In English

Нервы бизнеса

11.12.2002,
Издание: Компания
Конкурентная борьба стимулирует рост компьютерного рынка.

Информационные системы позволяют быстро реагировать на новые ходы конкурентов или изменения во внешней среде бизнеса. Эти системы нужны прежде всего акционерам и топ-менеджерам. Правда, не все акционеры и топ-менеджеры российских компаний об этом догадываются.

В 1997 году Билл Гейтс, выступая в Кремле, использовал словосочетание «информационная нервная система предприятия» и провел аналогию с центральной нервной системой человека. В другом выступлении, уже в США, он напомнил аудитории, что, по мнению ученых, в эволюционной гонке динозавры проиграли млекопитающим как раз из-за слаборазвитой центральной нервной системы. Гиганты оказались неспособными конкурировать с более мелкими, но легко адаптирующимися созданиями.

Движение вниз


В ноябре аналитическая компания IDC объявила, что в 2004 году российский рынок информационных технологий (ИТ) вырастет на 26% по сравнению с 2003 годом, достигнув почти $9 млрд. Такой рост обеспечивают как инвестиции корпоративных пользователей из добывающих отраслей, правительственного и финансового секторов, так и поступления от быстроразвивающихся секторов экономики – например, от розничной торговли и телекоммуникаций. IDC предполагает, что к 2008 году суммарные затраты на ИТ в России превысят $17 млрд.

В стране уже практически не осталось крупных компьютерных предприятий, которые бы занимались только продажей «железа». Все крупнейшие дистрибуторы работают в холдингах и основной доход получают от поставок техники под интеграторские ИТ-проекты.

Сегодня в общем объеме затрат на ИТ в России наибольшая доля приходится на государственный сектор. Далее с минимальным отрывом следуют непрерывное производство и сектор, объединяющий сельское хозяйство, строительство и добывающие отрасли. Однако, по мнению аналитиков IDC, наиболее высокие темпы прироста затрат на ИТ и телекоммуникации ожидаются в сфере образования и розничной торговле. Средний и малый бизнес в поисках усиления конкурентных преимуществ и повышения эффективности сотрудников активнее стремятся использовать ИТ. Почувствовав эту тенденцию, все ведущие мировые производители программно-аппаратных средств объявили о своих программах в России, рассчитанных на потребности данных сегментов рынка.

Информационная система уже давно не тождественна ERP-системе, которая отвечает за управление материальными ресурсами. Не меньшее значение приобрели биллинговые системы для операторов связи, call-центры для страховых и финансовых учреждений. Сегодня они развиваются быстрее остального управленческого ПО, так как ориентированы на потребности клиента.

Укрупнение игроков


Следуя за ростом запросов и требований заказчиков, компьютерные компании стали интегрироваться в холдинги. Только в октябре произошло три заметных события. Холдинг «Ланит» приобрел 80% акций компании «Норбит», специализирующейся на внедрении систем управления предприятиями на базе решений компании SAP AG и автоматизации торгово-закупочной деятельности. В группу компаний Verysell была консолидирована компания «Иконтри», а также Enterprise One, также специализирующаяся на решениях SAP. «Национальная компьютерная корпорация» (НКК) объявила о создании интегратора «Систематика», в который объединились «Аквариус Консалтинг», «Аквариус Дата» и питерская компания «АНД Проджект».

По словам председателя правления компании «Систематика» и президента НКК Леонида Гольденберга, предприятия сейчас переходят от точечной информатизации к реализации ИТ-стратегий на базе собственной региональной инфраструктуры. «Интегратор должен уметь убедить заказчика в преимуществах внедрения конкретной системы и быть готовым взять на себя часть рисков для того, чтобы разделить ответственность за результат. Он должен знать отрасль и иметь опыт управления проектами для территориально-распределенных структур», – утверждает Леонид Гольденберг.

Председатель совета директоров компании «АйТи» Тагир Яппаров оценивает российский рынок системной интеграции (с учетом ИТ-услуг и корпоративных поставок в рамках проектов) в $2,5 млрд. Яппаров считает, что одной из ключевых тенденций развития корпоративного рынка ИТ за последний год стал переход от решения базовых ИТ-задач к отраслевым. Именно в эту сторону смещаются акценты в ИТ-потреблении большинства крупных компаний. За ними следуют и поставщики ИТ-услуг, активно развивая вертикальную экспертизу, услуги и решения. «Данная тенденция является признаком взросления отечественного рынка и его качественного изменения, – говорит Тагир Яппаров. – Структуры ИТ-потребления приближаются к мировым стандартам.

Проблема номер один


Успешное завершение проекта возможно только в том случае, если руководитель компании-заказчика видит реальные проблемы в своем бизнесе и четко понимает, как и за сколько их можно решить. Яппаров отметил серьезное повышение качества ИТ-служб заказчиков, которые сегодня в большинстве случаев говорят на равных и с интеграторами, и с производителями. Все чаще ИТ-директор – это не «технарь», а бизнес-руководитель.

Успешный проект должен вести к кардинальным изменениям в структуре бизнеса. «Важны не показатели возврата инвестиций (к которым,чаще всего доверия все равно нет), а некая общая (и не всегда экономическая) эффективность проекта, оказывающая положительное влияние на развитие бизнеса и облегчающая достижение стратегических целей, – говорит директор по консалтингу Oracle СНГ Михаил Сидоренко.

Рецепта «идеального внедрения» не существует. У каждой компании своя стратегия и свои конкурентные преимущества. Информационная система может увеличить эффект сильных сторон и снизить влияние слабостей, которые есть у любого бизнеса. Но она никогда не сделает слабого управленца гением менеджмента, а разваливающуюся компанию – лидером рынка».

При этом, несмотря на то что все бизнесы имеют свои особенности, существует ряд ключевых факторов, предопределяющих успех или провал проектов.

Журнал «Компания» совместно с представительством Oracle СНГ провели исследование, в котором приняли участие 120 ИТ-директоров, работающих в компаниях малого, среднего и крупного бизнеса. Им были розданы анкеты с перечнем наиболее распространенных причин неудачи или успеха проекта и предложено выбрать по одному наиболее важному пункту из каждого раздела.

По мнению большинства опрошенных, ключевым фактором успеха является четкое понимание руководством задач проекта. На втором месте по значимости оказалось взаимопонимание в проектной команде между приглашенными консультантами и сотрудниками компании. Следующими факторами стали – качественное предпроектное исследование и правильный выбор системы. Любопытно, что размеры ИТ-бюджета, по мнению руководителей, слабо влияют на проект.

Таким образом, главной проблемой российских ИТ-директоров остается непонимание частью топ-менеджмента роли информационных систем в бизнесе компании.

Центральный федеральный округ