In English

Сегодня Россия стоит перед выбором долгосрочной стратегии укрепления своих позиций на мировом ИТ-рынке

14.05.2004
Издание: Вестник связи
Мировая практика показывает, что сегодня темпы роста ИТ-индустрии в разы превышают аналогичные показатели традиционных отраслей промышленности. Так, за прошедшее десятилетие интегральные темпы роста мировой ИТ-отрасли достигли 8%, тогда как, например, для тяжелого машиностроения этот показатель составляет всего 2%. Более того, в странах–лидерах национальное производство ИТ составляет ощутимую долю в структуре ВВП. Например, в Ирландии вклад ИТ-индустрии в ВВП приближается к 12%, в США и Китае – превышает 5%. Для сравнения – в России при среднегодовых темпах роста ИТ-рынка в 20-30% вклад ИТ-отрасли в ВВП, по оценкам аналитических агентств, лишь немногим превышает 1%.

Таким образом, приходится констатировать, что сегодняшнее положении России – правопреемницы Советского Союза, признанного мирового лидера во многих областях высокотехнологичного производства и естественных наук – не соответствует ее возможностям и потенциалу. И это несмотря на то, что в целом в нашей стране сложилась достаточно позитивная для кардинального изменения ее позиций как на внутреннем, так и на внешнем ИТ-рынке ситуация.

С одной стороны, национальный ИТ-рынок в нашей стране более или менее сформировался – у нас уже есть пул успешных отечественных ИТ-компаний, способных удовлетворять не только внутренний спрос, но и производить конкурентоспособные на зарубежных рынках продукцию и услуги. У нас по прежнему огромный интеллектуальный потенциал и великолепные научные школы, пользующиеся авторитетом в мире. За последние годы в России создана прекрасная телекоммуникационная инфраструктура, которая обеспечивает эффективный обмен информацией как внутри страны, так и с зарубежными странами. Да и по своей культуре мы значительно ближе к мировым центрам спроса на ИТ, чем азиатские страны, которые сегодня уверенно лидируют в области экспорта ПО. Иными словами все предпосылки для того, чтобы не отставать от Запада у нас есть.

И все же, несмотря на все описанные выше преимущества, российская ИТ-отрасль сталкивается с барьерами, которые существенно тормозят ее развитие и выход российских ИТ-компаний на мировые рынки. Это и отсутствие адекватной законодательной и фискальной базы, и, как это ни странно, дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов, и отсутствие механизмов привлечения венчурных инвестиций, и отсутствие условий для выхода крупнейших компаний на фондовый рынок и целый ряд других проблем.

Все это приводит не только к отставанию России в плане инноваций и использования информационных технологий, но и к утечке мозгов, низкой инвестиционной привлекательности российских высокотехнологичных компаний. Во многом именно поэтому, российский сегмент ИТ-рынка представлен преимущественно небольшими и средними по своим масштабам компаниями, которые чисто физически не способны к серьезным собственным инвестициям в развитие конкурентоспособных на западе продуктов и услуг.

Очевидно, что факт столь «плачевного» положения национальной ИТ-отрасли – особенно по контрасту такими странами, как Индия и Китай – не может не волновать руководство страны, равно как и представителей традиционных индустрий, развитие которых так или иначе связано с наукой и технологиями.

Собственно говоря именно эти вопросы и составили повестку дня совещания по информационным технологиям, прошедшего 11 января в Новосибирске с участием Президента России, министров экономического развития и торговли, информационных технологий и связи, науки и образования, заместителя министра финансов, руководителя Федеральной налоговой службы, глав администраций ряда регионов, представителей науки, а также ИТ-отрасли.

Нужна ли ИТ-отрасли поддержка государства?

Не стоит питать иллюзий относительно того, что в странах-технологических лидерах ИТ-индустрия самостоятельно добилась столь высоких позиций в мире. Без серьезной государственной поддержки на этапе становления и развития отрасли – собственно говоря, это касается не только ИТ-индустрии, но и любой другой отрасли – мировое лидерство было бы невозможно. Например, в тех же Соединенных Штатах существует порядка 2000 особых экономических зон, в которых созданы специальные условия для развития высоких технологий.

Безусловно, целый ряд проблем отечественный ИТ-бизнес в состоянии решить собственными силами. Например, кадры. Ни для кого не секрет, что в нашей стране, уровень образования и научный потенциал которой традиционно считается одним из самых высоких в мире, сегодня наблюдается острый дефицит высококвалифицированных специалистов в области ИТ. Для АйТи, бизнес которой основан на высокотехнологичных разработках, собственном производстве ИТ-решений и услуг, эта проблема ощущается особенно остро. Мы, равно как и любая другая компания на нашем рынке, как никто другой заинтересованы в формировании качественной ресурсной базы. Поэтому уже более 5 лет в компании действует университетская программа, в рамках которой мы активно сотрудничаем с ведущими профильными вузами России, а также с целым рядом региональных вузов. Специализированные классы, совместные учебные программы, научно-технические лаборатории, курсовые и дипломные практики, стажировки в компании, привлечение студентов к решению реальных бизнес-задач компании – все это позволяет нам внести свой посильный вклад в решение кадровой проблемы.

Но, к сожалению, в вопросах развития фундаментального и профессионального образования мы практически бессильны. Равно как и в решении целого ряда институциональных проблем. Здесь необходимо активное содействие государства, если хотите воспринятая и государством, и обществом, и бизнесом национальная идеология.

Поэтому факт очевидного интереса руководства страны к нашей отрасли не может не радовать. Уже сегодня ведется активная подготовительная работа по формированию государственной политики, направленной на укрепление позиций России на мировом рынке высоких технологий. Более того, на мой взгляд, очень важно, что работа ведется совместно с представителями ИТ-индустрии и других заинтересованных сторон.

Что делать?

Итак, какие направления государственной поддержки обсуждались на совещании? Во-первых, совершенствование нормативно-правовой базы, прежде всего, в области защиты интеллектуальной собственности, законодательства об особых экономических зонах, а также законов и подзаконных актов, направленных на обеспечение эффективного использования ИТ.

Во-вторых, создание фонда совместного инвестирования, преследующего цели привлечения в российскую ИТ-отрасль венчурных инвестиций для финансирования перспективных на внутреннем и международном рынках исследований и разработок в сфере ИТ. В-третьих, развитие системы профессиональной подготовки специалистов в сфере ИТ. А также, поддержка выхода российских ИТ-предприятий на мировой рынок и создание специализированных технопарков в сфере ИТ.

На трех последних направлениях мне хотелось бы остановиться более подробно, поскольку они в наибольшей степени затрагивают бизнес и развитие отечественных ИТ-компаний.

Ситуацию с российским экспортом высокотехнологичной ИТ-продукции и ИТ-услуг сегодня можно описать фразой «темпы впечатляют, абсолютные значения крайне невелики». На мой взгляд, первопричины такого положения вещей лежат в плоскости 3 ключевых проблем: неадекватная система налогообложения высокотехнологических компаний, нехватка кадрового ресурса, недостаточная маркетинговая поддержка.

Налоги. Ключевой актив ИТ-компании, производящей программные продукты и ИТ-услуги – человеческие ресурсы, высококвалифицированные сотрудники. Сегодня же ситуация такова, что единый социальный налог (ЕСН), который в добывающих отраслях не превышает 10% от прибыли, в ИТ-отрасли достигает 70%. Результат очевиден – мы не можем платить адекватные зарплаты, из прибыли изымаются средства, которые могли бы быть направлены на инвестиции в новые продукты и услуги. В итоге – снижается наша конкурентоспособность на мировом рынке. Простой пример – сегоднямногие индийские разработчики ПО готовы работать по контрактам со стоимостью ресурсов разработчиков 15 долл. в час и получать прибыль. Российские компании при таких расценках в большинстве случаев будут работать себе в убыток.

Кадры. ИТ-рынку не просто необходимы специалисты высокого качества, но и большое их число. И это тоже одна из российских проблем – сегодня не хватает специалистов с элементарной технической подготовкой, не говоря уже о таких специализациях, как управление ИТ-проектами. Участники рынка уже несколько лет назад осознали эту проблему и по мере сил пытаются ее решать – обучать специалистов в собственных учебных центрах, работать с выпускниками вузов и т.д. В то же время, как я уже говорил выше, коренным образом ситуацию с подготовкой кадров можно изменить только на государственном уровне – за счет внедрения новых учебных программ, переподготовки преподавателей, оснащения вузов новой техникой и методиками обучения.

Маркетинг. Очевидно, что для отдельной российской ИТ-компании выход на мировой рынок «в одиночку» затруднен в силу высокого входного «барьера». Маркетинг, участие в международных выставках – все это среднему российскому бизнесу практически не по карману. Поэтому было бы логично, если бы часть вопросов продвижения российских компаний на западные рынки взяло бы на себя государство. Оно же может способствовать формированию нового имиджа России – имиджа страны, имеющей производство конкурентной ИТ-продукции и обладающей успешными технологическими компаниями.

Технопарки. Эта форма организации адресной государственной поддержки развития ИТ-отрасли хорошо зарекомендовала себя в целом ряде стран, играющих заметную роль на мировом ИТ-рынке: в США, Индии, Израиле, Ирландии. Только на территории Западной Европы сегодня функционирует более 250 ИТ-технопарков. Концентрируя людские, производственные и финансовые ресурсы, предоставляя необходимую инфраструктуру, технопарки служат своего рода точками роста высокотехнологичного производства. Поэтому я не вижу причин, почему бы России не заимствовать успешный опыт других стран.

Другой вопрос, что создание технопарков имеет смысл только в том случае, если оно поддерживается соответствующей нормативно-правовой базой и целым рядом мер, позволяющих дать импульс развитию высокотехнологичного производства. Иными словами: специальным фискальным режимом (преимущественно в отношении ЕСН) для компаний-участниц, предоставлением им экспортно-импортных льгот, особым режимом для внешних инвестиций, содействием в привлечении венчурных инвестиций, ну и безусловно, соответствующей социальной, коммуникационной и инженерной инфраструктурой. Собственно, все эти вещи обсуждались на январском правительственном совещании в Новосибирске..

Pro и Contra

Разрабатываемый сегодня закон об особых экономических зонах вызвал очень оживленные дискуссии в обществе. Есть доводы «за» и «против». Особенно в отношении ЕСН. На мой взгляд, если рассматривать данный закон и в частности особый налоговый режим применительно к экспортному бизнесу, то он действительно необходим и не повлечет за собой рисков негативного его использования. Как я уже говорил, действующая сегодня ставка ЕСН не позволяет российским компаниями выдержать конкуренцию на мировом рынке, не говоря уже о том, чтобы капитализировать компании, работающие на внешнем рынке. Более того, такая позиция вполне укладывается в рамки стратегии укрепления наших позиций на мировой ИТ-арене, поскольку именно экспортный бизнес может ощутимо увеличить масштабы ИТ-индустрии. Внутренний же рынок какими бы то ни было льготами развить невозможно – его объем зависит исключительно от масштабов внутреннего ИТ-потребеления и, простите – от готовности и желания заказчиков инвестировать «живые» средства в ИТ. Для роста же объемов экспортного производства ПО льготные условия могли был послужить хорошим импульсом.

Итого…

В заключение, хотелось бы вернуться к январскому правительственному совещанию по вопросам информационных технологий. Результаты совещания показывают, что сегодня наша страна стоит перед выбором долгосрочной стратегии укрепления своих позиций на мировом рынке информационных технологий. Мы делаем первый шаг на пути реализации амбициозных задач, которые предусматривают достижение к 2010 г. таких важнейших показателей как:
  • ИТ-производство 4-5% от ВВП
  • объем национального ИТ-рынка – 40 млрд. руб.
  • объем ИТ-экспорта – 3 млрд. долл.
На мой взгляд, заявленная властью, наукой и отечественным ИТ-бизнесом позиция абсолютно открыта и направлена не на поддержку отдельных компаний или групп, а на развитие всего ИТ-рынка. И я не сомневаюсь в том, что при адекватной реализации обсуждаемых мер цели программы вполне достижимы.

Центральный федеральный округ