In English

Ничего стабильного в мире больше нет

24.06.2013, Шашенкова Елена
Издание: mskIT.ru
21 июня 2013 г. в Москве прошел BPM-форум «Миссия выполнима 2013», организованный компанией «Логика бизнеса 2.0». На форуме обсуждались вопросы внедрения и использования методик и технологий управления бизнес-процессами. Важность этого возрастает, так как скорость изменений в бизнесе за последние годы значительно возросла. Поэтому предприятия, чтобы выжить, должны реагировать на перемены с не меньшей скоростью, чем их конкуренты. Этого можно добиться, внедрив в компании процессное управление.

Как и в прошлом году, главным гостем форума был профессор Август-Вильгельм Шеер, «отец» BPM, последовательно развивающий процессный подход в управлении. В этот раз профессор представил концепцию и технологии «Индустрия 4.0». По словам немецких исследователей, так будет называться массовое производство будущего.

«За короткое время возникло много новых технологий. В этой ситуации важно остановиться, оглянуться и подумать – только так возможно успешно двинутся вперед», - отметил г-н Шеер. Компании, которые излишне долго пребывают в своем прошлом, продолжающие жить одной идеей, которая была поначалу успешной, на каком-то этапе терпят неудачу. Иногда подняться помогает поглощение небольших фирм, достигших успехов в какой-либо узкой области. Но не все стартапы, развивая свой бренд, готовы к поглощению. Случается, что их идея настолько уникальна и успешна, что сами становятся крупной компанией. Один из примеров – facebook.

Август-Вильгельм Шеер напомнил, что в различных индустриях наблюдаются такие явления, как централизация и децентрализация. Они частично перекрывают друг друга, и сначала главенствует одно, потом другое. Ни один путь не идеален. Если взять для примера ИТ, то можно вспомнить, как поначалу процесс вычислений был централизован: на предприятиях стояли большие ЭВМ, и сотрудники записывались в очередь, чтобы просчитать свою задачу. Чем больше была очередь, тем выше загрузка ЭВМ и выше КПД (он достигал более 90%). Но со временем это стало неудобно, и процесс стал децентрализованным – у каждого сотрудника появилась персональная ЭВМ. Очереди исчезли, работать стала удобно, но КПД использования ПК упал до 8-12%. И снова началась централизация: компании начали строить ЦОДы, ресурсы которых начали предлагаться в виде услуги из «облака». Изменились взаимоотношения провайдера и клиента. С одной стороны, опять наблюдается централизация вычислительных ресурсов. Но развитие программных средств – процесс децентрализованный.

Интересные процессы происходят в машиностроительной отрасли. К настоящему времени там уже возник «Интернет вещей» - явление, которое назвали интеллектуальной революцией. На производстве («умные заводы») большая часть оборудования компьютеризировано, решения принимаются на основе заложенного в него программного обеспечения. При этом есть возможность делать на таких заводах не только массовую продукцию, но и индивидуальные заказы. То есть, производство стало ближе к спросу благодаря обратной связи с клиентами. Такие производства уже есть в Германии.

Розничные компании также не остались вдали от современных технологий. Бумажные каталоги продукции они меняют на Интернет-каталоги. Передовые предприятия, доставляющие заказчикам промтовары на дом, перестроили логистику таким образом, чтобы заказчик мог выбрать нужную вещь, а то, что не подошло, отвезти обратно на склад. То есть, Интернет-торговля сегодня в состоянии обеспечить для покупателей необходимое разнообразие.

Г-н Шеер упомянул и перемены в дистанционном обучении. Теперь студенты могут через Интернет иметь бесплатный доступ к лекциям лучших преподавателей вузов разных стран, и сдать экзамен, заплатив лишь за получение сертификата об окончании курса.

Словом, мир меняется, взаимодействие происходит через Интернет, причем взаимодействуют все со всеми: производственные линии с товарами, товары друг с другом, подрядчики с поставщиками. В частности, все это происходит с помощью разработанной компанией Scheer Management модели и программы планирования и контроля бизнес-процессов Scheer Process Tailor. Новая концепция BPM – Business Process Tailoring – позволяет подстраивать бизнес-процессы и их экземпляры к требованиям конкретной компании. Вернее, к требованиям ее клиентов, так что в мире индустрии 4.0 клиент получит товар в таком виде, в каком пожелает.

Процессы сегодня приходится поддерживать во все более сложных средах. Поэтому сотрудникам компаний необходимо обучение. Более эффективно, когда оно встроено в саму систему, и обучение происходит по мере использования системы.

Генеральный директор компании «Логика бизнеса 2.0» Мария Каменнова рассказала об основных тенденциях ближайших лет. Технологические тренды – это широкое распространение мобильных устройств и технологий, социальные сети, big data. Прогнозируется, что к 2015 году 20% из пятисот глобальных компаний, чей бизнес сегодня не связан с ИТ, станут провайдерами «облачных» сервисов. Через три года компании, возможно, около половины Интернет-продаж будут производить через свое присутствие в социальных сетях и с применением мобильных приложений.

По прогнозам аналитиков, к 2014 году 90% компаний будут использовать доступ к корпоративным приложениям через мобильные устройства. Наступает эра, которую можно назвать Digital LifeStyle. Новое поколение – это люди, постоянно подключенные к чему-то, чтобы быть в постоянной доступности. К 2016 году около 50% пользователей корпоративной почты будут использовать браузер для планшетов и смартфонов вместо клиента на стационарном компьютере. Смартфоны и планшеты составят 90% от общего роста производства компьютерных устройств в ближайшие четыре года. Соответственно резко возрастет разработка мобильных приложений. К 2016 году iPad займет 50% рынка обучения в школах и высших учебных заведениях.

Мария Каменнова отметила, что к 2015 году «облачные» услуги будут предлагать на рынке по низким ценам, они будут составлять до 15% оборота основных игроков рынка ИТ-услуг. То есть, ожидается значительное падение цен.

Также прогнозируется, что к 2016 году более половины компаний из списка Global 1000 будут хранить данные о своих клиентах в публичном «облаке». Это усиливает необходимость разработки систем безопасности, обеспечивающих надежное хранение.

Прогнозы по различным отраслям таковы. В энергетики к 2015 году почти 90% проектов будут выполняться с помощью «облачных» сервисов. «Большие данные» - big data – уже становится термином, для экстремального информационного менеджмента, означающий ситуацию, когда поступающие данные начинают переполнять существующую инфраструктуру. Так как ЦОД – энергоемкая структура, ожидается, что к 2015 году цены на 80% «облачных» услуг будут включать дополнительную плату за электроэнергию.

Предполагается, что в автомобильной промышленности также в ближайшие несколько лет произойдут изменения, связанные с тем, что одним из критериев при выборе автомобиля для покупателя станет возможность удобного доступа в Интернет.

Что касается банков, аналитики прогнозируют, к 2014 году национальные дефолты приведут к коллапсу более трети европейских банков. Тогда, как минимум, один провайдер социальной сети станет, условно говоря, каналом продаж банковских услуг.

Интересен прогноз, касающийся сферы инженерных разработок. К 2014 году пять самых крупных производителей программного обеспечения класса PLM сделают социальные сети частью своих решений. То есть социальные сети будут продолжать расти как часть решений PLM.

Мария Каменнова рассказала, что существует несколько сценариев применения решений класса BPM. Первый – автоматизация конкретного бизнес-процесса. Этот сценарий самый распространенный. Второй сценарий – использование сервис-ориентированной архитектуры. Третье – непрерывное совершенствование процессов. Этот сценарий инициирует, как правило, представитель бизнеса, а не ИТ. Четвертый сценарий – полная трансформация бизнеса (реинжиниринг бинзнес-процессов). Пятый сценарий, который появился недавно – перенос логики ERP (сложной и дорогой для постоянных изменений) на BPMS. Следующий, шестой сценарий – Intelligent Business Operations (IBO). В данном случае проводится встраивание аналитики непосредственно в транзакционные системы. Сценарий 7 – Platform ar a Service. Сценарий 8 – Case Management. Вендоры обычно фокусируются на двух-трех сценариях.

Мария Каменнова, подчеркнула, что предприятиям не рекомендуется формировать единственный корпоративный стандарт BPMS, базируясь на единственном решении.

На форуме были организованы три экспертные секции: «Классический BPM»; «Управление архитектурой предприятия» и «Бизнес-процесс на кончиках пальцев (BPM 2.0)».

Центральный федеральный округ