In English

"АйТи": сплав авантюризма и прагматики

22.07.2003
Издание: Сетевой
Игорь Лейпи, директор по развитию бизнеса компании "АйТи": "Накопленный практический опыт работы на основных вертикальных рынках (ТЭК, банки, государственные структуры, телекоммуникации, транспорт) компания претворяет в типовые решения, которые актуальны для наших заказчиков уже сегодня или станут такими в ближайшей перспективе."
Итоги и перспективы

Отраслевые решения. За прошедший год мы очень много сделали в области создания вертикальных решений, ориентированных на специфические задачи конкретных отраслей хозяйствования, в чем нам очень помогает 13-летняя практика работы с предприятиями из самых разных отраслей. Так, опыт внедрения системы электронного документооборота в Министерстве по налогам и сборам РФ позволяет нам создать типовое решение по организации юридически значимого документооборота с использованием ЭЦП для министерств или иных крупных государственных организаций. Кстати, на сегодняшний день это единственное внедрение подобной системы такого масштаба. В завершившемся году системой были охвачены все управления МНС субъектов федерации, а в наступившем она будет внедрена на уровне инспекций. Таким образом, через год-два все сотрудники МНС смогут работать с электронным документооборотом.

Уже много лет "АйТи" работает на рынке нефтесбыта. В частности, компания предлагает "АйТи-Ойл" – вертикальное решение для автоматизации розничной реализации нефтепродуктов. Все примеры его реализации, выполненные за последние год-два, положительно оценены клиентами. Изначально это была система безналичных расчетов, адаптированная под задачи автозаправочных станций и комплексов (АЗС и АЗК). Постепенно, внедрение за внедрением, по мере того как заказчики ставили новые сопряженные задачи, "АйТи-Ойл" перерос в систему управления бизнес-процессами нефтесбытового предприятия, одной из составляющих которого являются безналичные расчеты на базе смарт-карт.

Накопленный практический опыт работы на основных вертикальных рынках (ТЭК, банки, государственные структуры, телекоммуникации, транспорт) компания претворяет в типовые решения, которые актуальны для наших заказчиков уже сегодня или станут такими в ближайшей перспективе.

Инновации. Ежегодно компания выводит на рынок несколько новых решений. Самым недавним является, пожалуй, "АйТи Бастион" – программная разработка для управления средствами технической безопасности, интеграции различных подсистем охраны зданий и помещений, систем контроля доступа, видеонаблюдения, периметровой защиты и т.п. Такие системы существуют давно, но клиенту нужна их интеграция, где электронный пропуск на проходной будет увязан, например, с табельным учетом; это и есть комплексность, попадание в потребности клиента. Первые же демонстрации системы вызвали большой отклик. Западные разработки тяжелы, они гораздо дороже и более пригодны для крупных проектов типа комплексов аэропортов, а заказчиков значительно чаще интересуют системы технической безопасности для объектов меньшего масштаба. Первая инсталляция системы прошла на одной из железных дорог.

"АйТи" до сих пор сохранила присутствие некоторого духа авантюризма: в принципе в компанию можно прийти с любой, даже самой неожиданной идеей. Но есть одно существенное "но": идея должна иметь четкое экономическое обоснование и подтверждаться бизнес-планом. Получается некий сплав авантюризма и прагматичности. Как показывает наш опыт, это очень правильная стратегия.

Расширение присутствия. В этом году продолжилась территориальная экспансия компании. В наших планах – присутствие во всех крупных городах страны. Уже сегодня у "АйТи" девятнадцать представительств в крупнейших городах России и других стран СНГ. В зависимости от уровня собственной зрелости и местных особенностей рынка региональный офис компании занимается не только маркетингом и продажами, но и комплектуется командой инженеров, проектировщиков, внедренцев, менеджеров проектови т.п., то есть может быть полнофункциональным представительством системного интегратора. Это позволяет нам обеспечивать оперативную и качественную поддержку проектов, выполняемых у наших заказчиков в регионах. Открытие офисов в Киеве и Алма-Ате придало серьезный импульс развитию бизнеса компании в СНГ. Кроме того, в прошлом году активизирована работа в Узбекистане и Туркмении.

ИТ-услуги. В 2003 году мы активно развивали направление ИТ-сервисов, особенно в регионах. В частности, были открыты центры технической поддержки Oracle в Новосибирске, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. "АйТи" располагает также сервисным центром HP в Уфе; кроме того, планируется открытие сервисного центра Cisco. Важно, что обслуживание во всех центрах организовано по единой методологии, по единым стандартам качества, с управлением из единой "точки влияния", что особенно ценно для распределенных структур: холдингов, министерств и т.п.

Серьезные средства вкладываются в развитие консультационной практики – как в области ИТ, так и в сфере управленческого консалтинга. Консалтинг по бюджетированию, например, пользуется просто ажиотажным спросом: от первого разговора с заказчиком на эту тему до заключения контракта проходит рекордно короткое время. Можно назвать и причины этого: в прошедшем году российская собственность претерпевала существенные перемены – укрупнялась, меняла владельцев. Новые хозяева, вступая в права собственности, пытаются наладить контроль расходов. Другая волна консалтингового бума наблюдается в управлении персоналом. На опыте многочисленных внедрений HR-систем различного класса компанией накоплены солидные экспертные данные, на основе которых можно составить детальное представление не только о том, как системы управления кадрами реально работают в "полевых условиях", но и – прежде всего – о том, как в принципе должна функционировать кадровая служба.

Инфраструктурные решения. За прошедший год компания заметно расширила спектр предложений в области инфраструктурных решений. Активно развивались такие направления, как информационная и техническая безопасность, появился целый ряд решений по IP-телефонии, укрепился пул вендоров, чьи оборудование и технологии мы можем предложить, ведь клиенту нужно поставлять то, что наилучшим образом решает его задачи независимо от производителя – будь то Avaуa, Siemens или Nortel.

Ситуация в российском ИТ-бизнесе. Анализируя общую ситуацию на ИТ-рынке, следует отметить прежде всего ужесточение конкуренции в области горизонтальных решений (решения для всех), а также рост рынка систем корпоративного управления класса ERP, в том числе и в силу появления в нашей стране прецедентов успешного их внедрения и использования.

В госсекторе большую роль продолжает играть "Электронная Россия". В последние полгода-год ощущаются результаты серьезной работы над тем, для чего действительно нужна эта федеральная программа. В рамках этой программы решаются многие очень серьезные задачи. Интересны ее практические решения: документооборот в госструктурах, социальные карты для населения и т.п. Результаты таких решений особенно заметны для граждан, любой человек начинает ощущать, для чего нужна эта программа. Если программа будет развиваться так, как планируется, то российский ИТ-бизнес получит серьезный импульс для дальнейшего развития.

Очевиден рост интереса к системам автоматизации производственных процессов, специфичных для различных отраслей. Автоматизация управления производством – ключевая задача для любого предприятия. В начале 90-х годов она решалась в основном с помощью "самописных" систем. Сегодня же речь идет о внедрении отраслевых модулей ERP и других промышленных решений.

Реформа коммунальных услуг должна привести к всплеску потребностей в ИТ-решениях для энергетической отрасли: там десятилетиями копится спрос на эти услуги. Как только появится открытый рынок электроэнергии и цены будут регулироватьсясебестоимостью,собственники будут вынуждены хорошо управлять своей собственностью, вкладывая средства в автоматизацию. Кстати, в АйТи сейчас ведется активная работа в области создания комплексного решения для энергетиков.

Есть и еще один важный фактор, влияющий на развитие отечественного рынка, – смещение основной активности в регионы. По сути рынком сейчас "дирижируют" именно региональные предприятия. А это означает изменение "правил игры" для поставщиков ИТ-услуг и острую необходимость в развитии региональной инфраструктуры доставки сервисов, которой сегодня могут похвастаться лишь немногие компании.

Достижением последних двух лет в российском ИТ-бизнесе можно считать начало формирования института ИТ-директоров. Вчерашние "асушники" и программисты превращаются в специалистов – управленцев высшего эшелона. Там, где в компании между основным бизнесом и ИТ есть стена, где структура не прозрачна, ИТ-специалистам работать очень трудно, и пока таких компаний, к сожалению, большинство. Если же эти стены сломлены, бизнес начинает понимать, за что платятся деньги ИТ-структуре, как она улучшает условия бизнеса. Устранять такие барьеры призван как раз ИТ-директор, главная задача которого – подчинить информационные технологии задачам бизнеса.

Центральный федеральный округ