In English

Контора пишет

16.07.2003, Правдина Мария
Издание: Секрет фирмы
Пишут сотрудники, партнеры и клиенты. С каждым годом пишут все больше. И всей этой информацией нужно управлять: хранить, обеспечивать к ней прозрачный доступ, направлять вовремя в нужное место. Потому что корпоративные информационные потоки обеспечивают поддержку бизнеса. Однако для российских компаний проекты по внедрению современных ИТ-решений для документооборота пока не относятся к разряду первоочередных. Их черед наступит через несколько лет.

Рынок с перспективой


Известное правило «20 на 80» справедливо и для информации, с которой работает любая организация. Лишь пятая часть всей корпоративной информации относится к разряду структурированных данных, остальные 80% -- неструктурированные данные, представленные документами самого разнообразного формата. Из всех бизнес-процессов именно документооборот представляется российским компаниям наиболее неочевидным объектом для автоматизации. (Не вдаваясь в нюансы, будем называть здесь весь спектр решений для управления корпоративным контентом -- от простых программ для управления документами, архивами, ввода данных до систем управления корпоративными знаниями, публикациями на корпоративных порталах, технологий поиска по массивам неструктурированной информации -- Document Management).

О российском рынке DM-решений мало что известно достоверно. Разброс экспертов в оценках объема этого рынка -- от $4 млн до $100 млн. Слишком он мал и размыт. Оценки большинства опрошенных нами экспертов попали в диапазон от $40 млн до $60 млн. Больше согласия в оценке темпов роста --30–40% за последний год. Характерная черта этого рынка -- большое число маленьких региональных фирм, создающих решения «под заказчика», как когда-то это было с бухгалтерскими программами. Доля доходов крупных системных интеграторов от проектов по внедрению технологий DM невелика: несколько процентов и меньше. При этом она существенно не растет. Многие компании заявили, что направление DM рассматривается ими как прибыльное лишь в перспективе -- через 3–5 лет.

Запрос от власти


Более 50% продаж DM-решений приходится на госсектор. «В прошлом году уровень рынка мог быть еще больше,-- говорит руководитель дирекции по проекту систем электронного документооборота компании "АйТи" Дмитрий Романов,-- но выборы притормозили ряд проектов в госструктурах. Сейчас все восстанавливается, и в этом году темпы будут выше». Госструктуры и будут определять погоду на рынке в ближайшие годы. Основные бизнес-процессы администраций и ведомств -- гонять бумаги по сложным маршрутам для согласований, внесения корректив, контроля исполнительской дисциплины. Следовательно, и выделенные им ИТ-бюджеты в первую очередь будут направляться на автоматизацию этих процедур.

«Основным двигателем рынка были и остаются госструктуры,-- утверждает Олег Ассовский, руководитель направления систем электронного документооборота компании "Крок".-- Но работать с ними сложно, ведь у чиновников нет явных стимулов для внедрения подобных решений. Какая чиновнику разница, будет документ согласован за 10 дней или за месяц?»


Запрос от бизнеса


Другой полюс роста -- крупные и средние коммерческие компании и финансовые институты. Долгое время эти заказчики относились к технологиям автоматизации документооборота как к средству решения локальных задач с таким же локальным эффектом. Покупатель DM образца середины 1990-х сначала автоматизировал делопроизводство, затем блок управления конкурсными документами и управления договорами.

«Сейчас заказчик видит в системах документооборота не только средство для наведения порядка, чтобы, к примеру, "бегающий" по страховой компании договор попросту не потерялся,-- отмечает Олег Ассовский.-- Ему нужен явно выраженный экономический эффект. Это очень заметно на финансовом рынке -- банки борются за заемщиков, и побеждает тот, который быстрее и качественнее проводит проверку надежности и оформляет кредит. То есть заказчику нужно конкретное конкурентное преимущество».

Есть еще один драйвер спроса. Поддержка локальных решений на разных участках корпоративного документооборота обходится дорого, и, по мнению Олега Ассовского, заказчики, стремясь снизить расходы, все чаще смотрят на новые интегрированные системы, позволяющие объединять самые разные задачи. Ожидание заказчиками экономического эффекта от внедрения DM-решений отмечает и Дмитрий Романов: «Это может быть повышение качества работы с клиентами, высвобождение рабочего времени сотрудников, увеличение производительности труда. Кстати, для оценки этих эффектов существуют проверенные методики, и наиболее продвинутые клиенты ими пользуются. Есть еще один эффект, который сложно оценить в деньгах, но на который рассчитывают все без исключения -- улучшение корпоративной культуры».

Спрос, несомненно, стал более квалифицированным, но не только он определяет ситуацию на рынке. DM-проекты имеют свое место в иерархии первоочередных задач. И оно отнюдь не первое. «Автоматизацией документооборота начинают заниматься те, кто уже внедрил ERP-систему, научил сотрудников ею пользоваться и подошел к верхнему пределу качественного использования структурированной информации, хранящейся в ERP,-- объясняет руководитель отдела систем управления документами TopS BI Альберт Бертиков.-- Как известно, это лишь 20% всей информации, с которой работает компания. И только после этого человек смотрит вокруг и думает, как и с помощью чего начать осваивать остальные 80% данных». Но многие ли российские компании достигли этого рубежа?

Проблему составляет и представление первых лиц компаний о DM-решениях. «В проектах по DM высшее руководство редко выступает в роли заказчика системы,-- утверждает Олег Ассовский.-- Возможно, потому, что в отличие от ERP-системы, сам факт внедрения которой служит существенным фактором улучшения имиджа компании, внедрение даже продвинутой системы документооборота не воспринимается как сигнал того, что компания выходит на западный уровень управления». Поставщикам ERP ценой многолетней пропаганды удалось убедить топ-менеджмент российских компаний, что проекты, связанные с внедрением этих систем,-- их личное дело, и без их поддержки, участия и контроля ничего путного из этого не выйдет. Что негативно отразится на имидже компании. Теперь аналогичную работу предстоит провести и поставщикам DM -- доказать, что их решения не менее важный признак современного предприятия.


Тяжелое наследие


Между тем поставщики решений для автоматизации документооборота долгое время не могли внятно объяснить, зачем компаниям нужно внедрять их разработки. Самый абсурдный пример агитации -- это заявления, что внедрение DM-системы позволит сильно сэкономить… на бумаге. «Смешно вспоминать, как два-три года назад продавцы всерьез утверждали, что одним из явных и ценных экономических эффектов от внедрения технологии будет экономия бумаги»,-- говорит Арам Пахчанян, вице-президент по корпоративным проектам компании ABBYY. «Кстати, это вовсе не так,-- добавляет Дмитрий Романов.-- Сокращение расходов на бумагу и картриджи заметно лишь в очень крупных организациях, в остальных экономия не идет ни в какое сравнение с затратами на сам проект». Лишь в последние годы поставщики научились правильно позиционировать свои решения, предлагая бизнесу то, в чем он нуждается в данный момент. Именно в это время и начался подъем рынка, появились крупные проекты. «Только сейчас вендоры получили возможность нанимать профессиональных менеджеров по продажам,-- резюмирует Арам Пахчанян.-- Они-то и исправляют прежние перекосы в позиционировании».

Развитию рынка мешает еще одно наследие прошлого. Технологии DM до сих пор ассоциируются у многих с системами автоматизации делопроизводства. «Как только руководитель слышит слово "документ",-- моделирует ситуацию Дмитрий Романов,-- он сразу вспоминает свой общий отдел и вызывает его начальника Марью Ивановну, которая де-факто назначается экспертом от организации по вопросам оценки и выбора технологий. Какой она эксперт, можно не говорить. Поэтому до сих пор самый большой риск внедрения связан с появлением в проекте таких персон. Постепенно ситуация меняется, думаю, в ближайшие два-три года ее удастся переломить». С тем, что связка с делопроизводством сильно вредит рынку, согласен и Альберт Бертиков: «Первые лица, ассоциируя современные решения с примитивными программами, имевшими хождение раньше, считают ниже своего достоинства заниматься этой проблемой. Статус проектов принижается. Думаю, просвещенность в этом вопросе возникнет сначала в среднем звене -- на уровне руководителей бизнес-департаментов».

Поле для выбора


Из первой пятерки мировых лидеров среди поставщиков DM в России представлены четыре. Наибольшую активность, пожалуй, проявляет компания Documentum, вошедшая недавно в состав корпорации EMC (интервью с вице-президентом Documentum Жаном-Клодом Бройдо см. здесь) и действующая в России через локального партнера. IBM как игрок на рынке DM стала заметна лишь в прошлом году -- до этого решения на базе платформы Lotus развивали местные команды на свой страх и риск. Сейчас IBM продвигает новую платформу -- WebSphere, и судьба решений под Lotus не вполне ясна даже специалистам. Прошлой осенью свое представительство в Москве открыла канадская Hummingbird. Основатель и глава компании Фред Соркин наделал тогда много громких заявлений, обещая открыть в России центр разработки и даже купить одну из местных ИТ-компаний. Пока этого не произошло, и другие игроки скептически оценивают подобную перспективу, хотя у господина Соркина время еще есть -- решение об инвестициях должно быть принято до осени 2004 года. Российские компании несколько раз пытались вывести на местный рынок решения компании FileNet, но без особого успеха. Очередную попытку делает компания CSBI. Андрей Аликберов, менеджер по продажам корпоративных систем CSBI: «Мы увидели, что наши заказчики, в основном с финансовых рынков, стали интересоваться решениями для управления документооборотом и с прошлого года начали работать с решениями FileNet». Есть в России точечные внедрения решений и других западных вендоров -- например, Open Text.

Российские команды традиционно работают в нишевых сегментах рынка: госструктуры, малые и средние предприятия, регионы. На массовом рынке представлены решения от «1С», «Электронных офисных систем», «Ланита», «Кодекса», «АйТи», «Оптимы». Особенно сильны их позиции там, где большую роль играют «национальные особенности» -- делопроизводство и канцелярия. «Стоимость адаптации западных систем к российским практикам и нормативам делает бессмысленным их присутствие, по крайней мере, в этом классе»,-- считает Арам Пахчанян.

Так что серьезной конкуренции на рынке DM пока нет. «Все видят возможности расширения рынка,-- констатирует господин Пахчанян.-- Думаю, еще лет десять нам обеспечена спокойная и деловая атмосфера. И только потом начнется война за клиента с целью "посадить" его на свои продукты и обновления».


Светлое будущее без поддержки на местах


Интерес к решениям DM уже разогрет, но назвать рынок зрелым никак нельзя. Еще не сложилась инфраструктура, недостаточен выбор решений, не хватает квалифицированных специалистов, способных оказывать профессиональные услуги. Это видно хотя бы по тому, что стоимость аналогичных по функциональности решений может различаться в разы. «Часто бывало так, что выбор той или иной системы документооборота определялся фактором наличия у поставщика команды поддержки,-- говорит Олег Ассовский.-- И от более выигрышных в техническом плане решений заказчики зачастую отказываются, потому что их некому сопровождать. Даже крупнейшие поставщики до последнего времени были не в состоянии оказывать поддержку».

А вот часто упоминаемая на профильных конференциях для госструктур проблема неразвитости нормативной базы особого значения отнюдь не имеет. «Отсутствие законов об электронном документообороте нисколько не мешает рынку: тот, кто хотел внедрять системы, их внедряет. Тот, кто не хочет, вряд ли станет поклонником технологий после принятия каких-либо законов. Если только закон не будет впрямую указывать на использование ИТ в деятельности госструктур»,-- убежден Дмитрий Романов.

Впрочем, некоторые нормотворческие инициативы могут весьма позитивно сказаться на рынке, например выработка стандартов взаимодействия между разными приложениями. Дмитрий Романов: «Мне кажется, это очень интересное направление, развитие которого снимет проблему обмена документами между разными организациями. А это -- существенная экономия средств». Такой работой занимается Гильдия управляющих -- уже несколько лет при ней работает группа по выработке стандартов взаимодействия систем электронного документооборота.

«Несмотря на все проблемы, Россия -- идеальная среда для внедрения технологий документооборота,-- подводит итог Арам Пахчанян.-- У нас исторически все процедуры принятия решений и исполнения поручений построены на наличии документа. Как говорится, нет бумажки -- нет задания. В США, например, только сейчас начинают принимать законы, обязывающие публичные компании сопровождать все финансовые транзакции и процедуры принятия решений документарным основанием. Такое усиление роли документа проявилось только после громких финансовых скандалов на американском корпоративной рынке. У России же к использованию технологий документооборота всегда была постоянная готовность. Так что рынок ждет светлое будущее». 

Центральный федеральный округ