In English

Это не дань моде

05.03.2005
Издание: Эксперт Урал
Автоматизация становится жизненной необходимостью промышленников, – считает директор управления регионального бизнеса компании "АйТи" Айдар Гареев.

Андрей Максимов

– Айдар Рифович, как изменение потребностей различных секторов отечественного бизнеса влияло на формирование ИТ-индустрии?

– В начале 90-х годов основными заказчиками информационных систем, "законодателями моды" в области ИТ, были банки. Чуть позже о задачах рынку объявили крупные компании нефтегазового сектора и естественные монополии: Газпром, РАО ЕЭС, Российские железные дороги и пр. Например, когда РЖД параллельно транспортным сетям проложили оптико-волоконную связь, это был очень серьезный сигнал как для промышленных компаний, так и для рынка. В РАО ЕЭС потребность в автоматизации возникла при переходе от состояния естественной монополии к свободному рынку электроэнергии. Параллельно активно занялись автоматизацией металлурги, затем заказы стали формировать пищевые холдинги, прежде всего производители пива.

Сегодня, хочу подчеркнуть, внедрение информационных технологий на промышленных предприятиях – это не дань моде, не субъективное решение, а объективная потребность, основанная на тех задачах, которые стоят перед бизнесом.

– При каких условиях процесс внедрения информационных технологий идет активнее?

– Зачастую это связано со сменой собственника: приходят молодые, эффективные менеджерские команды, и чтобы оценить, что у них происходит, понять, насколько качественно управляются бизнес-процессы, будь то финансовые потоки, логистика или сбыт, они активизируют процесс внедрения информационных технологий. Этого же требуют и западные инвесторы, которым нужен прозрачный бизнес. Если говорить в целом, речь идет о повышении производительности труда и эффективности работы предприятий. Далее: процесс строительства вертикально-интегрированных холдингов также подтолкнул топ-менеджеров к решениям, связанным с автоматизацией. Скажем, внедрение программных продуктов для управления персоналом (а они сейчас по степени востребованности на втором месте после решений для управления финансами), если хотите, – жизненная необходимость, основанная на том, что топ-менеджменту важно отслеживать и регулировать трудовые ресурсы, где бы они ни находились, в Калининграде или на Камчатке. Широкий территориальный охват бизнеса подталкивает и к более серьезным решениям. Когда в ОАО "ММК" появились новые дочерние структуры и его бизнес вышел за рамки одного предприятия, когда появилась управляющая компания в Москве и т.д., необходимость внедрения ERP-системы уже не вызывала сомнений и дискуссии по этому поводу прекратились сами собой.

Еще один стимул к автоматизации – желание навести порядок во взаимоотношениях с контрагентами, будь то закупка сырья или сбыт готовой продукции. Тот же ММК внедряет программные продукты не только у себя, но и у своих партнеров по бизнесу, потому что удобнее работать в единой системе. Нельзя не сказать и о том, что сегодня российский топ-менеджмент становится более требователен к аналитическим продуктам, к прогнозированию, он все больше говорит о стратегических методах управления. Во многом эти задачи решаются с помощью информационных технологий.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ