In English

Опять двадцать пять

16.04.2002, Филиппов Сергей
Издание: Компания
В 2002 году на российский компьютерный рынок обратили внимание штаб-квартиры всех мировых производителей. На фоне глобального кризиса российский рынок смотрелся очень эффектно. У нас покупали много и на большие суммы.

Руководители московских офисов ходили в лучах славы. Российские представительства Microsoft и Sun были признаны лучшими в мире, однако это никак не повлияло на инвестиционные планы гигантов. Темпы роста hi-tech в России использовались в презентациях для акционеров лишь как иллюстрация того, что не все в информационных технологиях (ИТ) плохо, деньги же при этом вкладывались в Индию и Китай.

Транзистор с молекулу

В технологическом мире в 2002 году произошло много любопытного. Наиболее многообещающим открытием прошлого года стало создание сотрудниками Bell Labs транзистора из одной-единственной молекулы. Миниатюризация кремниевых транзисторов, изобретенных 54 года назад в этой же Bell Labs, достигла физического предела в десять нанометров.

Однако путь от лаборатории до массового конвейера займет не менее пяти лет. Пока же “центр прибыльности” информационного бизнеса сместился с “железа” на программное обеспечение (ПО). Акции компаний разработчиков ПО обогнали по своему росту акции производителей полупроводников. На рынке действуют пять крупных компаний, стремящихся выпускать полный набор ПО - от операционных систем до пакетных приложений. Исследовательская компания Gartner относит к их числу IBM, Microsoft, Oracle, Sun, SAP. Лидеры добиваются глобального охвата рынка за счет поглощения более мелких компаний.

В 2002 году в компьютерной индустрии произошло несколько крупных корпоративных реорганизаций. Преодолев сопротивление акционеров, противившихся объединению, менеджмент Hewlett-Packard добился слияния с Compaq. Сумма сделки составила $18,6 млрд. Gartner считает, что сделка станет успешной только после того, как компания снизит оперативные расходы с 21% до 15%. Добиваться этого президенту HP Карли Фиорине придется в одиночку. Генеральный директор HP Майкл Капеллас, бывший руководитель Compaq, проработав в объединенной компании чуть более полугода, покинул ее ради кресла главного исполнительного директора WorldCom. Он дал слово вывести крупнейшую американскую телекоммуникационную компанию из банкротства к середине 2003 года.

В прошлом году произошло еще два крупных слияния, последствия которых будут значимы для рынка. IBM приобрела консалтинговую компанию PricewaterhouseCoopers за $3,5 млрд. В результате доля доходов IBM от услуг увеличится с 35% в 2001 году до 41 - 43%. A Microsoft выкупила за $1,3 млрд все акции датской компании Navision и превратила ее в часть международного подразделения Microsoft Business Solution.

В отличие от американцев, считающих, что лучший способ преодоления кризиса и развития - это объединение компаний, владельцы тайваньской Acer предпочли разделить ее на шесть независимых предприятий. Хозяева Acer полагают, что шесть самостоятельных компаний с оборотом несколько миллиардов долларов каждая смогут легче пережить кризис и принесут больший доход акционерам, чем один гигант с оборотом $10 млрд.

Быстрорастущие ноутбуки

Косвенным свидетельством привлекательности ИТ-бизне-са в России стали два конфликта: между компаниями ABBYY и “Крок” вокруг тендера на поставку оборудования для проведения всероссийской переписи, а также борьба АФК “Система” и “ИВК” за завод “Квант”, который трижды в этом году переходил из рук в руки. Если в первом случае конфликт решался в судебном порядке, то во втором стороны действовали по классическим рецептам кризис-менеджмента, опробованного, например, в российской металлургии: с решениями суда, собраниями акционеров, приставами и группами захвата.

В 2002 году рост российского рынка в различных сегментах составил от 15% до 40%. По данным IDC, наиболее интенсивно развивался сектор портативных компьютеров: годовой прирост составил 32,7%. В тройку лидеров входят Rover Computers, Toshiba и HP, в гонку за ними пустились IBM, Acer и Fujitsu-Siemens, а также новые брэнды российских компаний iRu, MaxSelect, Bliss. Объем российского рынка ноутбуков в 2002 году составил около 150 000 штук.

Глава представительства Acer Глеб Мишин считает, что среди производителей ноутбуков конкуренция пока очень мала: “Спрос выше предложения. Мы продаем все, что успеваем привозить”.

“Наш рынок становится еще более “маркетинговым”, - говорит Игорь Солнцев, директор по маркетингу “НКА-Груп”, продвигающей брэнд iRu. - Число торговых марок, выпускаемых одними и теми же производителями для разных заказчиков, растет. Функциональные и дизайнерские отличия между продуктами уменьшаются. В этих условиях возрастает ценность брэнда”.

Ежегодный прирост персональных компьютеров в количественном выражении составил 24,4% (по данным IDC). При этом компьютерные компании продолжают наращивать свои мощности. “Крафтвей” строит завод в Обнинске, который к 2004 году сможет выпускать 1,5 млн компьютеров в год. Стоимость проекта оценивается в $15 млн - $20 млн. “Аквариус” модернизирует свои производства в Москве на базе НИИ “Восход” и на Шуйском заводе. Однако собственных средств, видимо, не хватает, и компания запустила программу “внешнего финансирования”, в соответствии с которой “Аквариус” планирует занять около 1 млрд руб. за полтора года. “Деньги пойдут на строительство нового завода и на реализацию совместных проектов с западными производителями”, - говорит Владимир Шибанов, генеральный директор производственной компании “Аквариуса”.

Дмитрий Викторов, директор оптового департамента компании NT Computer, (компания в 2002 году сосредоточилась на продвижении ПК под своим брэндом), отмечает хорошие перспективы на региональных рынках. В отличие от столицы в регионах многие мелкие компании разорились и были вынуждены уйти в другие отрасли экономики. Крупные компании имеют шанс воспользоваться этим обстоятельством для развития своих региональных сетей.

Нужна услуга, а не товар

Глава московского представительства Gartner Group Александр Мясников отмечает опережающий рост объемов ИТ-услуг в России по сравнению с поставками оборудования и увеличивающийся интерес руководителей к управлению ИТ-активами.

“Корпоративные информационные системы перешли в новую стадию развития, - говорит президент компании “АйТи” Тагир Яппаров. - Еще недавно заказчики и исполнители были заняты построением информационных систем, теперь же они решают задачи управления, развития и оптимизации. Соответственно заказчиков интересует разработка стратегии развития систем, аудит, оценка эффективности использования системы”.

С Яппаровым соглашается Борис Коновалов, вице-президент группы компаний TopS BI: “На рынке появился спрос на сервис и консалтинг. Компании-интеграторы перестали испытывать “комплекс локального рынка” и начали выполнять заказы за пределами России и СНГ.

Владислав Мартынов, генеральный директор Microsoft Business Solutions в России, подчеркивает, что уровень подготовленности покупателей вырос: “Компании не покупают продукты, просто поверив в маркетинговый лозунг, а скрупулезно выбирают систему и поставщика услуг”.

Результатом года стала победа Минсвязи над Минэкономразвития в борьбе за бюджет целевой программы “Электронная Россия”. Вокруг “Электронной России” в 2002 году разразилось несколько шумных скандалов.

Опрошенные “К°” эксперты отмечают, что “Электронная Россия” была одним из самых больших разочарований года. Причиной тому - отсутствие внятной государственной политики в области информатизации. По мнению Тагира Яппарова, пока “программа так и не смогла стать мощным катализатором развития рынка, что, впрочем, неудивительно, учитывая сложность координации и масштабность задач”. С ним согласен и Борис Коновалов, отмечающий, что политические соображения продолжают оказывать огромное влияние на правила ведения бизнеса.

ТОРМОЗА И ДВИГАТЕЛИ

На развитие мирового рынка информационных технологий в 2002 году оказывали влияние разные обстоятельства. К числу сдерживающих факторов Gamier относит сокращение предприятиями своих ИТ-бюджетов, сомнения руководителей относительно будущих направлений развития технологий и неясность ценности технологий, которые постоянно обновляются. Движущей силой рынка Gamier считает спрос на новые приложения, аутсорсинг, борьбу предприятий в условиях ужесточающейся конкуренции за каждого клиента, что требует развития технологий CRM (Customer relationship management - технологии персонального взаимодействия с клиентом. Прим.“К°”), хранилищ данных, веб-услуг .

Центральный федеральный округ