In English

Системы корпоративного управления в зеркале SofTool'а

23.10.2003, Свинарев Сергей
Издание: PC Week
Решения, относящиеся к категории корпоративных или комплекс­ных информационных систем, на SofTool'2003 представили (см. PC Week/RE, № 37/2003, с. 1) более шестидесяти компаний. Среди них были и лидеры отрасли — "1С", "АйТи", "Галакти­ка", "Интеллект-Сервис", "Па­рус", "Цефей", Microsoft Business Solutions (MBS), и не столь круп­ные, но давно известные фирмы, и те, чьи имена ласкают слух, но не вызывают совершенно ника­ких деловых ассоциаций. Ины­ми словами, вопреки теоретиче­ским рассуждениям о созрева­нии отрасли, консолидации рын­ка и появлении узнаваемых оте­чественных брендов рождаются все новые вендоры, уверенные в том, что на рынке найдется мес­то и для них. Они, разумеется, надеются на то, что выставка по­может им показать достоинства своих решений и услуг и найти новых за­казчиков.

Однако далеко не все игроки этого сег­мента высоко оценивают возможности SofTool'a: из шести крупнейших на рос­сийском рынке, по версии IDC (см. PC Week/RE, № 37/2003, с. 12), поставщиков интегрированных систем управления предприятием на нем были представле­ны только два — "Галактика" и MBS. Трудно, правда, понять, по каким причи­нам в табель о рангах IDC из года в год не попадает крупнейшая отечественная компания в этом сегменте — "1С": ведь наряду с коробочными узкоспециализи­рованными продуктами она вместе со своими многочисленными партнерами успешно продвигает платформу "1С: Предприятие" и решения на ее основе. Число организаций, в которых сегодня используются те или иные продукты "1С: Предприятия", достигло 700 тыс. И пусть большая их часть — это маленькие фир­мы, игнорировать такую цифру просто нельзя.

Уже не первый год "1С" задает тон на экспозиции SofTool'a, пуская под желтую крышу своего гигантского стенда парт­неров, многие из которых иначе немину­емо затерялись бы на просторах павиль­она ВВЦ № 69. В этом году таких партнеров было 22, а еще шесть компа­ний решили представить свои продукты на платформе "1С: Предприятие" на соб­ственных стендах.

С августа нынешнего года компания начала поставки продуктов на технологической платформе нового поколения "1С: Предприятие 8.0", имеющей совре­менную трехуровневую архитектуру и благодаря этому более производительной и масштабируемой. Сейчас она пред­лагает два продукта, базирующиеся на данной платформе: "1С: Предприятие 8.0. Управление торговлей" и "1С: Пред­приятие 8.0. Управление персоналом". Оба они, конечно, были представлены на SofTool'e.

По тому же пути решила пойти MBS, тоже построившая общий стенд для своих партнеров с еди­ным дизайном, но уже в голубой цветовой гамме. Назван он был "Городом решений MBS", а потому экспозиции партнеров стали "квар­талами", демонстрационный зал — "кинотеатром", проходы — "улица­ми" с дорожной разметкой и т. д. У концепции "1С" и MBS есть масса достоинств (главное — это стоя­щий за их решениями мощный бренд), но есть и очевидные недос­татки. Если партнеры "1С" по большей части моновендорны, то многие компании, расположивши­еся на стенде MBS, предлагают I программные продукты и других i производителей, а демонстриро­вать их на стенде MBS, по-видимо­му, было бы не очень корректно.

Однако для некоторых из них сделали исключение: к примеру, "АНД Проджект" наряду с собственными разработ­ками для генерации финансово-управ­ленческой отчетности, бюджетирования и интеграции с системами CAD/САМ и PDM на базе Axapta представляла ПО управления основными фондами iMaint компании DPSI. Как нам пояснили на стенде, такое решение было принято лишь из-за того, что по данному продук­ту DPSI имеет глобальное стратегичес­кое соглашение с MBS о совмест­ном его продвижении. Другие компании предпочли искать аль­тернативные пути. Так, "АйТи", совсем недавно ставшая партне­ром MBS по системе Axapta, но продвигающая также собствен­ные продукты семейства БОСС и ERP-систему Oracle E-Business Suite, расположила все на собст­венном стенде. А "Интеллект-сер­вис" присутствовала одновремен­но на двух площадках: если в "Городе MBS" компания демонст­рировала решение для автодиле­ров Incadea, построенное на базе Navision, то на собственном стен­де ничто не мешало ей показать "в полной красе" семейство своих продуктов БЭСТ.

Укрепление рыночных позиций крупнейших отечественных и за­падных производителей ERP-систем, достигаемое во многом благодаря активной и умелой пропаганде узнавае­мых брендов, заставляет задуматься о том, на что могут рассчитывать разработ­чики второго и третьего ряда, в немалом количестве присутствовавшие на нынешнем SofToole. Даже если их программы смогут во всех отношениях на равных конкурировать с изделиями грандов, у заказчика всегда будут оставаться сомне­ния в способности новичка развивать и поддерживать свой продукт на протяже­нии многих лет. Думается, главные козы­ри таких фирм — готовность существен­но снижать цену и проводить любую доработку системы по требованию кли­ента.

По мнению представителей многих компаний, не первый год участвующих в SofTool'e, на этот раз среди посетителей было гораздо меньше потенциальных за­казчиков, но заметно повысилась актив­ность консалтинговых фирм и отдельных консультантов, желающих стать партне­рами разработчиков по внедрению. За­частую ноу-хау таких консультантов за­ключается не в знании отраслевой специфики или умении оптимизировать бизнес-процессы, а в способности нахо­дить хороших заказчиков и оговаривать выгодные для себя и для клиента усло­вия поставки решения. Понятно, что до­говориться о подобных специальных ус­ловиях с мелким и не очень известным поставщиком гораздо проще. Если эта зарождающаяся тенденция возобладает и выставка станет своеобразной биржей для разработчиков и консультантов, то с нее постепенно уйдут как потенциаль­ные заказчики, так и крупные вендоры. Что противопоставить такой тенден­ции? Ответ дает сам SofTool. Как отмеча­ют стендисты, поток квалифицирован­ных посетителей резко возрастает в часы после тематических конференций и се­минаров, проводимых в отдельных залах в рамках выставки. Это и понятно. ERP-система — не мобильный телефон или цифровая камера, просто "пока­зать" ее на стенде — невозмож­но. Здесь требуется предвари­тельный разговор, причем не обо всем продукте, а о его отдельных контурах, модулях, функциях. И вести такой разговор лучше в ти­хом помещении, а не в выставоч­ном зале с его суетой и криками зазывал. Сюда придут только те, кто заранее отметил интересные для себя мероприятия, и именно эти люди потом посетят стенд и попросят показать, как система выполняет те или иные опе­рации. По-видимому, подобны­ми соображениями руководство­вались компании "1С" и MBS, проведшие в рамках выставки полноценные однодневные конференции. Хотя остальные ограничились более скромными формами, конференц-залы SofTool'a пра­ктически никогда не пустовали.

Что ж, может быть, со временем SofTооl'у суждено превратиться в конферен­цию, которую выставка будет только до­полнять. Тезис, конечно, далеко не бесспорный: ведь для многих участников экспозиции на первом месте остается именно показ своих продуктов (это поставщики средств оптического распозна­вания текстов, мультимедийного и обу­чающего ПО, электронных словарей и переводчиков, справочных юридических систем). Наличие таких противоречий в запросах разных категорий экспонентов объективно закладывает мину под SofTооl'ом как крупнейшей в Европе универ­сальной национальной ИТ-выставкой. Если указанные противоречия достигнут критического уровня, выставочный биз­нес вынужден будет развиваться в напра­влении узкой специализации. Возможно, сегодня, когда SofTool — мероприятие, безусловно, успешное, подобные прогно­зы кажутся чересчур мрачными, но не будем забывать печальный опыт еще бо­лее успешного некогда "Комтека", пожи­нающего ныне плоды неудачно выбран­ной стратегии.

Если вернуться к тематике ERP, то следует констатировать заметное смеще­ние интереса заказчиков от решения чи­сто учетных задач к вопросам управле­ния, финансового планирования и бюджетирования, логистики и организа­ции отношений с клиентами. Соответст­вующие модули появились в составе ком­плексных систем практически всех крупных разработчиков. Если вендор чувствует, что некое его узкое технологи­ческое решение пользуется особым ин­тересом, он готов выделить его из своей ERP-платформы и предоставлять услуги по интеграции с системами иных произ­водителей. Такое "отчуждение" от плат­формы БЭСТ произвела компания "Ин­теллект-сервис", продемонстрировавшая автономный продукт "Контроллинг". А например, консалтинговая фирма IT-eam, оказывающая услуги по внедрению систем финансового планирования и бюджетирования целого ряда отечест­венных и зарубежных производителей, обнаружила высокий спрос на недорогие системы нижнего уровня и разработала собственную такую систему BPlan.

Очевидное оживление наблюдается в секторе автоматизации торговых пред­приятий. Неудивительно, что наряду с компаниями, традиционно работающи­ми в этом сегменте, интерес к нему про­являют и поставщикиуниверсальных комплексных систем управления. Так, из­вестная питерская фирма "Компас" представила интегрированное решение на основе своего одноименного продукта и системы управления торговым залом "Кристалл SET" компании "Кристалл сервис". А один из крупнейших отечест­венных разработчиков банковских сис­тем — R-Style Softlab — продемонстри­ровал на SofTool'e комплексное решение для автоматизации торговой деятельно­сти RS-Balance.

Отсутствие на выставке крупнейших зарубежных производителей ERP-систем вовсе не означает, что у них нет интереса к потенциально очень емкому рынку ав­томатизации средних и малых предпри­ятий. Недавно о своих претензиях на не­го заявила корпорация SAP, которая, пытаясь решить проблему уменьшения сложности внедрения и снижения стои­мости проектов, предлагает усеченное решение All-in-One, предварительно сконфигурированное на основе ряда компонентов базового продукта mySAP Business Suite. Возможно, таким спосо­бом и удастся приблизить стоимость ре­шений SAP для среднего рынка к стои­мости конкурирующих отечественных ERP-систем, но кто помешает произво­дителям последних сделать аналогичные усеченные версии своих базовых продук­тов? И действительно, на нынешнем SofTool'e "Галактика" анонсировала по­добное решение "Галактика-Экспресс", ориентированное на нужды предпри­ятий среднего масштаба. Как считают в корпорации, его внедрение по силам спе­циалистам ИТ-подразделений заказчика.

Идя на выставку, всегда надеешься увидеть что-то совершенно неожидан­ное. Лично для меня таким сюрпризом стал внушительных размеров стенд ком­пании с незнакомым названием PDS, представившей полнофункциональную ERP-систему управления крупными предприятиями и холдингами с броским именем "Менеджер-Олигарх". Оказа­лось, что это киевская компания, кото­рая делает первую попытку проникнове­ния на российский рынок. Как пояснили мне на стенде, и на Украине ее продукт появился всего лишь полгода назад. Учи­тывая и без того высокую конкуренцию на российском рынке, шаг этот следует признать весьма смелым. Стоит поже­лать успеха тем, кто его сделал.

Центральный федеральный округ