In English

Перспективы развития информационной среды открытого взаимодействия систем межведомственного электронного документооборота Республики Башкортостан

11.06.2002
Издание: Сети и системы связи
Документооборот является ключевым процессом для государственных структур. Многие министерства и ведомства уже установили у себя различные системы электронного документооборота (ЭД), привыкли работать с ними, накопили значительные объемы электронных архивов. Самым “узким” местом систем ЭД обычно становится межведомственный обмен документами. 

Проблема состоит в том, что сами системы ЭД, как правило, выполнены разными производителями программного обеспечения. В большинстве случаев за пределы организации или ведомства документы уходят на бумаге, и, чтобы ввести документы во внутреннюю систему документооборота, их приходится подвергать сложной обработке. При подготовке ответов или отчетов этот процесс повторяется в обратном порядке. В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют 105 организаций республиканского значения и 20 федеральных и республиканских министерств. Сама республика разделена на 70 районов с соответствующими территориальными органами власти. В ряде организаций создана система внутриведомственного документооборота на базе систем типа “БОСС—Референт”, а также собственных разработок. В настоящее время централизованно внедряются 4 тыс. комплектов систем ЭД “Дело—Предприятие” с криптомодулем “КриптоПро”, сертифицированным ФАПСИ. В федеральных структурах Республики Башкортостан используются системы документооборота, созданные на базе вышеупомянутых систем.

При создании межведомственной системы документооборота основными проблемам являются следующие: отсутствие единого стандарта форматов и регламентов формирования электронных документов для автоматического обмена документами между системами разных производителей; невозможность интеграции с приложениями, применяемыми в Минфине РФ, Министерстве по налогам и сборам, Пенсионном фонде, информационной системе МВД и др; невозможность модификации оформления документов без изменения их смыслового содержания (имеется в виду автоматическая модификация) и т. д. Для успешного решения этих проблем необходимо создать стандарт, позволяющий объединить системы документооборота разных предприятий в единую межведомственную систему документооборота, и в дальнейшем с помощью стандарта организовать хранение и поиск различных документов. Причем в документах могут содержаться не только текстовые файлы, но и изображение и звук.

Для преодоления описанных ограничений при обмене деловой корреспонденцией целесообразно использовать новый XML-формат. Это новый язык разметки документов, позволяющий структурировать информацию разного типа. Достаточно было бы снабдить каждую используемую систему документооборота соответствующими шлюзами для преобразования внутренних форматов в XML-формат и обратно. Однако реализация данного решения связана с необходимостью разработки общего стандарта оформления XML-документов, причем речь идет не только о стандартизации их внешнего вида, но и о стандартизации внутреннего языка инструкций — тегов, используемых в XML.

Недостатком такого решения будет длительная процедура разработки стандарта. Достоинством — наличие опыта реализации XML для различных отраслей с объединением гетерогенных информационных систем. При реализации данного подхода станет возможным автоматизированный прием и обработка электронных документов в системах ЭД разных разработчиков. Новый стандарт разрабатывается на базе уже существующих международных общепризнанных стандартов.

Для решения задачи интеграции систем ЭД предлагается разработать стандарт и на открытую архитектуру документов для межведомственного документооборота на основе безбумажных технологий. Его цель — создание системы республиканского, а в перспективе федерального ЭД. При этом задачи разработчиков — сохранить действующий в Республике Башкортостан для бумажных документов регламент обращения; обеспечить возможность объединения в одну систему существующих в настоящее время и будущих систем ЭД; обеспечить внутреннюю интеграцию с другими отраслевыми системами ЭД; использовать электронную подпись в соответствии с действующим ГОСТом; сохранить сделанные в настоящее время инвестиции в систему ЭД. Одним из важнейших результатов этой работы станет создание основы для интеграции систем ЭД в масштабе всей Российской Федерации.

Б. О. Минасян

Центральный федеральный округ