In English

Информационная стыковка

03.07.2004, Монахова Елена
Издание: Секрет фирмы
Лицо современного бизнеса определяют информационные технологии. Они не только позволяют быстрее и проще реализовывать сложные алгоритмы, но и изменяют бизнес-модели и бизнес-процессы. Преемственность и целостность постоянно меняющихся бизнес-конструкций обеспечивают средства интеграции приложений.

«Тот, кто думает, что его бизнес может функционировать по старым правилам, опирающимся на представления о массовом производстве, сегментном ценообразовании и стабильных организациях, заблуждается,-- предупреждают консультанты центра бизнес-инноваций Cap Gemini Earnst & Young.-- В новой экономике скорости столь стремительны, что вся она представляется размытым пятном, где четкие границы, разделяющие продавца и покупателя, продукт и услугу, работодателя и рабочего, исчезают. Чтобы быть прибыльным в этих непривычных условиях, бизнес должен вооружиться динамичным путеводителем».

Желание бизнесменов обеспечить себе более комфортное существование в нынешнем изменчивом, неопределенном и взаимозависимом мире и послужило основным стимулом поиска новых подходов к разработке ИТ. Мировой рынок бизнес-приложений и средств для их разработки переживает переходный период. Из «питательного бульона», содержащего незаконченные конструкции концепций, стандартов, платформ, вот-вот должно появиться нечто структурированное, надежное и всеобъемлющее. «Поиск пути» привел гигантов ИТ-индустрии к формированию новой информационной парадигмы -- интеграционной -- и к борьбе за платформы для приложений: ведь тот, кто определяет платформы, будет определять и часть архитектуры приложений. Неудивительно, что основные поставщики прикладного и технологического ПО -- IBM, Oracle, SAP и Microsoft -- активно вступили в борьбу за рынок будущего, вовлекая в технологическую трансформацию и более мелких игроков.

Оказалось, что новая парадигма требует глубокого знания базовых бизнес-процессов (для правильной интеграции и конфигурирования софтверных платформ и программных компонентов). В результате усилилась бизнес-ориентация информационных технологий. «Бизнес-процессы, определяемые независимо от приложений, точно описывают необходимое взаимодействие между программными компонентами и потому могут выступать в роли концептуального проекта при сборке программных элементов,-- утверждает в своих статьях профессор Август-Вильгельм Шеер, основоположник методологии проектирования бизнес-процессов ARIS.-- Теперь ценность ИТ будет измеряться не только технологическим совершенством, но и качеством бизнес-процессов. На смену эпохе аппаратных, программных и сетевых средств идет эпоха управления процессами».

Действительно, гибкость бизнеса, его восприимчивость к инновациям не в последнюю очередь зависят от гибкости ИТ-фундамента, на котором он стоит. Неслучайно в последние три года в фокусе внимания технологов и архитекторов бизнеса оказались промышленные платформы интеграции приложений -- Enterprise Application Integration (EAI). В мире, по оценкам IDC, объем этого сегмента рынка еще в 2002 году достиг $4 млрд. В России, по прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе он составит десятки миллионов долларов.

Кому и зачем 

Средства EAI для корпоративной информационной системы выполняют ту же роль, что коммуникации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Каждое программное приложение -- это своего рода отдельная квартира или дом. Он и сам по себе, конечно, обладает ценностью, но если в жилом доме, допустим, нет телефона или центрального отопления, то возникает масса неудобств. Если в процессе работы сотрудники компании используют различные, не интегрированные между собой, программные приложения, это, как правило, приводит к непродуктивным тратам рабочего времени на операции по извлечению данных из одной системы в другую и их возвращению обратно, на проверку согласованности информации и т. д. Применяя EAI, предприятие использует еще один резерв, позволяющий поднять производительность труда, снизить издержки и обеспечить живучесть своей информационной системы в будущем.

В первую очередь потребность в методах и средствах EAI ощутили крупные растущие компании, охваченные процессом холдингообразования (банки, телекоммуникационные фирмы, торговые и нефтяные холдинги). «Для небольшой фирмы, потребность в автоматизации которой покрывается двумя-тремя учетными программами, промышленные средства EAI не актуальны ни по цене, ни по срокам реализации проектов,-- говорит Артак Оганесян, менеджер по развитию бизнеса компании Vested Development, Inc., осуществившей три десятка интеграционных проектов в России, Европе и США.-- Куда эффективней и дешевле напрямую соединить две программы или даже переносить данные в полуручном режиме. Для средних и крупных предприятий, где необходимо интегрировать десятки приложений, проблема так просто не решается. Здесь нужно обеспечить согласованную работу унаследованных систем собственной разработки и тиражных продуктов от разных поставщиков, а также взаимодействие с системами смежников и партнеров. Большинство из них, в свою очередь, могут быть комплексными решениями, состоящими из множества модулей, не всегда интегрированных между собой до нужного уровня. Территориальная распределенность филиалов компании, большое число разных приложений и большие объемы данных, а также тенденция бизнеса к росту и диверсификации -- вот перечень серьезных предпосылок для использования промышленных интеграционных платформ. В этих случаях затраты на развертывание систем EAI окупаются однозначно».

Основное назначение средств EAI -- стыковка эксплуатируемых приложений с новыми решениями без остановки или нарушения работоспособности действующей ИТ-инфраструктуры. Современные методики построения так называемой интеграционной шины позволяют проводить «без отрыва от производства» обновление и оптимизацию не только технологических составляющих корпоративной информационной системы (КИС), но и бизнес-процессов предприятия (см. справку и таблицу).

Практическая интеграция

Наиболее распространенной (и не очень сложной) является задача согласованной передачи данных, решаемая на уровне автоматизации экспорта/импорта данных из одной системы в другую за счет создания специализированных интерфейсов. Этот подход иллюстрируют первые два из приведенных ниже примеров. Еще две ситуации описывают более глубокую, реальную интеграцию, обеспечивающую возможность онлайновой работы связанных приложений.

Кейс 1. В проекте по автоматизации деятельности украинской корпорации «Агро-Союз» -- многопрофильной организации, в числе прочего занимающейся розничной и оптовой торговлей запчастями к сельхозтехнике и грузовикам,-- консалтинговая компания Columbus IT Partner Russia внедряла решение на базе ERP-системы Microsoft Business Solutions-Axapta в распределительном центре корпорации. Заказчик потребовал, чтобы оно было интегрировано с действующей на предприятии складской системой собственной разработки. Ручной перенос данных по приходным и расходным накладным из старой системы в MBS-Axapta потребовал бы дополнительных сотрудников и сопровождался бы большим количеством ошибок. Поэтому консультанты разработали двухсторонний интерфейс. Обмен данными по накладным осуществляется в автоматическом офлайновом режиме (по нажатию кнопки оператором) и занимает от нескольких секунд до нескольких минут. Передаваемая информация включает: изменения в справочнике номенклатуры, заголовки и строки накладных, реквизиты отправителя и получателя, цены и информацию по налогам для печати в формах накладных.

Все работы по проведению необходимых модификаций в обеих системах потребовали участия двух программистов и одного консультанта. При этом были использованы только заложенные в системах средства -- других инструментов не потребовалось. Трудоемкость работ, включая согласование, разработку и тестирование интерфейса, оценивается в 9 человеко-недель. Сейчас обе системы ежедневно обрабатывают данные из накладных на товары, доставляемые и отправляемые 10–15 фурами.

Кейс 2. Разработчики приложений, которым приходится часто сталкиваться с задачами корректной передачи данных, стараются унифицировать и ускорить этот процесс. Так, специалисты компании «АйТи» предусмотрели в своей системе управления персоналом «БОСС-Кадровик» «универсальный интерфейс», в котором, по словам разработчиков, реализованы интерфейсы практически для всех групп данных, необходимых при стыковке с финансовыми и производственными системами.

«Самой востребованной стыковкой, конечно, является интеграция с финансовыми, бухгалтерскими и ERP-системами,-- говорит Владимир Авсеев, главный конструктор системы "БОСС-Кадровик".-- Как правило, она заключается в синхронизации ряда справочников (подразделения, работники, аналитические статьи затрат, план счетов) и в передаче финансовых результатов расчета заработной платы во внешнюю систему (платежные ведомости, проводки, депонент, доходы работников для учета в расчете зарплаты). Следующая по важности -- стыковка с системами контроля доступа и учета рабочего времени, установленными у клиента. Основной результат такой стыковки -- формирование на основании данных из этих систем табелей ежедневного учета и сведений для начисления заработной платы работникам».

Включив интерфейс в серийную версию своей системы, разработчики обязуются поддерживать форматы данных, регламент работы с ним и т. п. Поэтому сторонние разработчики (партнеры, внедренцы внешней системы, информационные службы заказчика) могут рассматривать интерфейс как «черный ящик», поведение которого подробно документировано и не должно вызывать неожиданных эффектов. «По нашей статистике, наличие унифицированного интерфейса ускоряет интеграционные работы более чем в два раза»,-- утверждает Владимир Авсеев.

Кейс 3. При развертывании корпоративной информационной системы на пивоваренных заводах часто приходится заниматься ее стыковкой со специализированными системами управления складом готовой продукции, которые автоматизируют процедуры приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров на складе. С этим столкнулись и специалисты петербургской компании «Монолит-Инфо» в проекте по автоматизации деятельности пивзавода «Вена». Им пришлось разрабатывать интерфейс между своим программным комплексом «Монолит SQL» и складской системой WMS. Эта разработка компании Solvo в автоматическом режиме осуществляет оперативное управление материальными потоками предприятия в пределах складского комплекса с использованием технологии штрихового кодирования, принципа адресного хранения и радиосвязи для передачи команд кладовщикам.

На этапе ввода в эксплуатацию комплекс «Монолит» должен был передать в систему WMS информацию о содержании всех общих для обеих систем классификаторов (складов, единиц измерения продукции, допустимых состояний товарно-материальных ценностей на складе, организаций–контрагентов). А в процессе эксплуатации -- информировать WMS обо всех изменениях классифицируемых элементов. Кроме того, в процессе работы системы постоянно обмениваются документами. «Монолит» инициирует создание документов по отгрузке продукции покупателям, приему товаров от поставщика, возврату продукции от покупателя, возврату товаров поставщику, инвентаризации склада. В свою очередь складская система генерирует документы о приходе продукции из производства, о блокировке выписки со склада определенного количества товаров в связи с временной его недоступностью или обнаружением брака, о необходимости переупаковки и др.

Взаимодействие систем осуществляется в режиме on-line (системы обмениваются пакетами данных в формате XML по запросам от WMS). В месяц через интерфейс пересылается примерно 1500–2000 документов. Работы по интеграции, выполненные группой из пяти сотрудников «Монолит-Инфо», заняли около трех месяцев. Еще месяц ушел на тестирование и устранение замечаний. Стоимость проекта -- около $20 тыс. Аналогичный интеграционный проект «Монолит-Инфо» сейчас реализует на предприятии «Львовская пивоварня», в ближайших планах -- интеграция с WMS для фармацевтической компании «РОСТА». Для ОАО «Ярпиво» была выполнена интеграция со складской системой SYSKRON (Германия), реализующей те же функции, что и WMS.

Кейс 4. В проекте по созданию корпоративной системы поддержки нормативно-справочной информации (НСИ) для одного из ведущих российских нефтяных холдингов компании IBS пришлось интегрировать системы почти от десятка разных производителей, работающих на разных платформах (от простых унаследованных систем на базе Clipper и DBase до современных решений на базе SAP R/3, MS SQL Server и Oracle). В холдинг входит более 100 территориально распределенных офисов, в каждом из которых функционирует несколько информационных систем.

Интеграторам нужно было решить две главные задачи -- устранить дублирование справочных данных (обеспечить единый ввод данных, повысив их достоверность) и оптимизировать регламенты ведения НСИ. Интеграция осуществлялась на основе так называемых серверов интеграции, которые позволяют совмещать различные приложения, переформатировать данные и упорядочивать информационные потоки, обслуживающие бизнес-процессы организации (передача и обработка заявок, экспорт-импорт данных из различных систем с преобразованием их в формат, понятный этим системам). Выбирая из трех промышленных интеграционных платформ (Microsoft, IBM, Tibco), заказчик отдал предпочтение решению Microsoft -- ввиду самого привлекательного соотношения цена/качество. Наиболее технологически сложной, по словам внедренцев, оказалась интеграция с SAP R/3.

Созданная на основе интеграционной платформы универсальная система ведения и распространения НСИ в рамках всей группы компаний изменила многие процессы. Пользователи получили возможность работать с корпоративной НСИ через обычный Web-браузер (в соответствии со своими правами доступа), что значительно упростило ведение и распространение справочных данных. Существенно повысилась достоверность используемой информации, облегчился процесс сбора и обработки корпоративной отчетности в рамках группы компаний, поскольку она пересылается теперь в единых терминах. Намного меньше стало рутинных операций за счет сокращения времени, требуемого для заведения новой записи и модификации существующей, что в целом привело к повышению производительности труда.

Повышая живучесть, сохраняя вложения

Статистика показывает, что кардинальная смена технологической базы в компьютерном мире происходит примерно раз в семь лет, но переход от одного поколения систем к другому не случается мгновенно. Поэтому зачастую на предприятиях одновременно функционируют системы трех-четырех поколений, основанные на MS DOS, ЕС ЭВМ, Unix, Windows 2000 и т. п. Не менее важно и то, что в них «зашита» разная философия построения ИС: одни базируются на Web-технологиях, другие -- ПК-ориентированные (как, например, средства автоматизации бухгалтерии), а в третьих заложена жесткая клиент-серверная модель.

Перевод взаимосвязей корпоративных систем на общую интеграционную платформу позволяет управлять изменениями одного из приложений с минимальным влиянием на другие (независимо от их природы). В идеальном случае, когда все информационные подсистемы предприятия «насажены» на общую интеграционную шину, менять любой программный блок можно по принципу «черного ящика». Не имеет значения, как он устроен внутри, интеграционная шина сама общается с ним по интерфейсам входа и выхода. Очевидно, что жизнеспособность и гибкость корпоративного ИТ-фундамента при этом значительно повышаются. Интеграционная идеология ИТ порождает даже искушение объединить в своей КИС (хотя бы на время!) приложения, лучшие в своем классе (best of breed). И в последние годы такой подход составляет серьезную конкуренцию призывам ERP-вендоров отдать предпочтение интегрированной системе управления от одного поставщика (тем более что даже самый «полнофункциональный» e-business suite никогда не покрывает всех потребностей предприятия).

Интеграционная платформа, выступая в роли своеобразного демпфера и связующей прослойки, снижает риски и делает КИС реально управляемой, поскольку при ее использовании всегда известно, когда, где и как можно вносить изменения, и легко оценить их воздействие на смежные приложения. А главное -- интеграционная платформа позволяет сохранить инвестиции, уже вложенные в корпоративную информационную систему.

Центральный федеральный округ