In English

Результат без примесей

20.05.2003, Басина Наталья
Издание: iBusiness.ru
Группа компаний “АйТи” подвела итоги финансового года. Общий объем бизнеса составил 49 миллионов долларов. По сравнению с результатами других проектных компаний это немного. Но руководство холдинга отмечает, что в отличие от интеграторов, показывающих огромные обороты, “АйТи” не является “трубой”, через которую прокачиваются поставки оборудования на десятки миллионов долларов, а напротив, делает упор на профессиональные услуги и технологическую экспертизу.

Председатель совета директоров группы компаний “АйТи” Тагир Яппаров утверждает, что “АйТи” продолжает развиваться в рамках принятого осенью 2001 года стратегического плана. Согласно этому документу, повышение среднегодового валового дохода группы должно было составить 20-25%. Однако в 2002 году бизнес холдинга согласно официально распространенным данным вырос на 30%, причем большую часть доходов “АйТи” получила от деятельности, связанной с поставкой решений для построения ИТ-инфраструктуры (63%). 18% в структуре доходов группы компаний составили программные решения, 11% пришлось на сервисы и 8% — на производство и дистрибуцию структурированных кабельных систем (СКС). Наибольший рост показали такие направления, как поставка программных решений и сервисов - в 2001 году на них приходилось 10% и 5% бизнеса соответственно.

С известной долей иронии Тагир Яппаров отмечает, что “АйТи” — не “компьютерная” по сути компания. В том смысле, что практически не занимается поставками компьютерного оборудования. Это и есть ответ на резонный вопрос о том, как “АйТи” соизмеряет свои достижения с обнародованными недавно итоговыми данными ряда других проектных компаний, учитывавших при подготовке своих релизов масштабные поставки дорогого оборудования.

Как проектная компания, по словам генерального директора Игоря Касимова, “АйТи” продолжает ориентироваться на заказчиков с распределенной организационной структурой. Понятно, что подобным предприятиям повсюду требуется “столичный” уровень сервиса, который может обеспечить только крупная компания. Особенности работы с такого рода клиентами показывают, что управлять территориально удаленным проектом куда проще силами местных филиалов. В этом причины активной региональной экспансии группы — в прошлом году “АйТи” открыла пять новых представительств в регионах России и странах СНГ, доведя общее число дочерних подразделений до девятнадцати.

Тагир Яппаров утверждает, что “АйТи” и в будущем продолжит развивать свою региональную инфраструктуру, делегируя филиалам известную свободу - региональные представительства, опираясь на ресурсы холдинга, реализуют собственные стратегии развития, сформированные с учетом особенностей местных рынков. Действительно, большинство участников рынка признает, что на территории бывшей советской империи существуют как новые, так и уже сформировавшиеся рынки. В первом случае поставщики могут с успехом предлагать широкий спектр услуг, тогда как на сложившихся рынках относительно свободными остаются лишь отдельные ниши. В частности, на рынке Санкт-Петербурга “АйТи” действует исключительно в сегментах профессионального обучения, поставки собственных продуктов и внедрения систем управления. Аналогичной политики компания придерживается и на Украине.

Успех любой ИТ-компании в ближайшее время будет, по мнению руководства “АйТи”, определяться тем, насколько эффективно ей удастся решать встающие перед заказчиками задачи и, в целом, реагировать на рыночные изменения. Тагир Яппаров считает, что ситуация в корпоративном сегменте российского рынка ИТ определяется сегодня тремя основными тенденциями: практически во всех отраслях экономики уже известны предприятия-лидеры, их конкуренция вышла на уровень “битвы за потребителя” и, наконец, в России уже совершенно отчетливо ощущается присутствие иностранных компаний, в то время как российские компании постепенно выходят на зарубежные рынки. Все это привело к тому, что российский корпоративный рынок уже в значительной степени ориентирован на интенсивный путь развития, поскольку повышение качества управления в том числе с использованием ИТ — больше не слова, а осознанная экономическая необходимость.

Ton-менеджеры нового поколения - CIO - играют в этой композиции все более заметную роль. Согласно опросу, проведенному “АйТи” среди 150 руководителей ИТ-департаментов предприятий европейской части России в 2003 году, 26% из них уже участвуют в разработке стратегических планов развития предприятия, а 30% “считают своей актуальной задачей разработку ИТ-стратегии предприятия и повышения экономической эффективности ИТ”.

Наконец, на взгляд Яппарова, появилась возможность говорить о первых действительно удачных ИТ-проектах - для этого потребовалось время, поскольку крупные решения, как правило, реализуются в течение нескольких лет. Выстраивая свою концепцию развития в этих условиях, “АйТи” стремится наращивать уровень экспертизы в области управленческих, информационных технологий и - в отдельных отраслевых сегментах.

Продолжает действовать и наблюдательный совет компании. Этот орган был образован около года назад, а к участию в нем привлечены известные эксперты и ученые, в том числе бывший глава SGI в России Сергей Карелов и академик Аганбегян. Сергей Карелов в этой связи отметил, что появление таких советов — “новое веяние”, а основная цель подобных структур состоит в формировании круга, с одной стороны, “информированных критиков” (способных оценивать деятельность компании со стороны), а с другой - “доверенных советчиков”. Похоже, речь идет о введении института внутреннего консалтинга, скрытые противоречия которого давно известны. Однако в “АйТи”, судя по всему, намерены использовать все преимущества модели, осторожно обходя “подводные камни”.

Центральный федеральный округ