In English

Прозрачный поток

20.06.2002, Трушин Александр
Издание: Формула карьеры
Еще два года назад ни одна российская компания не рисковала публиковать не только реальные цифры доходов и роста производства, но даже официальные. И сейчас при подготовке этого материала не так просто было найти предприятие для представления в рубрике “Удачный проект”. В IT-компаниях говорили, что при заключении контракта с предприятием на установку систем управления финансами им первым делом предлагали подписать “соглашение о конфиденциальности”.

Финансовый директор - ключевая фигура в компании, поскольку финансы - главная контрольно-измерительная функция бизнеса.

Да, топ-менеджмент вырабатывает стратегию компании. Но именно финансовый директор решает, каким образом эта стратегия будет преобразована в цифры отчетности. Он должен сказать, как будет собираться отчетность. Он распределяет по предприятию так называемые центры финансовой ответственности - точки, где деньги тратятся и где зарабатываются. И потом весь этот огромный пласт финансовой информации обрабатывается и сводится к двум страничкам финансовой отчетности.

Если в отчетности появляются “серые” области, если средства, потраченные на ремонт помещений, записываются в активы, а не в расходы... В общем, все помнят недавние скандалы с Enron и WorldCom, в результате которых ушла с рынка компания Andersen. А все из-за отчетности.

Я спросил у Георгия Чкареули, директора по консалтингу компании IBS, можно ли “обмануть” электронную систему управления финансами. Он ответил так: “В конечном счете обман сведется к двум вещам: или в нужный момент денег на банковском счете окажется меньше, чем ожидалось, или на складе окажется меньше продукции, чем предполагалось. Все это легко проверяется аудитом. Информацию в систему заносят люди, а современные системы позволяют отследить, кто занес неверную информацию”.

И конечно, выбор системы, платформы - это дело финансиста. В очень многих компаниях отдел информатизации находится в ведении финансиста. В среднем 70-80% функционала электронных систем содержат финансовую информацию, и ключевой пользователь - финансист.

Доверяй и проверяй

На российском рынке сейчас можно найти более двух десятков отечественных систем управления финансами и полтора десятка зарубежных. Из российских систем наиболее известны “БОСС”, “Галактика”, “ПАРУС”, “ИНЭК”, “1C”, из западных- SAP, Oracle, BAAN, Microsoft Navision, Scala.

Георгий Чкареули: “Есть несколько классов систем. Первый - системы большой функциональности, рассчитанные на крупные холдинговые структуры. Такие системы отличают очень широкие функциональные возможности (как в учете, так и в аналитике), а также длительное и трудоемкое внедрение. Но зато системы помогают навести полный порядок в управлении финансами. Лидерами в этом классе являются SAP, Oracle, J.D.Edwards.

Так называемые middle-ERP ориентированы на средний рынок (MBS-Navision, MBS-Axapta, Scala, Platinum). У них цена приемлемая, они гибки в настройке и доработке под специфические требования заказчика. Однако у этих систем возможности для планирования и бюджетирования все же ограничены. Для более глубокого анализа к ним можно добавлять “надстройки”, это могут быть специальные продукты Adaytum e.Planning или Oracle Financial Analyzer. Задачи малого бизнеса почти всегда могут решаться простейшими средствами: учет в “1C” и аналитика в Excel”.

Вообще все нынешние ERP-системы были первоначально системами бухгалтерскими или финансовыми. Потом к ним приписывались модули “Производство”, “Логистика”, “Склад”, “Кадры”, “Клиент” и т.д., но финансовый модуль все равно был и остается в любой системе самым глав ным, потому что сюда стекается вся информация обо всех транзакциях, проводимых предприятием. В нем есть обычно так называемая главная книга, есть модули “Управление отношениями с кредиторами”, “Кэш-фло” (движение денежных средств) и т.д. Другими словами, финансовый модуль выполняет в ERP-системе функцию оперативного учета.

Елена Веденеева, директор отдела систем управления предприятием компании R-Style: “Что дает ERP-система финансовому директору? В первую очередь, возможность бюджетирования, контроля исполнения бюджета и сбалансирования денежных потоков предприятия, планирования и контроля финансовых показателей компании. Например, составлен бюджет предприятия, ERP-система позволяет финансовому директору более оперативно контролировать его исполнение, не допуская перерасхода. В объеме, необходимом среднему предприятию, эти задачи решает, например, система Microsoft Business Solution Navision Attain”.

Практически во всех системах можно выполнять три основных элемента финансового управления: планирование, оперативный учет и контроль, анализ. Но, например, в системе “ПАРУС” разработан специальный “планировщик задолженностей”, он показывает динамику плановых и фактических платежей, в нем можно увидеть изменение остатков платежей и принимать своевременные меры. В системе “ИНЭК” предусмотрены оценка эффективности финансовых вложений, оценка стоимости бизнеса, бюджетная эффективность, создание бизнес-планов. Компания “Про-Инвест-ГГ” в своем финансовом решении предлагает специальный модуль для перевода данных в формат, соответствующий стандартам международной отчетности, а также готовые методики финансового анализа, подготовки отчетов и экспертных заключений.

Конечно, западные системы (SAP, Oracle, Scala, Exact) выглядят более продвинутыми за счет Интернет-технологий, которые позволяют создавать консолидированные отчеты (общий отчет для предприятия, чьи филиалы находятся в разных регионах), управлять задолженностями и осуществлять банковские операции через Интернет. Кроме того, в западных системах выделяются специальные модули, предназначенные для информирования руководства по финансовым показателям (Financials Intelligence), а также модули для работы аналитиков.

Удачный проект

Автоматизированная система контроля исполнения бюджета “ЮНОС РМ” создавалась для финансово-бюджетного управления компании “ЮКОС РМ”. Компания включает в себя более 30 предприятий, занимающихся переработкой и продажей нефтепродуктов. Исполнитель-дирекция по системам управления СИБИНТЕК, рабочая группа - 5 человек.

Сроки реализации проекта: август 2002 года - начало проекта, сентябрь-ноябрь 2002 года-разработка технического задания и системы контроля исполнением бюджета, декабрь 2002 года - установка системы, январь-февраль 2003 года -опытная эксплуатация, март 2003 года-сдача проекта.

Система построена на базе программного комплекса “Хранилище данных - Информационно-аналитическая система” (реализуется на платформе РСУБД Oracle 9! и Oracle Financial Analyzer (OFA) 6.4). В системе предусмотрено г$ автоматизированных рабочих мест (АРМ). В дальнейшем предполагается установка АРМ в других подразделениях компании, являющихся источниками или потребителями информации.

Алексей Богоявленский, заместитель начальника ФБУ “ЮКОС РМ”, директор проекта со стороны заказчика: “Мы выбрали эту систему потому, что у нас резко увеличился объем работы. Руководством компании поставлена задача планировать бюджет и контролировать его исполнение не только по направлениям деятельности, но и по каждому предприятию. Внедрение такой системы позволит намного сократить время и объемы очень трудоемких рутинных операций по сбору данных. Совместно с рабочей группой СИБИНТЕК мы провели маркетинговое исследование и проанализировали информационные системы поддержки планово-бюджетного процесса. Отдали предпочтение Oracle по нескольким причинам. Во-первых, это гибкая и надежная система, имеющая достаточный опыт внедрения в России, во-вторых, нас устроило соотношение цены и качества продукта, в-третьих, специалисты СИБИНТЕК имеют сертификацию Oracle. И наконец, большое значение имела возможность интеграции с другими системами на базе Oracle, в частности с системой финансово-экономического планирования, также внедряемой в компании”. Были проанализированы процессы формирования бюджета (план движения денежных средств) и контроля над его исполнением в ФБУ, совместно разработаны требования к системе и программному обеспечению. Благодаря внедрению системы ФБУ “ЮКОС РМ” получит возможность осуществлять постоянный контроль над исполнением бюджета. Анализ исполнения бюджета можно будет выполнять по любому периоду времени, постатейно, по подразделениям и т.д. Система предусматривает формирование и типовых бюджетных форм, а также получение отчетов по задаваемым параметрам. Время на проведение анализа и подготовку документов сократится в пять раз.

Homo ludens (человек играющий)

В современных системах создается специальный информационно-аналитический модуль для управления бюджетом. Он стоит как бы над ERP-системой, берет из нее обобщенную информацию для того, чтобы строить новый бюджет и планировать работу предприятия. Такие модули есть у компании SAP и Oracle.

Модуль Oracle Financial Analiser позволяет рассчитывать объем предполагаемых поступлений денежных ресурсов (от продажи продукции, от инвесторов и т.д.) с учетом заключенных договоров и конъюнктуры рынка. А также позволяет делать обоснование предполагаемых расходов начиная с расчета объема издержек производства, обязательных платежей, отчислений в специальные фонды с определением размеров доходов, получаемых за счет прибыли, распределять финансовые ресурсы на внутрихозяйственные нужды, техническое перевооружение и расширение производства, определять результативность каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных доходов, остающихся в распоряжении предприятия, и вообще планировать движение денежных средств предприятия. Этот модуль предназначен для аналитиков, которые используют и внутреннюю, и внешнюю информацию. Он представляет собой многомерную базу данных - информация в ней предоставляется по нескольким аналитическим направлениям. Аналитик может “играть” с информацией, выстраивать несколько вариантов по принципу: “что будет, если...” (Что будет, если цены на электроэнергию вырастут? Что будет, если придется затратить деньги на приобретение нового оборудования? . Словом, такая система дает необходимую информацию для того, чтобы человек дум ал.

В ближайшее время аналогичную систему, Frango Management Suite, будет предлагать компания TopS BI.

Первые два предназначены для решения примерно одинаковых задач: для сбора и обработки данных в географически распределенных компаниях и составления финансовых отчетов. При этом первая позиционируется для небольших и среднего размера компаний, а Controller - для крупных и очень крупных компаний. Adviser -для финансового планирования и бюджетирования и финансового анализа.

Предприятия, установившие у себя системы управления финансами

Название предприятия

Название

системы управления персоналом

Компания-интегратор

Кол-во работников финансового подразделения

Кол-во лицензий (автоматизир. рабочих мест) в системе

Сроки реализации проекта

Delta Capital

Microsoft Business Solutions Navision

IBS

нд

10

3,5 месяца

Siemens RG Украина

Exact Globe 2000

Exact Software

20 чел.

50

6 месяцев

Арнест

Microsoft Business Solutions Axapta

Columbus ITPartnerRussia

нд

50

нд

“Ваньеганнефть”

Н/Д

000 НВП “ИНЭК”

нд

5

2000 ГОД

“ДелойтиТушСНГ”

Microsoft Business Solutions Navision

IBS

нд

30

5 месяцев

Красноярская ГЭС

“БОСС-Корпорация”

“АйТи”

20 чел.

7

Постоянно действующий проект

“ЛУКойл Румыния”

система SAP RV), Oracle Financial Analyzer (OFA) SAP BW

IBS

нд

120

7 месяцев

Новороссийское морское пароходство “Новошип”

модуль “Финансы”

Scala Business Solutions

нд

32

в течение

2-х мес.

“РТС Форум”

Microsoft Business Solutions Axapta

Columbus IT Partner Russia

нд

50

нД

Строительная компания “Норд”

модуль “Финансы”

Scala Business Solutions

нд

16

в течение 2-х мес.

Сибирская лизинговая компания

Microsoft Business Solutions Axapta

Columbus ITPartnerRussia

нд

18

нд

“Шереметьево-Карго”

RUSSLAND Accounting

“АйТи”

30 чел.

30

постоянно деиствующий проект

ОАО “ЮКОС”

“Система экономического планирования и бюджетирования”

ОООИК

“СИБИНТЕК”

100 чел.

50

5 месяцев

Таблицу подготовила Ирина Готовцева

Считаете ли вы, что установку ERP-системы надо начинать с финансового модуля?

ДА

Андрей Шабанов,

глава Московского представительства Scala:

“Внедрение ERP-системы мы рекомендуем начинать именно с финансового модуля, поскольку в нем задаются алгоритмы и структуры, которые определяют работу всех других подразделений предприятия (план счетов, управленческая отчетность, центр затрат, центр проектов). Без проработки этих вопросов внедрение таких модулей, как “Производство”, “Логистика” и др., значительно усложняется.

Сама по себе ERP-система уже содержит бизнес-логику. Система дает некую основу для организации информационной цепочки. Конечно, у каждого предприятия есть свои особенности. Отличие заключается в структуре “иерархического дерева” центра затрат или субсчетов, которое описывает информацию, необходимую менеджменту для принятия решений. В разных отраслях эти требования различны. Но основные подходы все-таки общие для всех.

В iScala 2.1 модуль “Финансы” дает возможность финансового анализа деятельности предприятия. Наряду с обычными бухгалтерскими счетами можно проводить анализ по дополнительным девяти измерениям: по продуктам, по проектам, по центрам затрат и т.д.

Сначала мы определяем, какого рода финансовая и управленческая отчетность должна быть на этом конкретном предприятии. Разумеется, с учетом требований российского и международного законодательства. Азатем выстраиваем систему измерений для анализа”.

НЕТ

Александр Тимохов,

руководитель аналитического центра корпорации “Парус”:

“Начинать установку системы с финансового приложения нецелесообразно. В нем можно формировать бюджет, но контролировать его исполнение придется вручную, потому что фактической информации просто не будет. В методическом плане более правильно идти следующим путем: сначала надо наладить учет фактического исполнения бюджета, доходов и расходов. Эту информацию можно получить с помощью модулей оперативного и бухгалтерского учета. Модуль “Управление финансами” внедряется на втором этапе. Тогда планирование будет опираться на фактические данные, что позволит контролировать исполнение бюджета в системе.

Модуль “Управление финансами” входит в состав ERP-системы “ПАРУС”. В нее входяттакже модули “Бухгалтерия”, “Закупки, склад, реализация” и др. Они тоже являются элементами системы управления финансами предприятия, но специализированные функции сосредоточены именно в модуле “Управление финансами”.

Финансовое приложение “ПАРУС” выполняет три основные функции: бюджетирование (планирование на год, квартал, месяц), управление дебиторской и кредиторской задолженностью (на месяц, неделю, день) и управление движением денежных средств (от 1-го месяца до 1-го дня). В процессе бюджетирования можно делать расчет прибыли и убытков, движения денежных средств, прогноз баланса. В управлении задолженностью -устанавливать и контролировать лимиты использования средств. Для управления движением денежных средств предусмотрен платежный календарь и документооборот заявок на платежи”.

Чем отличаются финансовые системы, которые вы внедряете на предприятиях?

Андрей Сумин, руководитель департамента корпоративных информационных систем компании Tops BI:

“Система бюджетного управления существует в том или ином виде на многих предприятиях, но часто остается малоэффективной. Консультанты TopS BI помогаютзаказчику выстроить разрозненное, несогласованное формирование бюджетов в целостную систему, сформировать финансовую структуру предприятия. В результате предприятие получает “Положение о бюджетном управлении”, которое готовится совместно специалистами заказчика и консультантами TopS BI.

Сейчас наша компания ведет несколько проектов в крупных компаниях по построению системы бюджетирования на основе продуктов Oracle. Мы используем модули Oracle Financial Analyzer и Oracle Sales Analyzer. Основное преимущество OFA в том, что этот модуль представляет собой “приложение-конструктор”, с помощью которого можно со-здатьлюбую финансовую модель для любого предприятия, независимо от направления его бизнеса, организационной и географической структуры. Кроме того, в OFA можно построить сколь угодно сложную распределенную финансово-аналитическую систему.

Модуль Oracle Sales Analyzer используется для анализа рынка товаров и услуг, динамики цен и построения различных прогнозов”.

Александр Рыбаков, главный конструктор ПС “БОСС-Корпорация” (компания “АйТи”):

“Система “БОСС-Корпорация” - это специализированное решение для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Наши клиенты - это средние и крупные предприятия, неразветвленные холдинги. Мы ориентируемся также на развивающиеся предприятия, которые уже “переросли” свои прежние АСУ, но пока еще не дотягивают до установки больших ERP-систем, либо на предприятия, где отраслевая специфика выходит за рамки типовых решений. Например, строительные компании, где требуется специальная доработка “коробочных” продуктов. По нашим оценкам, таких предприятий в России становится сегодня все больше и больше - порядка 30% рынка. Мы видим также большие перспективы создания специализированных вертикальных решений, сочетающих финансовый учет и комплексную автоматизацию предприятия. Спрос на такие системы будет расти очень быстро, так как большинство готовых универсальных систем плохо справляются с отраслевой спецификой. В настоящее время мы уже имеем опыт создания подобного решения для ряда строительных предприятий.

Система “БОСС-Корпорация” обеспечивает руководителей информацией для принятия управленческих решений на всех уровнях, причем вся отчетность построена на первичных документах. Система создает основу для полноценного аналитического приложения, что и было реализовано в ряде наших проектов. К примеру, на Красноярской ГЭС используются возможности анализа бюджетов с применением OLAP-средств.

Ключевыми особенностями системы “БОСС-Корпорация” являются возможность настройки на существующие бизнес-процессы предприятия, одновременный учет на нескольких планах счетов и для нескольких балансовых единиц, а также гибкий документооборот и многовалютный учет. Например, в компании “Шереметьево-Карго” используется более ста валют.

“БОСС-Корпорация” поставляется заказчикам с открытым кодом, что дает возможность ее дальнейшей доработки под новые потребности бизнеса, которые трудно заранее предсказать. Например, сегодня предприятия работают по российским стандартам бухгалтерского учета, но система полностью готова к параллельному учету и по международным стандартам GAAP, IAP и другим”.

Центральный федеральный округ