In English

Что в вендоре тебе моем?

25.06.2002
Издание: Формула карьеры
XXI: век живи - век учись?

На российском рынке IT-образования можно выделить две основные группы учебных центров. Первые (IBM, Cisco Systems, Scala, SAP CIS, “Галактика”, “ПАРУС”, “Звезды и С”, “Форс”) ориентированы на клиентов, использующих технологии конкретных производителей. Эти центры предоставляют слушателям качественное обучение по отдельно взятому направлению. В большинстве своем эти учебные центры находятся в структуре компании-производителя, хотя это не железное правило. Скажем, “Звезды и С” - абсолютно самостоятельная компания, а “Форс” вырос на базе одноименного холдинга.

Ко второй группе можно отнести так называемые мультивендорные учебные центры (vendor-производитель аппаратного и программного обеспечения). Некоторые из них были организованы как самостоятельные структуры (“Микроинформ”), другие возникли на базе университетов (“Саман МАТИ”, “Специалист”, REDCENTER) или как дочерние структуры IT-компаний (“Академия АйТи”, “Сетевая академия ЛАНИТ”, “Информзащита”, “Микротест”). В большинстве случаев они представляют собой отдельные коммерческие предприятия, которые, исходя из потребностей рынка, предлагают обучение по целому спектру технологий. Существует и другая классификация: часть учебных центров (те же “Академия АйТи”, “Микроинформ”, “Сетевая академия ЛАНИТ”, REDCENTER) ориентирована только на корпоративных клиентов, другие (“Звезды и С”, “Специалист” при МГТУ им. Баумана) обучают и частных лиц. В последнем случае важен такой показатель, как соотношение пользователей и специалистов среди слушателей (в отличие от активно действующего на частном рынке пользователей “Специалиста”, центр “Звезды и С” в этом направлении не работает).

Следует уточнить: все перечисленные здесь учебные центры прежде всего предлагают обучение по авторизованным курсам (в отличие от так называемых серых центров). Это означает, что каждый из них обладает правом преподавания, официально предоставленным ему вендором, и должен соответствовать требованиям последнего (определенное количество подготовленных инструкторов, учебные материалы, техническая оснащенность классов, анкетирование слушателей и пр.). Требования могут быть различны, но цель у них одна - поддержание очень высокого уровня обучения.

Авторизация у вендора позволяет проводить обучение, однако при этом учебный центр не имеет права принимать тесты, после прохождения которых клиент считается сертифицированным специалистом. Чтобы получить это право, центр должен авторизоваться у тестирующей организации, каковых в мире две - VUE и Thompson Prometric (Sylvan Prometric). Впрочем, даже эта авторизация позволяет только проводить тестирование, сертификат же выдает исключительно сам вендор.

Новости технократии

В основном учебные центры, как правило, предлагают курсы по технологиям тех или иных компаний - производителей программного обеспечения и оборудования (Microsoft, Novell, Oracle, Sun Microsystems, Informix, Cisco). По этим и другим направлениям учебные центры готовят специалистов по работе с системным программным и аппаратным обеспечением, сетевыми технологиями, всевозможными базами данных, специализированными серверами. Несмотря на то, что мультивендорный центр по самому своему назначению исходит из потребностей заказчика, стараясь предложить ему целый спектр корпоративных технологий (так, например, “Академия АйТи”, “Микроинформ” и REDCENTER принципиально стараются формировать линейку курсов таким образом, чтобы дать заказчику возможность обучения по всем лидирующим на сегодняшний день платформам), у каждого из центров возможна своя, более или менее узкая, специализация. Скажем, у “Сетевой академии ЛАНИТ” это Intel, SCO, SCP (Security Certified Program); “Микроинформ” проводит эксклюзивные курсы по Compaq, 3Com, Avaya; REDCENTER наибольший упор делает на изучение технологий Sun Microsystems и Cisco Systems, а “Специалист” активно продвигает решения Autodesk, Discreet, Corel.

Зачастую преподавателям приходится модернизировать фирменные курсы, адаптируя их к условиям нашего отечественного бизнеса, - к учебникам они добавляют свои материалы. Однако помимо этого, многие учебные центры идут на создание собственных курсов. Подобный шаг обусловлен, во-первых, необходимостью закрыть некоторые пробелы общеинформационного характера: скажем, ни один вендор не сможет предоставить объективной оценки собственной технологии, а в собственных курсах учебные центры могут давать сравнительные оценки разных технологий. Общаясь с клиентами, учебные центры сталкиваются с потребностью в подготовке специфических типов специалистов.

Игорь Морозов, директор центра авторизованного обучения “Академия АйТи”: “Сегодня возникла проблема стратегического управления развитием IT на предприятии. Такие процессы, как бюджетирование расходов по IT, планирование, оценка отдачи от инвестиций, требуют дополнительных знаний. Год назад мы запустили совместно с партнерами две программы: программу подготовки СЮ в формате профессиональной переподготовки и программу MBI в формате МВА. Сейчас запускаем программу “Экономика информационных систем”. Цель этих программ одна: дать существующим и будущим СЮ (руководителям служб IT) и IT-менеджерам фундаментальную подготовку в области менеджмента, экономики, управления информационными технологиями. “Академия АйТи” также предлагает корпоративным заказчикам дополнительные услуги”. Еще одно популярное на сегодняшний день направление - подготовка специалистов по информационной безопасности. Курсы по работе со средствами защиты информации предлагают своим слушателям “Сетевая академия ЛАНИТ” (Security Certified Program), “Информзащита” (“Безопасность сетей на базе Unix/Linux”, “Расследование компьютерных инцидентов”), “Академия АйТи” (“Комплексная безопасность предприятия”), “Микроинформ” (эксклюзивные курсы от компании MIS Training Institute), “Специалист” (курсы “Лаборатории Касперского” по защите информации, с января предполагают запустить курсы по Security Certified Programme), REDCENTER (“Управление безопасностью в сетях Cisco”, “Сетевая безопасность и SunScreen EFS”).

Не только в Греции все есть...

По большому счету, каждый учебный центр старается соответствовать запросам рынка, и потому основной набор предлагаемых продуктов в большей или меньшей степени одинаков. Вследствие этого возникает следующий критерий привлекательности центра для заказчика: качество подготовки инструкторов, маркетинговых, информационных услуг.

Дмитрий Изместьев, директор учебного центра “Сетевая академия ЛАНИТ”: “Каждый уважающий себя учебный центр имеет свою систему управления качеством, подразумевающую периодическую переаттестацию преподавателей, их переподготовку за границей, регулярную сертификацию; единые стандарты качества во всех филиалах учебного центра, если таковые наличествуют”.

Система гарантии качества почти всех учебных заведений также подразумевает возможность бесплатной переподготовки у другого инструктора в случае недовольства качеством обучения. Большое значение для сегодняшнего разборчивого клиента имеет пакет дополнительных услуг.

Руслан Смелянский, директор учебного центра REDCENTER: “Основная особенность нашего учебного центра-корпоративность. REDCENTER обладает уникальным набором авторизации лидеров рынка информационных технологий- Sun Microsystems, Cisco Systems, IBM/Lotus, IBM/Informix, Microsoft, а также обучает по продуктам Oracle и SAP. Это означает возможность заказать специальную программу обучения корпоративных клиентов, охватывающую технологии разных вендоров. При этом учебный центр берет на себя все проблемы по реализации этой программы”.

Разработку программ “под заказчика” в качестве одной из широко востребованных сопутствующих услуг, предоставляемых учебным центром “Специалист”, выделил его директор, Дмитрий Гудзенко: “Специалист” представляет собой универсальный центр с развитой методической базой, половина из читаемых нами курсов разработана нашими преподавателями. Составление специальных программ, адаптированных под требования компании, предваряется входным тестированием, которое значительно экономит средства компании. При значительных заказах оно бесплатное, при более мелких продается как дополнительная услуга”.

Среди услуг, наиболее привлекательных для “частников”, можно назвать помощь в тродоустройстве (учебные центры “Интерфейс”, “Специалист”).

Дмитрий Гудзенко: “По нашей статистике, мы устраиваем на работу около 65% наших выпускников, обратившихся в службу трудоустройства, а по некоторым направлениям, например, 1С-программированию, можно говорить и о 100%. Стоимость подготовки по этому курсу составляет около 20 000 рублей, однако с уверенностью можно сказать, что потрачены они будут не зря”.

Особенность пользовательских курсов “Специалиста” заключается в гибком режиме обучения: большое количество классов и преподавателей позволяет каждому выбрать максимально удобный для него вариант. Слушатель может приступить к занятиям уже через день-два после подачи заявления и может посещать их утром, днем или вечером, один, два или три раза в неделю, на Бауманской или в одном из пяти московских филиалов.

В учебных центрах допустима любая форма обучения - дневная, вечерняя, заочная; все большее внимание привлекает к себе дистанционное обучение.

Виталий Стародубцев, директор учебного центра “Звезды и С”: “В декабре 2001 года совместно с московским представительством Microsoft мы запустили новый проект дистанционного IT-обучения - e-learn.ru.

В отличие от других подобных проектов, представленных сегодня на российском рынке, e-learn.ru предполагает прослушивание интерактивных лекций в режиме потокового аудио и видео, а также “живые” лабораторные работы. На время проведения последних слушатель в терминальном режиме подключается к нашим серверам, таким образом, операционную систему переинсталлировать не нужно. Для этих операций достаточно соединения 28,8 Кб/с, которое поддерживают любые модемы - оптимизация трафика заявлена в технических характеристиках продуктов Microsoft”.

Надежды на развитие дистанционного обучения возлагают также “Академия АйТи”, “Сетевая академия ЛАНИТ”, “Специалист”, REDCENTER.

Руслан Смелянский: “В последние годы мы уделяем большое внимание развитию региональной сети. В настоящее время существуют филиалы REDCENTER в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке. В этом году REDCENTER предложил своим слушателям новинку: мы ввели дистанционную форму обучения на основе разработанной в нашем центре системы дистанционного тренинга “РЕД-КЛАСС”. Эта форма обучения сейчас активно используется в регионах”.

Еще одна форма организации корпоративного обучения - тренинги с выездом к заказчику.

Дмитрий Гудзенко: “Такой вид тренинга предусмотрен для тех наших клиентов, которых по каким-либо причинам не устраивает стандартный режим занятий. Положительный момент заключается в том, что мы полностью погружаемся в специфику деятельности компании, составляем индивидуальный график занятий, проводим диагностику проблем, оценку уровня профессиональной подготовки участников”.

Остается добавить, что рынок учебных центров сегодня развивается очень динамично. Качество и количество предлагаемых услуг непрерывно растет, и оценить их по Web-сайтам очень сложно, а порой и просто нереально. Поэтому основным критерием при выборе центра обучения остается просто рекомендация, что и заставляет каждого из конкурентов тщательно заботиться о своем реноме.

Руководители учебных центров дают прогноз рынка компьютерного обучения

Игорь Морозов, директор центра авторизованного обучения “Академия АйТи”: “Сегодня на корпоративном рынке преобладает прагматический подход: затраты на обучение персонала службы IT должны быть экономически целесообразными. Именно поэтому “Академия АйТи”, являясь лидером на рынке обучения корпоративных заказчиков, создала и продолжает развивать уникальную региональную сеть филиалов, состоящую сегодня из 15 учебных центров в Москве и других промышленно развитых городах России и СНГ. Это позволяет при гарантированно высоком качестве и широком спектре курсов и программ добиться существенной экономии затрат на обучение персонала заказчиков с территориально-распределенной структурой, таких, как федеральные министерства и ведомства, крупные банки и нефтегазовые компании”.

Виталий Стародубцев, директор учебного центра “Звезды и С”: “Появление новых, усложненных версий продуктов требует периодической переквалификации даже профессионалов высокого класса. Рынок, безусловно, растет как на корпоративном, так и на пользовательском уровне. Современные тенденции обусловливают возникновение новых маркетинговых инициатив: так, например, с появлением дистанционной формы обучения в нашем центре мы смогли предложить слушателям бесплатный доступ к нашим online-курсам после прохождения курса очного обучения. Также для слушателей очень важна возможность получить максимальный выбор программ обучения от одного вендора в одном учебном центре. Являясь на сегодняшний день крупнейшим в России учебным центром, сертифицированным Microsoft, мы готовы предложить более i/o учебных курсов по всем продуктам этой корпорации. Из них 150-это сертифицированные курсы Microsoft для 1Т-специалис-тов и 20 - для корпоративных пользователей”.

Олег Литвин, директор учебного центра “Микроинформ”: “Увеличение объема рынка приводит к изменению в структуре запросов слушателей. Требования наших студентов к качеству обучения и к преподавателям постоянно растут. Это приводит и к изменению структуры программ обучения. Появление новых курсов, материалы, глубина знаний, предлагаемых слушателям, обязательно должны соответствовать изменениям, происходящим в сфере информационных технологий. Следует также отметить увеличение требований к удобству и комфорту слушателей в период обучения”.

Дмитрий Изместьев, директор учебного центра “Сетевая академия ЛАНИТ”: “За последние несколько лет рынок обучения по информационным технологиям сильно изменился. Сегодня к нам приходят хорошо подготовленные специалисты, которых не нужно обучать основам. Зачастую их интересуют специализированные курсы. Так, в широком ассортименте курсов “Сетевой академии ЛАНИТ” появились и редкие направления профессионального обучения по безопасности (Security Certified Program), по интернет- и Java-технологиям (Certified Internet Webmaster) и др. Такая политика позволяет поддерживать высочайший уровень инструкторов и привлекает внимание к нашему учебному центру “продвинутых” специалистов”.

Дмитрий Гудзенко, директор учебного центра “Специалист”: “Основная тенденция - рост требовательности заказчиков. Современному заказчику требуются: индивидуальный подход, высокое качество, удобный график, разумная цена, солидный сертификат и поддержка по окончании, а также широкий комплекс дополнительных услуг. И чтобы было, из чего выбирать. На сегодняшний день наш учебный центр - самый крупный в России, представляет самый широкий ассортимент курсов. Каждый месяц в 50 классах приступают к занятиям более 300 групп по примерно 200 различным курсам. Заказчику не нужно направлять специалистов в разные учебные центры: практически все, что актуально на рынке компьютерного обучения, - от подготовки начинающих пользователей до интенсивных сертифицированных тренингов для 1Т-специалистов - есть у нас”.

Руслан Смелянский, директор учебного центра REDCENTER: “Перспективы развития рынка компьютерного обучения огромны. Во-первых, это следует из федеральных целевых программ, инициированных В2001-2002 годах, в каждой из которых отдельной строкой записаны вопросы, посвященные подготовке кадров. Это означает, что государство уделяет этому огромное внимание. Во-вторых, по оценке агентства IDC и других международных аналитических агентств, до 2005 года дефицит 1Т-специалистов на рынке Западной и Восточной Европы составит не менее 12-15%. Это означает, что проблема подготовки и обучения IT-специалистов будет оставаться очень актуальной”.

Центральный федеральный округ