In English

Племя младое, незнакомое

26.10.2004, Некрасова Елена
Издание: CIO
Поиск работы нынешние студенты начинают уже со второго-третьего курса — ведь в большинстве действительно интересных объявлений по найму, по которым, возможно, нужно будет звонить по окончании вуза, присутствует строка: «Опыт работы обязателен». Возможно ли приобрести этот опыт до окончания института, если компании весьма неохотно берут на себя роль «репетитора»?

В каких случаях и насколько оправдано привлечение студентов к работе в компании? Как определить ту часть работы, которую можно передать студенту? Какова, с точки зрения компаний, цель привлечения студентов: минимизировать затраты или «отобрать» и «вырастить» перспективных сотрудников? В чем заключаются риски сотрудничества со студентами и как их минимизировать, в чем причина возникающих проблем?

Елена Некрасова

Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании «АйТи»

Со студентами мы работаем достаточно давно — уже более пяти лет. Еще в конце 90-х «АйТи» запустила университетскую программу, в рамках которой мы активно сотрудничаем с ведущими профильными вузами России, в числе которых МГУ, МИФИ, МФТИ, МТУСИ, МАИ, а также с целым рядом региональных учебных заведений. Если в самом начале программа сотрудничества ограничивалась лишь стажировкой студентов в компании, то сегодня число направлений гораздо шире — специализированные классы, совместные учебные программы, научно-технические лаборатории, курсовые и дипломные практики. Так, мы одними из первых в России ИТ-компаний открыли собственный класс-лабораторию в вузе (в МИФИ). Причем речь идет не только об оснащении учебных аудиторий компьютерной техникой и программным обеспечением, но и о создании полноценной научно-технической лаборатории, в рамках которой студенты старших курсов и аспиранты принимают участие в решении реальных бизнес-задач компании «АйТи». В частности, студенты принимали участие в разработке отдельных модулей наших продуктов, активно привлекаются к работам по тестированию ПО, участвуют в научно-исследовательских проектах компании. На сегодняшний день «АйТи» признана одним из базовых предприятий МИФИ — студенты этого института проходят у нас дипломную и производственную практику, очень многие выпускники работают в нашей компании.

В целом же, по университетской программе «через АйТи» проходят от 50 до 100 студентов в год — причем в рамках не только стажировок и дипломной практики, но и в качестве полноправных участников проектов.

Молодых специалистов мы рассматриваем как один из наиболее эффективных ресурсов для формирования кадрового резерва компании. Безусловно, мы привлекаем студентов и для выполнения разовых и сезонных работ. Но не только. Студенты участвуют в проектах компании — безусловно, имеются в виду работы, не требующие очень высокой квалификации, но все же связанные с интеллектуальным трудом. Таким образом, привлечение студенческого ресурса позволяет решить целый ряд проблем. Во-первых, не секрет, что на ИТ-рынке сегодня существует дефицит ИТ-специалистов. Во-вторых, в любой ИТ-компании бывают проблемы нехватки специалистов в периоды пиковой нагрузки на проектах. Решить эту проблему позволяет создание временных проектных команд из студентов, недавних выпускников и аспирантов. Например, у нас есть опыт успешного привлечения студентов для таких проектных работ, как монтаж оборудования, организация переезда компании-клиента (подготовка рабочих мест, тестирование оборудования и пр.). Более высокий уровень работ — участие в проектах по тиражированию информационных систем, когда требуется «копирование» настроек системы в различных подразделениях.

Безусловно, работа со студентами — и в целом с молодыми специалистами — связана с целым рядом рисков. Первый из них — возрастной. Очевидно, что молодые люди гораздо более легкомысленно относятся к жизни вообще и к работе в частности. Во-вторых, как правило, студентам не хватает целого ряда навыков — как профессиональных, так и «общечеловеческих». Прежде всего, у них нет навыка коллективной работы, который крайне важен для успешной работы в проекте. А этому навыку практически невозможно научить. Умение работать в команде приходит только с опытом. Кроме того, тот багаж знаний, с которым студент приходит в компанию, в большинстве случаев неструктурирован и не подкреплен практикой прикладного использования. Соответственно, всегда требуется специальное тестирование для определения «пробелов» и дополнительное обучение для их «закрытия». Таким образом, любой студент, приходящий в «АйТи», всегда проходит довольно серьезную процедуру тестирования — с участием как технических, так и кадровых специалистов. Успешно прошедшие тестирование ребята проходят курс обучения по конкретным направлениям. Более того, если молодые специалисты участвуют в проектах, им всегда помогает «мастер» — штатный специалист «АйТи», на которого возлагаются, помимо всего прочего, обязанности наставника. Если речь идет о временной студенческой проектной команде, руководство ею всегда осуществляет опытный штатный сотрудник компании. Ну и, безусловно, студент обязательно подписывает контракт. Все эти меры позволяют нам максимально снизить существующие риски и довольно успешно работать со студентами. Более того, многолетний опыт работы с ними позволил нам вывести на рынок отдельную услугу — аутсорсинг временных проектных команд молодых специалистов, по которой у нас уже есть целый ряд успешных проектов.

Александр Баринов, генеральный директор DEPO Computers

Для начала стоит отметить, что производство компании DEPO Computers организовано в несколько смен. Именно это позволяет привлекать на производство студентов. В текущем году, в результате повышенного спроса на продукцию марки DEPO, производственные мощности DEPO Computers были увеличены в несколько раз, что позволило выпускать до 2000 ПК в день. В этот период неоднократно возникала необходимость в короткий срок значительно увеличить и численность персонала. И в таких случаях мы активно привлекали на работу студентов.

Организация производства по нашей технологии «DEPO SmartOrder Perfomance» позволяет брать на работу сотрудников, не обладающих специальными знаниями в области производства компьютеров. Процесс производства ПК разбит на ряд последовательных и строго регламентированных операций, что позволяет новому сотруднику после специального инструктажа сразу приступить к работе. Поэтому студенты могут привлекаться на работу по самым различным специальностям: комплектовщика, сборщика, тестировщика, упаковщика.

Контроль за работой студентов ничем не отличается от контроля за работой прочих сотрудников производства. На производстве DEPO Computers существует единая система контроля качества выпускаемой продукции, которая заключается в тестировании компонентов ПК до начала производства, промежуточном тестировании в ходе производства и тестировании уже готовых ПК.

Студенты, как сотрудники, не обладающие специальными знаниями и опытом работы, получают, конечно, более низкую заработную плату, чем их коллеги, которые имеют больший опыт производства ПК или просто дольше работают в компании. Но в процессе обучения и роста квалификации уровень их заработка также растет. Руководство компании, конечно же, заинтересовано в «выращивании» перспективных сотрудников. В компании разработана и активно применяется система обучения и премирования молодых и подающих надежды сотрудников. Особое внимание уделяется перспективным студентам из профильных вузов. Они привлекаются к исследовательской работе в департаменте исследований и разработок компании. А после завершения своей учебы получают возможность работать в DEPO Computers на очень хороших условиях.

Основной риск сотрудничества со студентами заключается в высокой текучести кадров. Причина такой текучести легко объяснима. Студенты — это наиболее активная часть коллектива производства. Для них характерен частый переход с работы на работу. Кроме того, у студентов регулярно бывают сессии и проблемы с обучением. Именно в эти периоды возрастает число увольнений с производства.

Компания DEPO Computers имеет большой опыт работы со студентами и в дальнейшем не планирует отказываться от сотрудничества с ними. Напротив, департамент персонала DEPO Computers занимается совершенствованием программ обучения и премирования студентов. Это позволит нам снизить текучесть кадров среди этой категории рабочих, а также «растить» перспективных сотрудников.

Алексей Светлов, начальник отдела автоматизации ФГУП «Омега»

Работа с молодыми специалистами — одна из болевых точек многих компаний. В словосочетании «молодой специалист» истине соответствует только первое слово. Специалистом этого человека можно назвать с большой натяжкой. По собственному опыту работы со студентами — как продолжающими учебу, так и вчерашними выпускниками — могу сказать, что основная проблема заключается в том, что между теоретическими знаниями, которые дает вуз, и практическими знаниями, необходимыми для того, чтобы вплотную приступить к работе — дистанции огромного размера. На сегодняшний день существует чудовищный перекос в сторону теоретических знаний. Соответственно, студента можно либо использовать в качестве банального оператора ПК, либо его придется очень многому учить, на что уходит время и деньги компании, и неизвестно, окупятся ли эти расходы. С одной стороны, руководство неохотно идет на то, чтобы с непредсказуемым результатом инвестировать средства в такого «волшебника-недоучку», с другой стороны, вырастить собственного специалиста все же проще, чем переучивать опытного специалиста. Поэтому мы были вынуждены разработать отдельную программу обучения вчерашних выпускников. Суть ее состоит в патронаже группы студентов от первых курсов до выпуска. Они периодически проходят у нас практику, в летнее время заменяют отпускников. Мы присматриваемся к ним, они — к нам. Таким образом, имея рычаги мотивации, мы можем подготовить для себя нужного специалиста.

Но, как правило, если даже выпускники приходят «со стороны», отсутствие у них должного уровня знаний с лихвой окупается неуемным энтузиазмом. Они так рьяно стремятся в «профи», что добирают необходимые знания довольно быстро. Кроме того, непредвзятость взгляда дает им возможность выдвигать довольно интересные идеи, которые опытные специалисты вообще не рассматривают в качестве варианта решения той или иной проблемы.

Если с выпускниками картина более или менее ясна, то со студентами проблем достаточно много. С одной стороны, сегодняшний студент — это завтрашний выпускник, и неплохо было бы дать ему набор необходимых знаний до того, как он переступит порог компании в качестве молодого специалиста. С другой стороны, компании не в состоянии взять на себя функции вуза. Выход, на наш взгляд, состоит в том, чтобы разрабатывать совместные программы обучения и учебные курсы, дающие студенту достаточно глубокие прикладные знания. Вузам желательно по собственной инициативе больше привлекать к преподаванию специалистов-практиков, а компаниям — выступать со встречной инициативой.

Владимир Пичугин, генеральный директор компании «Интеллект-Сервис»

Отличительной особенностью нашей компании является плотная работа с высшими учебными заведениями. Мы сотрудничаем с крупнейшими вузами страны — Высшей школой экономики (ВШЭ), МГТУ им. Баумана, Финансовой академией и др. В рамках сотрудничества студенты, начиная с третьего курса, систематически проходят практику в нашей компании. К концу третьего курса ребята получают навыки программирования и, самое главное, умеют грамотно описывать бизнес-процессы. Работая даже неполный рабочий день, студенты приносят большую помощь компании, одновременно получают опыт, пишут курсовые и дипломы. Таким образом, ребята используются в реальных проектах на этапе анализа предприятия. Естественно, мы берем не всех, а только тех, кому интересно работать. Несколько лет назад встречались студенты, которых мы видели только два раза — в момент приема на практику и в момент подписания отзыва по практике. Такой опыт не устроил никого: ни учебное заведение, с которым мы сотрудничали, ни нас, поскольку мы брали на себя моральные обязательства по подготовке ребят.

Объем и степень сложности работ определяются для каждого студента индивидуально, в зависимости от уровня его подготовки. Например, Бауманский университет на кафедре контроллинга готовит очень сильных аналитиков. Этим ребятам мы можем поручить не только описание бизнес-процесса, но даже его анализ. Естественно, вся работа строго контролируется руководителем проекта.

С организационной точки зрения, наше сотрудничество выглядит следующим образом. Студентов мы «подключаем» к группе специалистов, работающих на проекте. В группе обязательно есть руководитель, который осуществляет координацию работы и взаимодействует с заказчиком. Руководитель группы и принимает решение, какую работу поручить студенту в зависимости от того, каким временем он располагает для ее выполнения.

Мы привлекаем студентов к работе в компании с дальним прицелом: «выращивание» перспективных сотрудников. На сегодняшний день на рынке труда крайне мало подготовленных кадров, имеющих необходимый опыт проектной работы. В нашей практике есть случай, когда сотрудник, начавший работать в компании «Интеллект-Сервис — Киев» со второго курса, через пять лет стал ведущим разработчиком нашего программного продукта ИС-ПРО, а еще через два года возглавил все направление ИС-ПРО. Ребята, пришедшие к нам студентами, сейчас занимают ведущие позиции в компании. Ряд наших специалистов и сейчас еще учится на старших курсах, причем их учеба совершенно не мешает работе, а работа — учебе. По нашим наблюдениям, только сочетая теоретические занятия с практической подготовкой, студент может в итоге вырасти в профессионала. В настоящее время большинство студентов начинает свою трудовую биографию с третьего курса. На выпускных курсах все сильные студенты уже, как правило, работают, а вместе с получением диплома становятся ведущими специалистами и значительно обходят своих сверстников.

Разумеется, сотрудничество со студентами сопряжено для компании с некоторыми рисками. Чтобы минимизировать эти риски, не надо подходить к студентам с завышенными ожиданиями. Необходимо, чтобы студент начинал с посильной работы и поднимался до уровня специалиста постепенно. Мы работаем по методологии, разработанной Microsoft, в которой существует понятие «начинающего специалиста».

Центральный федеральный округ