In English

2003 год в вопросах и ответах

04.12.2003
Издание: Деньги
До Нового года осталось меньше 40 дней. Можно подводить итоги. Чтобы сделать это, мы попросили руководителей ИТ-компаний ответить на пять вопросов: 1) главные, на ваш взгляд, деловые события 2003 года; 2) какие важные перемены произошли на российском рынке ИТ в 2003 году; 3)что хоро­шего произошло с вами и вашей компанией в 2003 году? оправдались ли ваши ожидания; 4) главные разочарования 2003 года; основные проблемы, с которыми сталкивается ваша компания; 5) каких перемен на рынке ИТ и результатов для себя вы ждете в 2004 году? Вот что они нам рассказали.

Тагир Яппаров, председатель совета директоров «АйТи»
1. Среди наиболее значимых собы­тий в отечественном бизнесе я бы выделил сделку British Petroleum с ТНК.Это крупнейшее слияние в Рос­сии, в результате которого образо­валась одна из самых мощных миро­вых нефтяных компаний. Эту сделку можно считать индикатором тех по­ложительных изменений, которые происходят сегодня в России. Рост отечественной экономики, полити­ческая стабильность, повышение прозрачности всего бизнеса и, как следствие, присвоение России дос­таточно высоких инвестиционных рейтингов, приток реальных инвес­тиций и приход серьезных западных инвесторов. На российском ИТ-рынке я бы отметил нашумевшую сделку между «Связьинвестом» и Oracle.Контракты на внедрение систем кор­поративного управления на столь внушительные суммы, в отличие от поставок «железа», в России заклю­чаются нечасто.

2. Рынок ИТ в этом году развивался достаточностабильно и, что важно, предсказуемо. Потрясений не было. Наверное, это и естьсамое важное. Вместе с тем можно назвать целый ряд, я бы сказал, знаковыхобстоя­тельств. Во-первых, развитие отечес­твенного ИТ-рынка происходило нафоне стагнации западной ИТ-индустрии, что спровоцировало присталь­ное вниманиек России со стороны крупнейших мировых ИТ-производителей. Практически ни одноаналити­ческое исследование, посвященное мировому ИТ-рынку, уже не обходит­сябез России. Во-вторых, происходит качественное изменение структурыИТ-потребления в России. Соотноше­ние затрат на ИТ в бюджетах отечес­твенныхпредприятий постепенно приближается к мировым нормам — растет доля ИТ-сервисов,програм­много обеспечения, которые посте­пенно вытесняют «железо» из числанаиболее затратных статей. Растет и потребление ИТроссийскими госор­ганами: наЗападе именно государ­ство является одним из крупнейших ИТ-потребителей. Ещеодной замет­ной тенденцией 2003 года стал оче­видный рост интереса куправленческим системам со стороны отечествен­ных заказчиков, особенно предприя­тийсреднего бизнеса. В целом рынок ИТ становится более цивилизован­ным и зрелым.

3. Для «АйТи» 2003 год стал годом важныхпреобразований. Нам удалось реализовать практически все запланированныестратегические задачи. «АйТи» была преобразована в группу компаний. Мызначительно усилили сервисное направление, от­крыли новые направления деятель­ности,такие, как центры технической поддержки в регионах.

4. Разочарований нет, есть объектив­ные трудности.Российский рынок достаточно интенсивно развивается как в количественном, так икачес­твенном измерении. Его объемы рас­тут, структура потребления меняется влучшую сторону. Но на Западе на до­лю профессиональных услуг (консал­тинг,интеграция, обучение, управле­ние ИТ) приходится порядка 60% все­го ИТ-рынка,а в России — око­ло 45%. Примеров успешных аутсорсинговых и сервисныхпроектов у нас пока немного. Не получили распрос­транения и такие принятые вовсем мире практики, как соглашения об уровне сервиса, используемые дляурегулирования взаимодействия с аутсорсерами. С другой стороны, са­миИТ-компании зачастую не готовы к масштабным сервисным проектам. Сервисныйбизнес требует серьез­ных капитальных вложений. Кроме того, далеко не у всехотечественных ИТ-компаний есть отлаженная систе­ма «доставки сервиса» врегионы, где сегодня сосредоточены основные за­казчики. Именно поэтому мы напра­вилисерьезные инвестиции в пос­троение региональной сети. В том, что уже вобозримом будущем ИТ-сервисы будут играть первую скрипку в структуреИТ-потребления россий­ских предприятий, я не сомневаюсь.

5. Одна из наших стратегических целей —добиться того, чтобы доля сер­виса в структуре доходов компании превысила 50% при сохранении тем­пов роста бизнеса на уровне 25-30% в год. Если говорить о рынке в целом, то, наверное, мы ждем его дальнейшего развития и приближен­ия к уровню крупнейших мировых ИТ-рынков не только по объемам, но прежде всего по своим качествен­ным характеристикам.

Центральный федеральный округ