 2003 годом. Подтверждая статус технологического лидера отрасли, Kraftway заключила два беспрецедентных соглашения с Hitachi Data Systems и SGI, что позволяет сегодня с полным правом говорить о достигнутом технологическом паритете с мировыми грандами. Активно шло освоение новых ниш и регионов. В 2004 году компания обратила пристальное внимание на корпоративный сектор и сумела успешно выйти на этот рынок, заключив стратегические соглашения с рядом системообразующих компаний. Не менее впечатляющи и успехи Kraftway на розничном рынке. В 2004 году было практически завершено построение партнерской сети и сформирован костяк из 30 региональных компаний-дистрибуторов.

Компания IBS консолидировала внутренние ресурсы по оказанию аутсорсинговых услуг и создала Центр аутсорсинга Data Fort. Центр сформирован путем объединения всех аутсорсинговых практик IBS, что позволяет предложить клиентам максимальный по полноте и функциональности набор сервисов для решения конкретных бизнес-задач. Центр аутсорсинга возглавил Юрий Самойлов, ранее занимавший должность директора Департамента интеграционных решений. IBS – одна из первых компаний на ИТ-рынке, начавшая активное развитие услуг ИТ-аутсорсинга. Среди ее клиентов, пользующихся аутсорсингом, более 70 российских и западных компаний. На 2005-й финансовый год в развитие Центра аутсорсинга планируется инвестировать 5-6 млн долларов. Основное финансирование будет направлено на разработку новых продуктов и услуг, развитие и рост персонала и усиление технологических мощностей, прежде всего на создание нового дата-центра. Согласно долгосрочным бизнес-планам компании, к 2007 году доля IBS на рынке ИТ-аутсорсинга должна составить не менее 30-35%.

Прошлый год в целом оказался весьма успешным для компании SAP AG по всему миру. В странах СНГ И Балтии доходы компании выросли на 25,8% по сравнению с 2003 годом и составили 95,5 млн евро. В 2004 году SAP росла быстрее рынка в целом: в течение года было подписано 62 новых контракта, среди которых 33 – с новыми клиентами. В 2004 году хорошо развивался проект SAP в «Российских железных дорогах», – крупнейший в мире проект SAP в транспортной отрасли. Количество пользователей превысило 40 тыс. человек. Впервые в России в области машиностроения на предприятиях концерна «Силовые машины» была внедрена инновационная технологическая платформа – SAP NetWeaver. Важным для компании событием стало заключение контракта с крупным холдингом оборонной промышленности - с ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»». В прошлом году SAP заключила первые контракты на новом для нее рынке среднего и малого бизнеса, и именно он становится важным стратегическим направлением глобального развития компании.

Для «АйТи» 2004 год прошел под знаком перехода аутсорсингового бизнеса компании из области обсуждаемых с заказчиками моделей в сферу практически реализуемых проектов. За прошедший год «АйТи» вывела на рынок целый ряд услуг в сфере аутсорсинга поддержки ИТ-инфраструктуры, а также аутсорсинга ИТ-специалистов и проектных команд. Одновременно удалось построить уникальную систему доставки услуг потребителю, обеспечивающую предоставление заказчику ИТ-сервисов и ресурсов в любой точке России и в странах СНГ – через сеть региональных филиалов компании и сервисных партнеров. Компанией были разработаны и внедрены технологии управления территориально распределенными проектами аутсорсинга. «На мой взгляд, аутсорсинговая модель на рынке ИТ-услуг в России будет успешно развиваться, – говорит Тагир Яппаров, председатель совета директоров компании «АйТи», – обусловлено это как самой логикой развития управления предприятиями, так и интенсивной географической экспансией операций отечественных и зарубежных компаний на рынки российских регионов и стран СНГ».

В прошлом году представители Trend Micro заявили, что российский рынок является для них приоритетным, и увеличили свою долю здесь за 2004 год в четыре раза. В начале этого года в ЗАО «Экспоцентр» компанией «Антивирусный центр» – премиум-партнером Trend Micro в России – было успешно внедрено многофункциональное решение корпорации Trend Micro.

Крупнейший в России выставочный комплекс сделал оптимальный выбор из лучших мировых антивирусов. Комплексное решение от Trend Micro защищает от компьютерных вирусов и сетевых атак все участки корпоративной сети. Обеспечивается единое управление защитой, позволяя свести затраты по поддержке защиты к минимуму. «В современных условиях каждая организация должна обращать пристальное внимание на защиту информации, – говорит начальник службы Информационных технологий ЗАО «Экспоцентр» Алексей Федосов. – В результате внедрения Trend Micro мы получили надежную систему защиты на уровне международных стандартов качества».

В 2004 году компания «Информконтакт» выпустила новые компоненты системы Alfa: Alfa-Equipment – управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, Alfa-eOffice – сервис поддержки электронного документооборота, Alfa-Sales & Distribution – управление отгрузкой и сбытом продукции.

Для динамично развивающихся компаний среднего бизнеса подготовлен вариант поставки – Alfa Express, решающий вопросы автоматизации основных бизнес-процессов и предоставляющий возможность в будущем перейти к решению корпоративного класса.

Менее чем за год на ОАО «Сильвинит» – крупнейшем горнопромышленном комплексе – реализован проект по автоматизации расчета заработной платы на базе модуля Alfa-Salary: расчет осуществляется более чем по 10 тыс. сотрудников в 18 территориально распределенных структурных подразделениях. Проект интересен с технологической точки зрения: благодаря возможностям платформы Alfa-ESP обеспечен «бесшоковый» переход к новому решению, модуль встроен в существующую информационную инфраструктуру.

В 2004 году компания НР активно развивала свое присутствие в регионах и создала сеть региональных представителей и региональных офисов в семи федеральных округах РФ. На сегодняшний день у НР есть четыре региональных офиса: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Самаре, до конца года планируется открыть еще три офиса.

Выбранное направление развития объясняется рядом экономических и географических факторов: российские регионы растут очень динамично и обладают огромным потенциалом для дальнейшего развития. Наличие собственного регионального офиса позволяет компании НР быть ближе к своим заказчикам, которые смогут оперативно получать информацию о последних инновационных решениях компании, квалифицированную помощь и необходимые консультации на местах.

Компания НР видит в региональном развитии возможности не только для продвижения своих продуктов и технологий, но и для расширения списка заказчиков и партнеров компании.

Центральный федеральный округ