In English

Коллективная медитация: "Мы поезд куда надо ведем"?

25.07.2001,
Издание: PC Week
Глубинное внутреннее чутье подсказало нам, что под шум весеннего половодья неплохо бы повнимательнее приглядеться к российскому среднему рынку (или SMB-решениям, как говорят наши западные коллеги).

Очертим контур точнее: мы затеяли очередной диспут на тему самоиденти­фикации с теми отечественны­ми софтверными вендорами, которые, на наш взгляд, сегодня играют весьма заметную роль (как по годовым оборотам, доле рынка, так и по уникальности поставляемых решений) среди поставщиков тиражных сис­тем для управления финансово-хозяйственной деятельностью средних предприятий.

Для участия в круглом столе с несколько эпатирующим на­званием "Есть ли будущее у российских разработчиков ти­ражных КИС для среднего биз­неса? Какое оно?" откликну­лись шесть компаний в лице своих руководителей разного ранга.

Настал момент такой


Еще в конце прошлого тысяче­летия, т. е. всего 5—6 лет назад, российские разработчики ПО для управления финансово-хо­зяйственной деятельностью (учетных систем) были полны оптимизма "догнать и пере­гнать Америку" с ее многочис­ленными MRP/ERP-поставщиками. То и дело звучали смелые заявления руководите­лей компаний: "В ближайшие два года мы реализуем в пол­ном объеме контур планирова­ния производства в рамках MRP II". А особо рьяные даже в 2001 г. еще утверждали, что современнейшая концепция ERP II уже реализована в са­мой лучшей на све­те российской сис­теме ABCD.

Со временем рвения поуба­вилось, особенно после того, как создатели посчитали ре­альные затраты на разработ­ку и дальнейшее развитие систем такой сложности. Не­которые, не выдержав гонки, вообще сошли с дистанции или перепозиционировали свои продукты (нет больше на рынке системы NS- 2000 и ее автора фирмы "Никос-Софт", перестала носить звание тиражной система "БОСС-Корпорация" фирмы "АйТи"). Не лучшим обра­зом чувствует себя и ABCD, растерявшая главных конст­рукторов в команде разработ­чиков.

Те же немногие, кто удержал­ся на плаву, приблизились, насколько это было возможно, к пресловутым концепциям MRP/ ERP и постарались придать своим приложениям макси­мально управленческий и узко заточенный вид. Тем более что и общая ситуация того насто­ятельно требовала.

Борис Нуралиев, исполни­тельный директор фирмы "1С": "В России ситуация сильно изменилась, мы все на­ходимся в сложившейся рыно­чной экономике (хоть ее мож­но еще критиковать, конеч­но). Автоматизацией сейчас занимаются не ради откатов и повышения капита­лизации (как не­сколько лет назад) — сегодня действительно есть потреб­ность в ней.

Наше поколение читало у Карла Маркса, что, даже если предприятие работает нор­мально, в насыщенном рынке происходит снижение нормы прибыли, выравнивание цен и падение прибыльности. Уже и в нашей стране стало нормой, когда при оптовых продажах маржа составляет 8% (а при­быль — 4 или 3%), а в рознице маржа не превышает 18% (но там и издержки больше). И ди­ректора сейчас не хуже, чем в кризисном 1998-м, хватаются за автома­тизацию как за палочку-выручалочку. Они на самом деле ощущают необходи­мость снизить издержки и ускорить обо­рачиваемость средств; к тому же им нуж­но понять, кто из менеджеров работает эффективно, а кто — нет, разобраться, где воруют, — это все становится возможно в системах автоматизации.

Помню, несколько лет назад мне один директор говорил: "У меня там "1С" какая-то в бух­галтерии стоит, я ни о чем и не парюсь". А сейчас ему нужна не столько бухгалтерия, сколь­ко средства для управления: "Ребята, я хочу, чтобы у меня менеджер, оформляя сделку, сразу видел, какую прибыль он с этого получит". И руководи­телю не столько важно MRP это или ERP, сколько отраже­ние в системе отраслевых осо­бенностей. Если это предпри­ятие связи, то ему жизненно необходимы хорошие биллинговые системы, если это лесоперерабатывающая отрасль, у них "болезненная" задача — раскрой хлы­стов, который на 10% может увеличить доходы при тех же расходах.

Ситуация сильно поверну­лась: сейчас директора не гото­вы три года ждать, пока им по­строят идеальную систему. Они хотят, чтобы через месяц уже была отдача".

Александр Плоткин, дирек­тор по развитию компании "Монолит-Инфо": "Я считаю, что если в ближайшие 4,6,8 лет (на 20 лет загадывать бессмыс­ленно) у нас будет создана пре­зидентская республика с жест­ким управлением при той команде, которая сейчас у вла­сти, то экономический рост бу­дет только продолжаться. Глав­ное, чтобы была выстроена конкретная игра по правилам.

Рынок за последние годы существенно вырос, появилось много нормально работающих и быстро растущих предпри­ятий, которые сейчас очень нуждаются в серьезной системе управления. Появи­лось много умных, хорошо образованных владельцев бизнеса и топ-менеджеров, рассматривающих информационные си­стемы как стратегический ресурс для обеспечения конкурентных преиму­ществ. Эти ключевые пользователи — лица, принимающие решения, обладают достаточной квалификацией и владеют современными методиками, чтобы осмы­сленно выбрать тиражную ИС и партне­ра по ее внедрению, исходя из потребно­стей бизнеса и качества системы.

И этот рынок очень многообразен и специфичен, он предъявляет разные тре­бования к автоматизации. В то же время на нем не существует одного или двух стандартных решений (и тем более фирм, готовых обеспечить его эффе­ктивное внедрение) для всех потенциальных заказчиков. Поэтому всем разработчикам сейчас хватает места".

Виктор Комар, директор Центра корпоративных реше­ний корпорации "Парус": "Я не считаю, что все так просто и всего на всех хватит. На Западе в последнее время мы наблю­даем колоссальную волну мод­ных слияний и поглощений, которые пришли и к нам в Рос­сию. Они, очевидно, были свя­заны с тем, что рынок стал жестче, и с желанием повысить капитализацию, привлечь инвестиции. И даже после вся­ких падений биржевых курсов два года назад эти поглощения-слияния все равно продолжаются, видимо, есть под ними какая-то экономи­ческая основа. Посему не ду­маю, что пирог и завтра будет так же легко делиться, как се­годня".

Идентификация "среднего" бизнеса — дело хитрое

Коль скоро все участники дискуссии желают получить свой кусок пирога, именуе­мого "средний бизнес", нуж­но для начала определить, кто что под этим понимает. Как ни парадоксально, у ка­ждого оказалась своя "кочка зрения".

"Я как-то привык оцени­вать объем бизнеса заказчика по стоимости проекта, — заявил Алек­сандр Плоткин. — Поскольку рынок в общем-то уже устоялся, стоимость про­екта объективно отражает круг запросов заказчика к набору функциональности, перечню автоматизируемых бизнес-процессов, количеству рабочих мест. В этой связи возможности комплекса "Мо­нолит" наиболее эффективны для заказчиков, бюджет про­ектов которых составляет от 50 до 500 тыс. долл. (примерно на год-полтора). Мне кажет­ся, что это ниша средних предприятий. Относительно числа рабочих мест одно­значно сказать трудно — толь­ко в пивоваренной компании "Балтика" под "Монолитом" работает более 750 пользова­телей. Так что верхняя грани­ца для нашей системы не мо­жет быть четко определена".

"Нам проще считать по рабочим мес­там, — высказал свое видение среднего клиента Игорь Якобсон, главный эксперт компании "Компас". — Для предпри­ятия среднего бизнеса характерно от 50 до 150 рабочих мест, охваченных КИС. А нижнюю границу стоимости проекта надо немного поднять — до 70— 80 тыс. долл".

С ним не согласилась Ольга Слободянюк, директор по маркетингу фирмы "Интеллект-Сервис": "Проекты стоимо­стью до 500 тыс. долл. — это редкость для нашей компании. Я бы даже сказала, что для нас характерно меньшее число рабочих мест — от 30. И проекты стоимо­стью от 50 тыс. долл".

"В США существует вполне устояв­шееся определение: бизнес перестает называться малым, если его годовой оборот превышает 20 млн. долл., — про­должил полемику Виктор Комар. — В России мы, наверное, можем спус­титься и до 10-—15. У "Паруса" позиция такая: наш целевой клиент — это пред­приятие с численностью работающих от 1000 до 5000 человек и с оборотом 15—20 млн. долл".

Свой вклад в палитру мнений внес Александр Царев, вице-президент ком­пании "Галактика": "Попытки классифи­цировать предприятие по количеству ус­тановленных рабочих мест, по обороту или еще как-то имели свои изъяны. Сей­час мы считаем, что клиент среднего рынка — это тот, кто имеет четко обозначенные границы проекта и четко выде­ленные ресурсы под этот проект. То есть он знает, что хочет получить за полгода, год, полтора за определенную сумму. И после того, как он это получит, его отно­шения с поставщиком будут приостановлены.

Но есть и другой тип клиен­та — корпоративный, или name account (это не средний клиент!). Это тот, который на­целен на долгосрочную работу с поставщиком. Годовой бюд­жет в таком случае может быть и 50, и 100 тысяч, но нацелен клиент на условно бесконеч­ное развитие системы и отно­шений. Обе стороны это пони­мают и выстраивают свои отношения так, как они дого­ворились".

Из рассуждений Бориса Нуралиева, который признался, что очень не любит отвечать на подобные вопросы, следо­вало, что, по мнению разра­ботчиков фирмы "1С" и ее партнеров, для представителя среднего бизнеса ва­жнее всего, чтобы решение было созда­но быстро (и не очень дорого, естествен­но). Благодаря простоте разработок на платформе, носящей название "1С: Предприятие", средняя трудоемкость развертывания систем для версии 7.7 со­ставляет 21 ч, а для версии 8.0 — 61 ч (правда, для новой платформы пока го­тово только решение для торговли). Что касается количества рабочих мест, то статистика такая: по версии 7.7. в среднем 10 рабочих мест, а в версии 8.0 планка по одно­временно работающим поль­зователям поднята до сотен рабочих мест. Получается, что в "среднем весе" компания "1С" пока еще скорее нови­чок, чем завсегдатай.

Резюме. Агрегированных вы­водов о портрете "среднего российского предприятия " на основе высказанных мнений сделать практически нельзя. С большой натяжкой можно сказать, что для того, чтобы у предприятия были основания причислить себя к категории "средненьких", его бюджет на развертывание КИС должен быть не менее 50 тыс. долл., а минимальное число рабочих мест внедря­емой системы—30—40. Верхнюю грани­цу по стоимости проекта участники провели на уровне 500 тыс. долл. (по на­шим оценкам, больше подходит все-таки 300 тыс. долл., если не брать в рассмот­рение корпоративных клиентов), а по чи­слу рабочих мест — до 200. Что каса­ется сроков реализациитаких средних по сложности проектов, то они долж­ны укладываться в интервал от полу­года до полутора лет. Выпадающую по срокам внедрения (т. е. очень быструю) фирму "1С" придется пока считать маргиналом.

(Если предположить, что на развер­тывание управленческой системы пред­приятие готово выделить 2% своего оборота, то оно должно иметь годовой оборот минимум 2,5 млн. долл. Вроде похоже на "средненького". — Прим. ав­торов.)

ОСОБОЕ МНЕНИЕ


Вероятно, выживут...

Тагир Яппаров, прези­дент "АйТи": "Откро­венно говоря, сейчас довольно сложно предположить, каким образом будет разви­ваться рынок отече­ственных систем уп­равления ФХД. За по­следние несколько лет в стране очень сильно активизирова­лись западные производители. Очевидно, что российским разработчикам конкури­ровать с Microsoft Business Solutions или с SAP не просто, если не сказать — не­возможно. Наши компании начинали свою деятельность в основном в начале 90-х, когда рынок и потребности были другими и практически полностью отсутствовал выбор. Сейчас ситуация выглядит иначе. Не думаю, что в ближайшее время на рынке появятся какие-то новые управлен­ческие системы или их производители — создание тиражного продукта требует слишком больших инвестиций. Но и сего­дняшние игроки вряд ли с этого рынка уйдут. Они уже заняли свою нишу и ско­рее всего в этом направлении и будут раз­виваться. Дополнительным стимулом к развитию российских систем может стать целевое программное финансирование для ряда специфических рыночных ниш, таких, как госуправление (например, ФЦП "Электронная Россия")".

Центральный федеральный округ