In English

Пятилетка корпоративной IP-телефонии

05.07.2000,
Издание: PC Week
Первая система корпоративной IP-телефонии (компании 3Com) по­явилась на рынке США в 1998 г. По сути, она стала классическим воплощени­ем технологии пакетной передачи голоса поверх IP (VoIP) в локальных и распреде­ленных корпоративных Ethernet-сетях малого и среднего масштаба (до 200 портов). В 2000 г. нача­лись коммерческие продажи офисных IP-телефонных станций (IP-УАТС). Главное их достоинство было отмечено сразу: воз­можность отказаться от телефонных ка­белей и прочего TDM-оборудования в пользу двойного использования локаль­ной сети предприятия для передачи и данных, и речи. 

Такое решение позволи­ло значительно упростить и удешевить инфраструктуру, повысить управляемость сети и к тому же сократить штат обслуживающего персонала. А высокие интеллектуальные свойства системы обеспечили множество экзотических для традиционной телефонии услуг (голосо­вые меню, CTI-функции, электронная и голосовая почта с уведомлением и пере­сылкой сообщения и пр.). Более того, в территориально распределенной сети компании объединение IP-телефонных сетей не только снимает многие пробле­мы, связанные с ТфОП, но и повышает надежность связи, снижает расходы на телефонные переговоры. Эти достоинст­ва способствовали выделению IP-телефо­нии в отдельный сегмент рынка.

Загад не бывает богат (народная пословица)


По сравнению с традиционной, у IP-те­лефонии есть немало преимуществ, и по­ка по некоторым возможностям альтер­нативы ей не просматривается. Но если технические специалисты чаще всего трезво оценивают перспективы и пути внедрения данной технологии, то анали­тические прогнозы по большей части ро­ждались в обстановке эйфории. Они про­возглашали, что замена существующих АТС на IP-системы — вопрос ближайше­го ("ну, год-другой") будущего. Увы, сего­дня, по прошествии почти пятилетки со времени появления IP-АТС на рынке, яс­но, что в основной своей массе эти про­гнозы не подтвердились.

Так, в отчете компании Allied Business Intelligence за 2001 г. прогнозировалось, что уже в 2003-м объем поставок IP-пор­тов в корпоративном секторе превысит объем портов традиционной телефонии. Не случилось. И в 2002 г. Gartner Group перенесла победную дату на 2005 г., а в этом году — уже на 2007-й. Компания Phillips Tarifica полагала, что в 2003 г. 43% всего международного телефонного трафика будет передаваться через IP-се­ти. Оказалось, по оценкам крупнейшего VoIP-оператора ITXC, — всего 20%. Очевидно, что стараниями маркетологов рынок явно перегрет, а спрос на обору­дование — ниже ожидаемого.

Теперь о России. По итогам 2002 г. ры­нок IP-телефонии оценивался компани­ей Cominfo Consulting в 65—80 млн. долл. А ежемесячный внутрироссийский тра­фик, по данным отечественного VoIP-оператора "Корпорация ОСС", в про­шлом году составил примерно 200—250 млн. мин. Ясно, что объемы по мировым масштабам мизерные, однако, по инфор­мации "ОСС", прирост за 2001—2002 гг. с учетом внешнего (операторского) тра­фика составил почти 100%.

Компаниям, планирующим модерниза­цию сети под VoIP, стоит ориентировать­ся не на прогнозы, а на реальные данные, а к предсказаниям следует относиться с большой осторожностью. Согласно по­следним данным, самые сильные позиции по объемам продаж оборудования IP-те­лефонии — в США, что многие эксперты объясняют высоким качеством каналов передачи данных и плохими телефонны­ми кабельными системами. В России ка­чество телефонных каналов не лучше, но по ресурсам высокоскоростных линий пе­редачи данных нам до США еще далеко. Скорее всего в нашей стране технологи­ческая доля прироста VoIP-трафика бу­дет определяться приростом каналов большой пропускной способности. И уж конечно экономическими возможностями, поскольку, как ни суди, корпоратив­ная IP-телефония — не продукт "соци­альной корзины": приблизительно за пять лет цена типового IP-телефонного аппарата снизилась примерно на сотню долларов и сегодня составляет 200—400 долл. (стоимость обычного телефона — 200—400 руб., цифрового — 100—200 долл.), хотя недорогие IP-УАТС стоят в настоящее время чуть выше 2000 долл. в минимальной конфигурации.

Впрочем, агрессивный рекламный прессинг на заре IP-телефонной эры уже позволил получить урожай наиболее от­личившимся производителям: количест­во продаж только IP-телефонов Cisco до­стигло 2,6 млн. шт., причем за 2003 г. компания продала более 1 млн. аппара­тов и свыше 10 тыс. из них — в России.

Мнение экспертов


Станислав Павлюк, руководитель Центра компетенций по оборудованию Cisco в компании "АйТи"

Андрей Фролов, руководитель Центра компетенций систем связи компании "АйТи"

При подготовке статьи мы предложили специалистам компании "АйТи" сравнить решения Cisco и Avaya

А. Ф.: Два года назад было очевидно, что Avaya строит свои решения на базе УПАТС, a Cisco — на основе принципиально иной технологической платформы — на пакетных коммутаторах. Сегодня это уже не так. Современные конвергентные решения Avaya базируются на архитектуре, состоящей из медиасерверов, которые фактически управляют всей логикой пакетной коммута­ции, обеспечивая 100%-ную реализацию IP-функциона­ла, в том числе мультимедийную передачу информации, VoIP, организацию call-центров, интеграцию с оконеч­ными устройствами сотовых сетей (GSM), создание клиентских рабочих мест на базе ПК или PDA и т. д. По совместимости с различным оборудованием, надежности и резервируемости решения обоих производителей также не уступают друг другу.

С. П.: Однако я бы заметил, что подходы к организации IP-сетей у Avaya и Cisco несколько различны. В силу исторических причин Cisco в отли­чие от Avaya никогда не занималась традиционной коммутацией кана­лов и изначально ориентировалась на пакетную коммутацию, что не могло не отразиться на линейке ее продуктов. В последнее время Cisco наращивает свое присутствие на рынке систем IP-телефонии операторского класса. Она предлагает решения (напри­мер, PGW 2200), обеспечивающие встроенную поддержку IP-телефонии в операторских сетях и позволяющие непосредственно в ядре сети реа­лизовать сопряжение IP-каналов с аналоговыми системами, сетями об­щего пользования, а также трансформацию традиционных форматов сигнализации в IP-форму и т. д. А это избавляет заказчика от необходи­мости устанавливать дополнительное оборудование в виде шлюзов или конвертеров протоколов. Оператор предоставляет ему Ethernet-канал и все, что необходимо сделать клиенту, — это поставить IP-телефоны.

А. Ф.: У Avaya, предлагающей решения как для традиционной канальной коммутации, так и для IP-телефонии, подход к решению данной проб­лемы немного иной. Эта компания никогда не позиционировала свои продукты "только для операторов связи" (такую ориентацию имели станции Lucent Technologies). Все продукты Avaya нацелены на конечно­го пользователя, а операторы покупают те или иные решения компании потому, что они отвечают в основном конкретным локальным задачам. В России при осуществлении крупных проектов, когда уже имеется большая инфраструктура среды передачи данных, которая принадле­жит либо оператору, либо непосредственно заказчику, чаще всего ис­пользуется оборудование Cisco. В этих случаях Avaya сосредотачивает свое внимание на внутренней инфраструктуре, где работает собственно телефония, направляя свои цифровые каналы через маршрутизаторы. Кстати, часто для заказчика такой вариант наиболее приемлем.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ