In English

Стремление в универсум

29.07.2003, Янкевич Александр
Издание: Деловая панорама
За последние несколько лет российские системные интеграторы совершили качественный скачок. Если ранее они занимались в основном поставками компьютеров и прокладкой сетей, то сейчас готовы разрабатывать и поставлять сложные программные комплексы. Однако будущее — за дополнительными услугами в этой области.

Специалисты разделяют рынок интеграции на несколько нишевых направлений. Как отмечает директор петербургского филиала “АйТи” Рашид Поздняков, наиболее крупным является рынок инфраструктурных решений или так называемой сетевой интеграции. Это предложения, охватывающие базовые компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия — от компьютеров и сетевого оборудования до базового ПО. В другом сегменте — компании-разработчики решений, направленных на автоматизацию конкретных бизнес-процесов. Еще одна большая ниша — это отраслевые интеграторы, специализирующиеся на отраслевых компаниях.

Вдоль и поперек


В последнее время ряд компаний начали объединять в себе сразу несколько направлений.

Они стремятся иметь в своем портфеле решения для всех уровней управления — от инфраструктуры и автоматизации отдельных бизнес-процессов до поддержки стратегического управления предприятием. “Требование универсальности от системного интегратора диктуется самим рынком. Заказчик хочет найти компанию, которая была бы компетентна во всех вопросах — от сетей и безопасности до систем автоматизации бизнес-процессов”, — говорит директор по развитию “Поликом Про” Сергей Курьянов. Однако развитие компаний опережает рынок. В частности, по словам начальника отдела системной интеграции “Диалог ИТ” Анатолия Созыкина, весь комплекс услуг необходим редко — не более одного-двух проектов в год. Остальное приходится на решение локальных задач. Кроме того, у заказчиков еще не сформировался вкус к настоящей системной интеграции. “К сожалению, клиенты часто подходят к системной интеграции, как к покупке яблок на рынке. Берут то, что подешевле при одинаковых внешних данных. Однако качество работ и срок службы системы, как правило, как раз зависят от стоимости”, — констатирует руководитель отдела системных проектов компании “ЛАНК” Владимир Княжицкий.

Вширь и вглубь


Пока в основе бизнеса подавляющего большинства системных интеграторов лежит интеграция отдельных продуктов в решения. В то же время уже сегодня, как отмечают отраслевые аналитики, наиболее передовые крупные холдинги ставят задачи создания комплексных систем поддержки стратегического и оперативного управления предприятием в целом. “Для этого требуется, по меньшей мере, три составляющих: глубокое понимание бизнеса заказчика, наличие не только технологической, но и бизнес-экспертизы у компании интегратора, и, наконец, наличие системы доставки ИТ-сервисов до потребителя”, — рассказывает Рашид Поздняков.

Сейчас российский ИТ-рынок сильно отличается от западного. Так, по данным агентства EITO, в 2002 году структура зарубежного рынка была такова: поставки аппаратного обеспечения занимали 37%, ПО — 20%, ИТ-сервисы — 43%. В России же более 50% приходится на “железо”. Как считает Анатолий Созыкин, одна из главных причин такого положения дел — недопонимание многими топ-менеджерами важности ИТ на предприятии. “Если на Западе компании готовы выделять 4—5% из бюджета на развитие ИТ, то у нас этот показатель не дотягивает и до 1%”, — отмечает он.

Однако ситуация меняется. “Можно прогнозировать, что в ближайшие два-три года динамика развития переместится на рынок дополнительных ИТ-услуг, которые будут направлены на оптимизацию бизнес-процессов предприятий”, — уверен Сергей Курьянов.

Другая тенденция — компании будут активно развивать региональные сети. Подавляющее число крупных российских предприятий имеют территориально-распределенную структуру. Поэтому одним из ключевых факторов станет развитие точек регионального присутствия. Пока не все интеграторы спешат “идти в народ”. В основном, разговор идет о завоевании двух столиц. Правда, если петербургские компании стремятся открыть офис в Москве (так поступили “ЛАНК”, “Поликом Про”, Lynx BCC, “Ниеншанц”), то столичные интеграторы предпочитают действовать на расстоянии (одно из немногих исключений — “АйТи”).

В результате таких изменений большинство заказов переместится в портфель крупных фирм. “Уже сейчас наблюдается тенденция перехода заказчиков от мелких фирм к крупным системным интеграторам, поскольку ИТ-инфраструктура — сложный объект, он требует постоянной поддержки. Кроме того, наметился рост требований к техническому уровню подготовленности интеграторов. Все это могут обеспечить лишь солидные фирмы”, — резюмирует Владимир Княжицкий.

Ниже приведены описания проектов по системной интеграции

Мы попросили представителей компаний — системных интеграторов ответить на несколько вопросов:

- Какая задача была поставлена исполнителю?

- Что показало предпроектное обследование?

- Каким в итоге получился весь проект, какие задачи он смог решать?

Компания “АйТи” и ОАО “Тюменская нефтяная компания”. Директор петербургского филиала “АйТи” Рашид Поздняков:

- Реализация проекта но созданию корпоративной системы управления знаниями ОАО “Тюменская нефтяная компания” (ТНК) началась с внедрения ее платформы — системы электронного документооборота “БОСС-Рефент” (разработанной “АйТи”) — в дочернем предприятии ТНК — “ТНК-Бизнессервис”. Она является общим центром обслуживания предприятий ТНК, расположенных в Нижневартовском регионе. Затем к системе были подключены сотрудники центрального аппарата ТНК. Параллельно с проектными работами специалисты “АйТи” осуществили подготовку персонала для работы с новой компьютерной системой. Проект по внедрению решения mySAP HR (система управления персоналом) в ТНК, активное участие в котором принимали специалисты “АйТи”, начался с пилотного внедрения в ОАО “Нижневартовское нефтедобывающее предприятие”. После его успешного завершения система была тиражирована на остальные предприятия ТНК в Нижневартовске и Москве. Последний проект для ТНК “АйТи” реализовывала на Украине — наши специалисты создали концепцию системы безналичных расчетов для “ТНК-Украина”. Стоит отметить, что “ТНК-Украина” стала одной из первых компаний, осуществивших полномасштабный предпроектный анализ, обоснование проекта и оценку его экономической эффективности, прежде чем приступать непосредственно к внедрению.

“Диалог ИТ” и ЗАО “Индастриал Трэйдинг Лайнтекс В.— СПб” (производитель и поставщик консервированных продуктов). Начальник отдела системной интеграции компании “Диалог ИТ” Анатолий Созыкин:

— Изначально стояла задача разработать комплексную информационную систему. В процессе развития проект разделился на две части: создание программного комплекса по автоматизации учета и торговли, а также поставка соответствующего компьютерного парка. Одним из условий являлась масштабируемость системы: в нее изначально требовалось заложить возможность работы филиалов. Было решено внедрить комплексную информационную систему на базе бизнес-приложений “1C: Предприятие 7.7”, причем она создавалась с нуля с учетом специфики клиента и необходимости ведения бухучета по российскому и зарубежному законодательству. Проект можно назвать комплексным, в него вошли почти все элементы из понятия “системная интеграция”, включая поставку и установку компьютерной техники, ПО, разработку и внедрение приложения для автоматизации деятельности, а также сервис. Он может решать все задачи, поставленные заказчиком, включая автоматизацию учета, совместную работу московского филиала и испанского офиса в режиме on-line с центральной базой, единое информационное пространство для двух офисов в Москве и Петербурге.

“ЛАНК” и объединение “Электросила”. Руководитель отдела системных проектов компании “ЛАНК” Владимир Княжицкий:

— Перед нами стояла задача создать систему он латы питания в столовых завода с использованием карточек. Карточки должны были быть максимально дешевыми, изготавливаться простыми техническими средствами прямо на заводе и при этом иметь защиту от кражи и копирования. Система оплаты предусматривала контроль всех операций и возможность ежемесячного зачисления дотационных средств. Весь проект требовал минимального обслуживания. Мы отвечали за разработку технологии изготовления карточек, идеологию системы, установку кассовых аппаратов с блоками считывания, модернизацию программного обеспечения кассовых аппаратов и создание комплекса учета операций, инсталляцию оборудования, обучение. Помимо всего прочего, проект решил еще одну важную задачу — борьбу с хищениями наличных денег у персонала завода. Это пример типичного комплексного подхода. Здесь потребовались и оригинальное техническое решение, и поставка специализированного оборудования, и разработка ПО, и интеграция всех элементов в единый комплекс. Успех проекта подтверждается еще и тем, что вскоре была построена еще одна автоматизированная столовая по такой же схеме.

“Поликом Про” и “Форд Всеволожск”. Директор по развитию “Поликом Про” Сергей Курьянов:

— Компания “Форд Всеволожск” поставила задачу создать рабочий прототип кластерного решения для повышения отказоустойчивости и производительности существующей на предприятии корпоративной информационной системы. Заказчик использует ERP-систему на базе SQL-версии ПО “1C:Предприятие”. Общее количество работающих с ней пользователей сейчас — до 150 с перспективой расширения до 300. Предложенное нами решение основано на кластерных технологиях Microsoft Clustering Service и Network Load Balancing. Они решают задачу обеспечения отказоустойчивого и масштабируемого терминального доступа со стороны пользователей и управления базами данных Microsoft SQL Server. В качестве аппаратной платформы применяются серверы IBM cServer xSeries 360 на базе процессоров Intel Xeon. Сеть “серверы - база” выполнена но технологии Gigabit Ethernet с использованием оборудования Cisco и специальных сетевых карт, обеспечивающих возможность объединения отдельных канатов со скоростью 1 Гбит/с и более. По результатам демонстрации была составлена финальная спецификация на кластерное решение.