In English

Автоматизация власти

24.09.2003, Коник Леонид
Издание: Ведомости
На следующей неделе будет обнародована концепция использования информаци­онных технологий в феде­ральных органах власти, ко­торую подготовило Минсвя­зи. После ее принятия орга­ны власти более не смогут заказывать многочислен­ные информационные сис­темы на свой вкус. Для ко­ординации этих работ кон­цепция предлагает создать специальный регулирую­щий орган под рабочим на­званием "Федеральный центр управления инфор­мационными ресурсами".

Два месяца назад на специаль­ном заседании правительства Минсвязи было поручено разра­ботать концепцию использова­ния информационных техноло­гий в федеральных органах влас­ти к декабрю. О положениях кон­цепции "Ведомостям" рассказал начальник управления Минсвязи по координации ФЦП "Элек­тронная Россия" Олег Бяхов. "Проект концепции готов. Но так как документ представляется нам очень важным, до его представ­ления в правительство мы реши­ли организовать общественное обсуждение", — сообщил Бяхов. По его словам, со следующей не­дели текст концепции будет опубликован в Интернете, а так­же будет разослан во все заинте­ресованные ведомства. По дан­ным пресс-центра "Электронной России", публичное обсуждение концепции продлится около трех недель, после чего скоррек­тированный документ будет на­правлен в правительство.

Сейчас концепция предлагает создать единые государственные информационные ресурсы, кото­рые должны прийти на смену многочисленным и дублирую­щим друг друга ведомственным системам. Например, по данным Роскартографии, цифровые карты территории России создава­лись различными ведомствами за бюджетные средства целых четы­ре раза. И, что самое досадное, карты не стыкуются между собой. В различных органах госвласти сегодня действует 14 финансо­вых систем, не взаимодействую­щих ни между собой, ни с казна­чейской системой Минфина. Учетом граждан порознь занима­ется девять министерств. По дан­ным Минсвязи, в 2001-2003 гг. 48 органов федеральной власти по­тратили на информационные си­стемы 22,8 млрд руб., причем лишь 3 млрд из них пошли на фе­деральные программы, а осталь­ные были потрачены по собст­венной инициативе ведомств.

Разработчики концепции предлагают централизовать фи­нансирование, разработку и ис­пользование не всех информа­ционных ресурсов, а лишь клю­чевых, таких, как реестр населе­ния или система госзакупок. Си­стемы электронного документо­оборота каждое ведомство по-прежнему будет делать по от­дельности - концепция лишь требует их совместимости с фе­деральными ресурсами.

Разработчики информацион­ных систем не опасаются сниже­ния объема заказов в связи с гря­дущей централизацией. "Сейчас многие сервисы невозможно ор­ганизовать именно из-за разно­шерстности ведомственных сис­тем. Если появятся межведомст­венные информационные ре­сурсы, то каждый орган власти сможет на их базе развивать свои сервисы. Поэтому объем за­казов будет только расти", — по­лагает президент компании "Ай­Ти" Тагир Яппаров.

Еще одним принципиаль­ным положением концепции является выбор информацион­ных систем на основе показате­лей их эффективности. "До сих пор внедрение информсистем было исключительно затрат­ным механизмом, никто не пы­тался оценить их эффектив­ность", - говорит Бяхов.