In English

Закат натуральных хозяйств

04.09.2002, Некрасова Елена
Издание: iBusiness.ru
Процессы информационно-технологического развития отражают сейчас в себе глобальные тенденции разделения ресурсов и углубления специализаций поставщиков услуг. На это отражение накладывается другая волна глобальных изменений, связанная с растущей сложностью информационных технологий, что отчетливо видно на примере развития служб Интернета, в котором осуществляется все большее количество транзакций.

В связи с повышением требований к надежности технологий, качеству услуг и классу специалистов оживляется и рынок аутсорсинга. Самостоятельное содержание и постоянные инвестиции в инфраструктуру и необходимую экспертизу заставляют современные компании прибегать к услугам сторонних профессионалов. По данным The Outsourcing Institute, одним из наиболее динамично развивающихся направлений является сегмент ИТ-аутсорсинга, доля которого составляет 28%.

Правда, даже в мировой перспективе рынок аутсорсинга ИТ-услуг оценивается неоднозначно. Различные аналитические компании дают разные прогнозы. В одном из исследований 2001 года аналитическое агентство Gartner обещало банкротство в 2002 году 60% из действовавших на тот момент компаний, специализировавшихся на услугах аутсорсинга. Завышенные ожидания сменяются реальностью, которую трудно оценить и тем более прогнозировать. “В России этот рынок только начинает формироваться, — считает Елена Кутукова, руководитель отдела интеграции технологий и сервисов группы компаний TopS Business Integrator. — Из-за того, что не существует общепринятого определения, разные эксперты включают в понятие аутсорсинга разные виды деятельности, и потому оценки объема рынка разнятся”. По оценкам Market Visio, в 2002 г. российские предприятия потратили на внешние ИТ-услуги порядка 450-500 млн. долларов(для сравнения, на Западе этот рынок измеряется миллиардами долларов).

По мнению Дмитрия Ведева, директора по маркетингу компании “АйТи”, с позиций информационных технологий российский рынок аутсорсинга можно поделить на четыре базовых сегмента, включающих в себя аутсорсинг инфраструктуры (аренда серверов, каналов связи и пр.), программного обеспечения (разработка, ASP), функций ИТ-службы (техническая поддержка, управление инфраструктурой, закупки и др.) и ИТ-персонала (включая его развитие и обучение). В России, согласно опыту компании, наибольшим спросом пользуются услуги по аутсорсингу разработки программного обеспечения, инфраструктуры и различных ИТ-функций.

Если на мировом рынке передача целого ряда процессов на исполнение сторонним компаниям довольно распространена, то российские предприятия относятся к такого рода модели настороженно, что,, собственно, и является главным сдерживающим фактором развития рынка. Российский корпоративный рынок пока далек от “прозрачности”, а “серо-черные” схемы по-прежнему крайне популярны в бухгалтерском учете. Соответственно, многие компании психологически не готовы допускать к внутренней информации третьи организации. Кроме того, в России главный стимул использования модели аутсорсинга — сокращение расходов на ИТ-персонал — практически отсутствует. Если в мире расходы на ИТ-персонал являются одной из наиболее затратных статей бюджета и составляют, по оценкам Gartner, в среднем порядка 40% ИТ-бюджета, то в России они, по данным Market Visio, не превышают 20%. Таким образом, для многих предприятий использование внутренних ИТ-ресурсов экономически более выгодно.

“Сегодня, — говорит Дмитрий Ведев, — основной объем аутсорсинга приходится на системных интеграторов, с которыми у заказчиков уже есть история отношений, которым они доверяют, в квалификации персонала и финансовой стабильности которых они уверены. Более того, как правило, большая часть услуг по аутсорсингу предоставляется не как отдельный сервис, а как составная часть больших проектов. Кроме того, крупные российские предприятия в большинстве своем обладают разветвленной территориальной структурой. А вот компаний - поставщиков ИТ-услуг с развитой региональной инфраструктурой не так много, что является еще одним тормозящим фактором развития рынка. Между тем получить прямую экономическую выгоду от использования их услуг можно только при наличии “местных”, близких к заказчику, ресурсов, ибо только таким образом можно повысить оперативность сервиса и снизить его стоимость, без которых модель аутсорсинга теряет смысл.

Таким образом, в отличие от западного рынка, основными факторами влияния на развитие сегмента ИТ-аутсорсинга в России является не столько состояние экономики в целом, хотя и этот фактор немаловажен, сколько образ мышления руководителей и недостаточная прозрачность предприятий.

Мотивация и ориентация

Согласно данным, предоставленным компанией IBS, около половины компаний, использующих модель аутсорсинга, причиной своего выбора отмечают не только экономию средств и отсутствие необходимости инвестировать в активы, но и возможность концентрации усилий на развитии профильного бизнеса, получении доступа к передовым технологиям и знаниям.

“Сегодня, — считает Дмитрий Фишелев, менеджер по развитию бизнеса Data Fort, — компании активно передают в руки партнеров по аутсорсингу поддержку и ремонт оборудования, проведение обучения и тренинги, разработку приложений, привлекают консультантов и проводят с их помощью ре-инжиниринг. Начался процесс передачи в аутсорсинг поддержки и внедрения транзакционных технологий, управления сетями, поддержки бизнес-приложений, а также полный корпоративный аутсорсинг всех ИТ-функций или выделенных ИТ-процессов. Глубоко востребованными остаются сервисы крупных центров обработки данных, которые позволяют обеспечивать доступность и непрерывное функционирование корпоративных приложений и сайтов, арендовать программы и инфраструктуру, размещать собственное оборудование, подключаться через защищенные каналы Интернета к хранилищам данных и т. д.”.

Хотя рынок ИТ-аутсорсинга в России пока находится в начале своего развития, но все больше и больше компаний используют эту бизнес-модель в своей деятельности. Во многом это обусловлено жесткой конкуренцией и желанием предоставить более качественные услуги. Внедрение информационных технологий выступает дополнительным конкурентным преимуществом, поскольку позволяет оптимизировать внутренние процессы, а также обеспечить дополнительные сервисы и бонусы для внешних пользователей, например, круглосуточный режим функционирования и доступность систем интернет-трейдинга для участников торговых сессий.

“Мы ожидаем, — говорит Дмитрий Фишелев, — что в аутсорсинг будут передаваться практически те же сервисы, что и на Западе. Особое внимание хотелось бы обратить на перспективы аутсорсинга в области безопасности, который включает этапы проектирования и аудита систем безопасности, шифрование и криптозащиту, сервисы по организации бесперебойной работы корпоративных систем в случае наступления аварийных ситуаций (disaster recovery services)”.

Инфраструктура

Одним из главных сдерживающих факторов развития аутсорсинга в области инфраструктуры является довольно скромный по международным меркам масштаб самих ИТ-компаний. Аренда инфраструктуры, согласно сложившейся мировой практике, предполагает, что она “перебрасывается” на баланс ИТ-компании. Между тем стоимость инфраструктуры крупных компаний, а тем более холдингов с территориально разветвленной структурой, оценивается в сотни миллионов долларов, что превышает годовой бизнес даже крупного системного интегратора. “Поэтому, — считает Дмитрий Ведев, — на сегодняшний день в этом сегменте рынка аутсорсинг активно используется только по отдельным направлениям, таким как аренда дискового пространства, серверов, каналов связи, а также хостинг и хранение данных. На мой взгляд, объем его не превышает нескольких десятков миллионов долларов”.

Еще одна проблема, по мнению Елены Кутуковой, заключается в отсутствии достаточной квалификации у персонала компаний-аутсорсеров. Очень заманчиво привлечь для этой работы стороннюю фирму, заключить с ней соглашение об уровне обслуживания (время реакции на инцидент, время восстановления работоспособности, справочная служба для пользователей) и забыть о необходимости держать склад запасных частей, штат работников и т. д. “Теперь посмотрим, — предлагает Елена Кутукова, — кто такую услугу может предложить, причем с выгодой для себя? Даже если компания-аутсорсер решила для себя все проблемы с автоматизацией процесса обслуживания АРМ пользователей (автоматическая инвентаризация, установка ПО, управление, поддержка), все равно остается проблема запасных частей, т. е. склада. А самое главное — грамотное описание такой услуги для клиента (с учетом возможных рисков) и правильная схема расчета стоимости. Сейчас договоры заключаются в достаточно свободной форме, нет формализованных описаний услуг. А это чревато проблемами в будущем”.

ПО и приложения

А вот рынок аутсорсинга программного обеспечения в нашей стране развивается довольно бурно. Пожалуй, сегодня это наиболее зрелый сегмент рынка аутсорсинга. Что объясняется довольно просто: чем сложнее задача, решаемая с помощью ИТ, тем сложнее внедряемые программные системы. И для их разработки квалификации внутренних ИТ-специалистов уже недостаточно. Нанимать же высококвалифицированных разработчиков для данного конкретного проекта не выгодно. Прежде всего потому, что проект разовый, ограниченный во времени, и после его завершения этим специалистам просто нечего будет делать. Следовательно, экономически более целесообразно отдать разработку на аутсорсинг.

Начинался этот рынок с проектов для западных компаний. Но, по наблюдениям Дмитрия Ведева, в последние два года прослеживается рост интереса к такого рода услугам и со стороны отечественных заказчиков. Например, если год назад соотношение западных и российских заказов “Апланы” (дочерней компании “АйТи”, занимающейся разработкой ПО) составляло порядка 70:30, то в 2002 г. - уже 50:50. А общение с заказчиками, равно как и рост числа “местных” заказов, позволяют утверждать, что в отношении ПО главный — психологический — барьер уже преодолен, а значит, у этого рынка большое будущее.

“Есть информация, — замечает Елена Кутукова, — об удачных примерах аутсорсинга биллинговых приложений. Этой услугой пользуются начинающие телекоммуникационные провайдеры, для которых использование мощной арендованной биллинговой системы — это своего рода основной инструмент повышения эффективности работы, своевременная аналитическая информация о предоставленных услугах, возможность реализации новых услуг и, следовательно, быстрый рост оборотов”.

Отдельно стоит сказать об относительно недавно появившейся на российском рынке услуге - аренде приложений или ASP-сервисах. Появление этой модели стало возможным благодаря бурному развитию Интернета и коммуникационных услуг. Но если на Западе этот рынок уже сформировался, то у нас он пока в стадии продвижения. По сути, ASP — это покупка приложений в рассрочку, что очень выгодно для средних и мелких компаний, поскольку влечет за собой оптимизацию расходов. Но в России к корпоративным данным, особенно финансовым, доступ посторонним воспрещен. Поэтому в области критичных приложений эта модель почти не используется. Есть и еще один сдерживающий фактор — формирование стоимости услуг, прежде всего в отношении цены лицензий различных вендоров на сдачу в аренду их продуктов. Тем не менее, по ряду менее критичных приложений рынок развивается довольно активно, в частности в области кадрового учета и различных почтовых сервисов, в том числе и на корпоративном рынке.

“В качестве примера, — продолжает тему Дмитрий Ведев, — могу привести наш проект по запуску ASP-версии системы “БОСС-Кадровик”, доступ к которой мы предоставили на нашем корпоративном сайте 1,5 года назад. За полтора года число ее корпоративных пользователей достигло порядка 1 500. Причем крупные компании используют ASP-версию, по большей части, как “пробник”, позволяющий оценить возможности системы и определить степень нужды в ней. Основные же пользователи системы — малые и средние компании, которым необходимы только базовые функции: расчет заработной платы и учет персонала — и всего одно рабочее место. В целом же, этот проект носил скорее маркетинговый характер. Он показал, что спрос есть. Поэтому мы решили и дальше развивать это направление, а в ближайшее время “АйТи” запускает совместный проект с Data Fort, в рамках которого корпоративным пользователям будет предложена полноценная ASP-версия „БОСС-Кадровика"”. Учитывая “молодость” рынка ASP, оценить его в денежном выражении довольно сложно. Но уже сейчас, по мнению специалистов, есть все предпосылки к тому, чтобы в ближайшие два года в крупных промышленных центрах с развитой телекоммуникационной инфраструктурой этот рынок активно развивался по отдельным направлениям, не связанным с критичными бизнес-приложениями.

ИТ-службы

Что касается аутсорсинга различных ИТ-функций, этот рынок представляется особенно перспективным и интересным. В последнее время, например, заметно вырос спрос на услуги техподдержки со стороны госструктур, о чем со всей очевидностью говорит число тендеров на техническую поддержку, объявленных в 2002 — начале 2003 г. Объясняется такой интерес довольно просто. Как известно, ставки в государственных учреждениях низкие, квалификация ИТ-специалистов невысока, и молодые специалисты, получив необходимый опыт, уходят в коммерческие структуры. Между тем сейчас идет активная информатизация федеральных ведомств, внедряются довольно масштабные системы, которые нуждаются в грамотной поддержке. Очевидно, что в такой ситуации гораздо эффективней отдавать функции техподдержки на сторону.

Вторая категория активных потребителей — представительства крупных международных корпораций в России, которые переносят на российскую почву привычную для них модель.

А вот крупные российские компании, замечает Дмитрий Ведев, предпочли пойти другим путем, выделив разросшиеся по мере развития инфраструктуры ИТ-службы в самостоятельные компании, которые продолжают обслуживать потребности предприятия, а заодно и “подрабатывают” на открытом рынке. Самый известный пример — Сибинтек, вышедший из недр ЮКОСа.

Что касается таких услуг, как аутсорсинг закупок и управления инфраструктурой, то в нашей стране это почти экзотика. Но со временем и этот сегмент рынка будет развиваться. Сейчас же такого рода услуги, как правило, оказываются в рамках крупных интеграционных проектов. “Хотя, — замечает Дмитрий Ведев, — есть и исключительно сервисные проекты. В портфеле “АйТи”, например, их уже несколько — в частности, установка, обслуживание и поддержка терминалов Dow Jones Telerate по всей России. Telerate продавала терминалы, а “АйТи” по сути выполняла функции сервисного центра”.

Персонал

Что такое аутсорсинг ИТ-персонала? Фактически это передача команды специалистов во временное пользование заказчику. На Западе существует даже специальный термин — “body shopping”. Кстати, именно с этого начиналось развитие ИТ-индустрии Индии, крупнейшего мирового аутсорсера. В России эта услуга получила распространение сравнительно недавно, но вполне закономерно. ИТ-задачи усложняются — следовательно, возникает потребность в специалистах с уникальными знаниями и компетенцией. Нанимать же их в штат невыгодно, поскольку проекты разовые. Как правило, это довольно крупные проекты по внедрению сложных информационных систем. При этом “арендоваться” могут не только разработчики, а, например, менеджер проекта, который руководит командой внутренних специалистов, или ИТ-консуль-танты. В качестве примера можно привести проект по внедрению HR-модуля SAP R/3 в ТНК, когда команда “АйТи” более года проработала в “проектном офисе” на стороне заказчика.

С аутсорсингом ИТ-персонала тесно связано и его развитие. Сегодня корпоративные заказчики к вопросам обучения подходят очень серьезно. Причем не только с точки зрения повышения квалификации технических специалистов, но и в плане обучения ИТ-менеджеров среднего и высшего звена.

Настало ли время?

Для использования модели аутсорсинга необходимо четкое понимание основного и непрофильного бизнеса с хорошо структурированными и описанными бизнес-процессами. Компании необходимо определить наиболее критичные и конфиденциальные функции и бизнес-процессы. И затем каждая компания изберет свой, индивидуальный список систем или процессов, который она смогла бы отдать партнеру по аутсорсингу.

“Учитывая опыт проекта Data Fort, - говорит Дмитрий Фишелев, - можно попытаться сделать прогноз и предположить, что среди востребованных ИТ-функций для аутсорсинга по-прежнему останутся подключение к Интернету и телефония, поставка и ремонт оборудования, проектирование сетей, внедрение корпоративных бизнес-приложений и консалтинг. Компании все чаще будут обращаться к услугам центров обработки данных, арендуя у них или размещая на их территории бизнес-приложения (например, базы данных, кадровые системы, справочные системы) или инфраструктуру. Многие крупные компании и холдинговые структуры активно рассматривают возможность организации централизованных хранилищ данных на базе центров обработки данных, корпоративного аутсорсинга почтовых систем, а также сервисов по резервированию и восстановлению данных”.

По мнению Елены Кутуковой, аутсорсинг в области ИТ-услуг будет востребован, прежде всего, западными компаниями, открывающими свои представительства в России. Они охотно отдают в аутсорсинг многие ИТ-успуги. Обычно это ограничивается поддержкой локального офиса, коммуникаций с центральным офисом, организацией выхода в Интернет, поддержкой удаленного доступа к основным бизнес-приложениям. Другая категория — крупные российские компании. “В их интерпретации, — замечает Елена Кутукова, — аутсорсинг скорее всего похож на специализированные долгосрочные договоры на предоставление консалтинговых услуг, например, на экспертизу новых решений, новых технологий. Несмотря на то, что такие услуги с натяжкой подходят под определение аутсорсинга, наши клиенты часто их называют этим словом”.


Точка зрения исполнителя

Иван Мартынов, ведущий аналитик компании Luxoft

В прошлом году многим российским разработчикам удалось позиционировать себя на рынке не только как создателей стандартных приложений, но и как талантливых профессионалов, способных решать куда более сложные технологические и бизнес-задачи. Мы считаем, что для российских компаний, работающих на западном рынке, такой подход наиболее выигрышен.

Если говорить о структуре российского рынка аутсорсинга, то его программный сегмент представляет собой сегодня несколько десятков относительно крупных компаний (из которых, помимо, естественно, нашей, хотелось бы упомянуть такие, как Novosoft и Ерагл), а также сотни мелких команд и разработчиков. Вынужден повторить общее относительно всего отечественного ИТ-рынка определение, но российский рынок оффшорного программирования сегодня стремительно развивается, — это действительно так. Меняется в лучшую сторону и имидж России на международной арене, появляется интерес западных инвесторов к российскому бизнесу и его структурам, в том числе и к нашим программистам-разработчикам.

Продолжающийся вялый рост отрасли ИТ во всем мире стимулирует американские и европейские компании оптимизировать свои бизнес-процессы, сокращать расходы. Сегодня это особенно актуально для тех компаний, которые до сих пор отказывались от аутсорсинга и не прибегали к помощи оффшорных разработчиков. Это, прежде всего, средние и малые предприятия. Для многих крупных компаний сейчас стоит задача по расширению и диверсификации оффшорных центров. В результате, несмотря на все кризисы, рынок оффшорного программирования успешно развивается. По имеющимся у нас данным, в 2003 году рост российского рынка оффшорного программирования составит порядка 40—60%, к 2005 году объем рынка, скорее всего, достигнет 300 млн. долларов.

Ниша России на мировом рынке — это не малоквалифицированная работа, а сложные проекты, требующие хороших аналитических способностей и творческого подхода. Объективно мы, к сожалению, просто не сможем выиграть у индийских компаний — как по цене, так и по количеству специалистов. Собственно, западные компании прекрасно это понимают и поэтому приходят в Россию именно за интеллектом, а не за количеством специалистов.

Российский рынок перспективен, особенно топливно-энергетический комплекс, а также банковская, финансовая и страховая отрасли. Существует большое количество вполне успешных российских компаний, как продуктовых, так и сервисных, работающих на “внутрироссийский” аутсорсинг. Например, нам кажется очень перспективной модель ASR которую предлагает проект Data Fort. Аренда приложений — это действительно выгодно, поэтому у этой модели большое будущее.

Российские компании используют две основные модели для работы на западных рынках. Это продажа услуг — как раз то, чем занимается Luxoft— проектная работа по разработке программного обеспечения на заказ, и второй подход — продажа продуктов и технологий. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки: например, для продуктовой модели необходимы солидные инвестиции на первом этапе, хорошая партнерская и дистрибьюторская сеть. Для предоставления качественных услуг компаниям необходим хорошо отлаженный производственный процесс, без которого невозможно получить желаемый результат. Обе эти модели жизнеспособны и эффективны.

Опыт и концепция развития нашей компании заключается в построении долгосрочных взаимоотношений с заказчиком. Мы фактически являемся сервисной компанией, оказывающей полный цикл услуг по разработке и сопровождению программных продуктов. Мы инициируем и поддерживаем много интересных идей, которые призваны развивать уникальные технологии. Например, наша партнерская программа “Российские know-how в международных проектах”, которая стартовала в октябре прошлого года, направлена на привлечение перспективных российских разработок в международные проекты по созданию программного обеспечения. В рамках программы уже было заключено соглашение о сотрудничестве в области проектной и научно-исследовательской деятельности между Институтом системного программирования Российской академии наук и компанией Luxoft. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими интересными российскими разработчиками — потенциальными участниками программы.

Кнопка жизни
Центральный федеральный округ