In English

Государству нужны уникальные IT-услуги

14.05.2002
Издание: Бюджет
Редакция журнала продолжает тему внедрения программных решений в сектор государственного администрирования и предлагает вниманию читателей интервью с председателем совета директоров группы компаний «АйТи» Тагиром Яппаровым.

- Какие решения для автоматизации работы государственных структур предлагает компания «АйТи»?

- Решения, ориентированные на реализацию первоочередных задач госуправления, охватывающие все уровни информатизации — от инфраструктуры информационных систем до услуг по их сопровождению и обучению пользователей. Кроме того, компания предлагает целый ряд специализированных приложений, разработанных для решения задач именно государственных организаций и органов местного самоуправления. Среди них — система защищенного документооборота, удостоверяющие центры с использованием ЭЦП, ситуационно-кризисные центры, многофункциональная социальная карта региона и другие прикладные решения.

Более того, мы разработали концепцию создания единой информационной системы региона, позволяющую поэтапно провести комплексную автоматизацию всей системы региональной власти, начиная от создания коммуникационной инфраструктуры региона и заканчивая внедрением прикладных решений для автоматизации процессов управления финансами, ЖКХ, программами энергосбережения и пр. В частности, мы принимали участие в построении концепции региональной информатизации Республики Хакасия. Этот проект стал одним из победителей конкурса регионов, и буквально на днях мы приступаем к реализации первого этапа.

- Могли бы вы более подробно рассказать о разработке систем социальных карт регионов, позволяющей органам местной власти решать социально-экономические задачи? Каковы перспективы этого направления?


- Со времен первых проектов — а многофункциональными картами «АйТи» занимается уже более 10 лет — концепция социальной карты, разработанная компанией, претерпела существенные изменения. В основе ее по-прежнему остается микропроцессорная смарт-карта, на которую могут быть записаны различные приложения. Однако, в отличие от первых проектов и разработок, сегодня решение построено на базе стандарта EMV, то есть совместимо со всеми международными платежными системами и включает в себя не только платежные, но и целый ряд других приложений. За счет этого одна и та же карта служит платежным средством, с помощью которого граждане могут оплачивать различные услуги, включая коммунальные и проезд в общественном транспорте. Карта служит: идентификатором личности и хранилищем личных данных; электронным страховым полисом и кошельком для перечисления заработной платы, а также различных социальных пособий; ключом авторизации для получения доступа к «электронному правительству», программам телеобучения, телемедицины и т. д.

Таким образом, система дает в руки администраций довольно удобный и эффективный инструмент реализации не только социальных, но и экономических задач. В частности, упрощает контроль за финансовыми потоками в регионе и, как следствие, — способствует сокращению «теневого оборота», позволяет оптимизировать управление транспортным и коммунальным хозяйством, медицинским обслуживанием и другими ресурсами региона, облегчает ввод в действие программ информатизации ГИБДД, ГУИН, ПВС, ЗАГС и пр.

Перспективы у предлагаемого нами решения, на мой взгляд, вполне осязаемые. Уже сегодня наша концепция создания единой социальной карты рассматривается в целом ряде регионов.

- Производит ли ваша компания инсталляцию решений для финансовых органов России, если да, то какие примеры вы могли бы назвать?

- Конечно же, мы работаем с финансовыми ведомствами. Среди наиболее интересных проектов - внедрение системы электронного документооборота в МНС России и создание инфраструктуры здания Управления федерального казначейства по Республике Мордовия.

При оснащении здания УФК Мордовии нами был реализован целый ряд решений с использованием интегрированных инженерных систем с функционалом «интеллектуального здания».

Проект для МНС России просто уникален: система электронного документооборота (СЭД) была внедрена на 96 объектах (в управлениях по субъектам Федерации, межрегиональных инспекциях, федеральных центрах обработки данных и т. д.) во всех 89 субъектах Федерации. Общее число пользователей на сегодня — порядка 17 000 человек. В принципе, для России — это прецедент. СЭД такого масштаба в нашей стране, да и за ее пределами, на данный момент больше нет. В общем, проект был непростой и интересный — прежде всего с точки зрения управления. В частности, была разработана специальная система мониторинга работы и интенсивности использования СЭД в различных регионах, что обеспечило централизованный контроль за процессом внедрения. Для обучения распределенных пользователей была создана система дистанционного обучения, предусматривающая централизованный контроль процесса обучения пользователей.

- Осуществляет ли ваша компания сопровождение информационных систем? В каком режиме производится их техническая и оперативная поддержка в удаленных регионах России?

- Безусловно. Мы предлагаем полное обслуживание информационных систем заказчика — от сопровождения оборудования, вычислительных центров и телефонных сетей до поддержки конечных пользователей. Иными словами, полного аутсорсинга IT-инфраструктуры. Кроме того, на базе «АйТи» работает сертифицированный центр технической поддержки Oracle. Кстати, наш центр — единственный в России, предлагающий услуги по сопровождению продуктов Oracle за пределами Москвы и Санкт-Петербурга — в частности, в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске.

Если говорить об организации сопровождения систем территориально распределенных заказчиков, то здесь возможны несколько вариантов. Во-первых, мы разработали специальную схему «доставки сервиса» территориально распределенным заказчикам, используя систему субподрядчиков. Кроме того, поддержка удаленных пользователей и заказчиков может осуществляться через систему передачи данных (специалист «АйТи» получает доступ к компьютеру пользователя, где бы он ни находился), а также силами наших 19 представительств в России и СНГ. При любой схеме все параметры обслуживания регулируются соглашением об уровне сервиса, в котором четко прописываются: состав и условия предоставления услуги, а также параметры оценки качества.

- Наличие современных программных продуктов требует подготовки грамотных пользователей. Скажите, каким образом решается эта задача?

- Для государственных структур актуально не только качество обучения, но также возможность быстро обучить до нескольких тысяч пользователей, разбросанных по всей России. Решаем мы эту задачу по-разному. Обучение пользователей на местах может проводиться на базе региональных филиалов Академии «АйТи». Есть и другой вариант — дистанционное обучение, которое позволяет решать проблему быстрого обучения пользователей при тиражировании системы на все структуры территориально распределенного ведомства.

- В каком направлении вы планируете развивать сотрудничество с органами госуправления?

- Государственные задачи требуют привлечения большого объема профессиональных и зачастую уникальных IT-услуг — в том числе в области поддержки и развития информационных систем, обучения пользователей и др. Поэтому для «АйТи» ключевое направление сотрудничества с органами власти будет лежать в области уникальных профессиональных IT-сервисов, которые на сегодня могут предоставить государству лишь немногие отечественные поставщики IT-услуг. Ну и, конечно же, в области защищенного документооборота, информационной безопасности, социальных карт и других прикладных решений, направленных на повышение эффективности реализации задач государственного управления.

Центральный федеральный округ