In English

Промедление поневоле

13.05.2013,
Издание: Эксперт
Впервые после кризиса российский ИКТ-рынок сбавил темпы роста. Борьба компаний за место под солнцем будет обостряться, и это создает условия для череды слияний и поглощений в отрасли.

По итогам 2012 года объем реализации крупнейших компаний - участниц ренкинга «Российские информационные и коммуникационные технологии» составил 453 млрд рублей, что на 21,5% больше, чем по сопоставимым данным за 2011 год. Это первое ухудшение динамики развития с момента последнего экономического кризиса. В предыдущие годы выручка участников ренкинга устойчиво росла: прирост в 2010 году составил 27,5%, в 2011-м - 30,7%.

Замедление темпов роста доходов ведущих ИКТ-компаний происходит на фоне общей инвестиционной стагнации в стране. По данным Росстата, рост объема инвестиций в нефинансовые активы в России в 2012 году был почти в пять с половиной раз ниже, чем годом ранее. Не слишком оптимистичные для ИКТ-компаний наблюдения: частный бизнес стал более экономно подходить к затратам на ИТ, а компании с госучастием охотно отдают заказы своим структурам. Дошло до того, что в конце 2012 года крупнейшие российские системные интеграторы обратились в Минкомсвязи, отметив «опасность для рынка в целом практики инсорсинга, получившей распространение среди крупных предприятий с участием государства». В то же время исполнительный директор ЛАНИТ Владимир Грибов считает, что материнские компании, теряя контроль над эффективностью расходов и ценообразованием, вновь начнут привлекать независимые компании, приводя пример ТНК BP, которая в 2012 году отобрала часть функций у инсорсера «ТБ-информ».

Примечательно, что представители ИКТотрасли обратились к государству с просьбой защиты от «карманных» компаний в то время, когда само государство активно рапортовало о наведении порядка в сфере госзакупок. Именно в 2012 году вступили в силу положения 223-ФЗ, делающие более прозрачными закупки госкорпораций и компаний с государственным участием. На очереди оптимизация закупок органов власти на фоне перехода к Федеральной контрактной системе (ФКС), которая придет на смену вызывающему много нареканий 94-ФЗ.

Однако повышение прозрачности регулируемых закупок, по словам участников рынка, пока не дает ощутимого эффекта - законодательство совершенствуется медленно, и круг нерешенных проблем в сфере госзакупок в области ИТ остается обширным. Положения вступившего в силу в январе 2012 года 223-ФЗ коснулись деятельности лишь небольшой части заказчиков - компаний, доля государства в которых превышает 50%. Притом что польза от этого закона определенно есть: процесс закупок стал более публичным и открытым, отмечают в компании ЛАНИТ. «До появления 223-ФЗ получить от заказчиков информацию о планах закупок, о самих закупках, ознакомиться с положением дел для многих поставщиков, особенно только пробующих свои силы на новых рынках сбыта, было нетривиальной и трудоемкой задачей. С вводом 223-ФЗ публикация на общедоступном ресурсе актуальной и достоверной информации о закупках стала обязательной», - говорит Владимир Грибов.

Анализируя же вступающий в силу с 1 января 2014 года Федеральный закон «№» 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», председатель консультативного совета группы компаний «Техносерв» Сергей Корнеев отмечает: «Создан новый подход к формированию, размещению и исполнению государственных контрактов. Будет создана единая информационная система, где указывается информация о планах закупок, об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Эта информация будет общедоступной, и предоставляться она будет на безвозмездной основе, что, бесспорно, свидетельствует о повышении прозрачности системы госзакупок в целом».

Между тем в суждениях руководителей крупнейших ИКТ-компаний звучат и нотки скепсиса. В компании ЛАНИТ отмечают: закон ссылается на огромное количество еще не принятых подзаконных актов, без которых он не заработает. «Хочется также верить, что регуляторы успеют подготовиться к моменту вступления закона в силу и в части обеспечения необходимой для поддержки ФКС функциональности официального сайта закупок. Поэтому давать оценку эффективности, прогнозировать последствия влияния ФКС на рынок преждевременно», - заключает Владимир Грибов. А по мнению Сергея Мацоцкого, председателя правления компании IBS, «главные вопросы нужно адресовать не к законам, а к практике их применения и уровню квалификации госзаказчиков».

Поглощения входят в моду

Расстановка сил среди ведущих ИТ-компаний меняется на глазах. Основные изменения вызваны крупными сделками M&A, которые постепенно стали привычным явлением для отечественного ИКТ-рынка.

На второе место в ренкинге стремительно ворвалась группа компаний «Энвижн Груп», контролируемая ОАО РТИ. За последний год она смогла увеличить выручку в три раза. Сделать столь впечатляющий рывок группе удалось в результате приобретения структур «Ситроникса», а также благодаря бурному росту доходов своих прежних активов (по расчетам «Эксперт РА», прирост выручки «Энвижн Груп» без учета приобретенных структур составил по итогам 2012 года почти 80%). Высокую динамику в компании пояснили «смещением фокуса с классических услуг системного интегратора на разработку собственных инновационных продуктов». Как объясняет президент «Энвижн Груп» Антон Сушкевич, за прошедший год компания вывела на рынок порядка 12 новых разработок: «Например, в области облачных сервисов, кибербезопасности, обработки неструктурированных массивов данных. Заметная доля в обороте компании пришлась на проекты в области аутсорсинга обслуживания сетей связи и передачи данных, а также производства уникального промышленного ПО. Кроме этого совместно с «Росте лекомом» и рядом других компаний мы развиваемся и как облачный интегратор, разрабатывая и внедряя комплексные решения с возможностью развертывания из облака и высоким уровнем безопасности; участвуем в модернизации сферы здравоохранения и образования; строим ИТ-инфраструктуру для высокотехнологичных кластеров во многих регионах страны и создаем инфраструктуру для будущих масштабных спортивных мероприятий».

Из списка топ-10 выбыли не приславшие анкету участники прошлогоднего ренкинга - «Газпром автоматизация» и R-Style.

Наиболее заметным новым участником ренкинга стала группа компаний MAYKOR, за год увеличившая свои обороты почти вдвое. Выдающиеся результаты связаны с политикой слияний и поглощений, активной региональной экспансией и развитием новых компетенций. В прошлом году была приобретена компания Expertek у группы IBS, а также другие сервисные фирмы в разных федеральных округах: PST Company, «Автотанк-сервис», ДВ-СТС, «Инфосервис», сервисное подразделение «Амфител Плюс». Значительный рост в MAYKOR объяснили и спросом на услуги техподдержки и ИТ-аутсорсинг, в частности высоким интересом торговых и иных территориально распределенных компаний к комплексному обслуживанию в режиме «одного окна», позволяющему сократить количество контрагентов, документооборот и получить более прозрачный контроль за провайдером ИТ-услуг. «Среди новых сфер, которые мы активно развиваем с 2012 года, - обслуживание банковской техники, инженерных систем, специфического отраслевого оборудования, управление услугами (Service Desk). Эти сферы дополнили портфель наших уже существующих направлений: обслуживание ИТ-оборудования и офисной техники, бизнес-приложений, ЦОД и прочей ИТ-инфраструктуры, сервис объектов связи, обслуживание торгового оборудования», - поясняет Сергей Сульгин, президент группы компаний MAYKOR.

В ситуации неопределенности

Как уже отмечалось, основная причина торможения темпов роста рынка ИКТ в 2012 году связана с общеэкономической ситуацией. Только двум компаниям из топ-10 участников ренкинга - Softline и «Энвижн Груп» - удалось нарастить темпы роста выручки, у остальных лидеров они снизились.

«Наша сервисная отрасль - это отражение происходящего в экономике: замедление темпов роста, увеличение налогового бремени, рецессия в Европе. Ожидать на ИТ-рынке можно пока что лишь стагнации и небольшого роста», - подтверждает тезис Сергей Корнеев. На замедление роста отечественной экономики обращает внимание и Сергей Мацоцкий: «Прагматическая цель внедрения любых ИТ-решений - поддержка расширения бизнеса. Поэтому объем инвестиций в ИТ зависит от того, насколько оптимистично оценивают свои перспективы владельцы бизнеса. В нашей экономике сохраняется неопределенность, инвестиции в новое производство сокращаются, поэтому и затраты на ИТ растут медленно».

В кризис клиенты ИТ-компаний научились экономно расходовать средства на автоматизацию, более прагматично подходить к выбору продуктов. В такой ситуации в авангард выходят продуктовые и технологические тренды, позволяющие решить больше задач за меньшие средства. «Девиз всех наших крупных заказчиков - «Решить сегодня больше, чем вчера, потратив существенно меньше, чем обычно», - говорит Сергей Корнеев. - Сейчас главенствуют виртуализация, частные облака, комплексные интегрированные решения на базе нескольких прикладных продуктов от разных нишевых технологических лидеров, а также собственные разработки на программных платформах ИТ-мейджоров». «Спрос на разработку ИТ-стратегий и концепций сокращается, но растет спрос на внедрение систем с конкретными характеристиками и для решения конкретной задачи, - поясняет позицию клиентов Сергей Мацоцкий. - Если ты можешь показать прототип или демостенд, на котором клиент проверит соответствие функций системы его задачам, - это большой плюс. Пример - наш проект для Mail.ru Group по внедрению решения для управления персоналом на платформе SAP. Мы не продавали заказчику платформу, а сразу предложили готовые решения и бизнес-процессы. Клиент убедился, что это именно то, что ему нужно, и мы сделали работу всего за три месяца - беспрецедентный срок для внедрений такого масштаба. Стоимость при реализации проектов по такой технологии также сокращается».

Быстрорастущий софт

Несмотря на снижение темпов роста рынка, во всех рассматриваемых сегментах наблюдается увеличение выручки ИТкомпаний. Положительную динамику участники рынка связывают уже не столько с «железом», сколько с комплексными инфраструктурными проектами, внедрением бизнес-приложений, а также с растущей популярностью новых ИТ в рамках мобильной работы, виртуализации и облачных вычислений.

Наиболее динамично за последний год развивался сектор производства ПО. За 2012 год прирост суммарных доходов по этому направлению составил 22,7% (см. график 2), а их объем - 37,9 млрд рублей (9% суммарной выручки участников ренкинга, см. график 3). При этом 24,4 млрд рублей пришлось на проектное ПО (прирост 24,9%, см. график 4) и 13,5 млрд рублей на готовое ПО (прирост 18%).

Важную роль в развитии сегмента продолжают играть льготные ставки разработчиков по страховым взносам. «Это является существенным стимулирующим фактором для развития отечественной отрасли разработки готовых программных продуктов. Поскольку разработка ПО - это прежде всего инвестиции в высокообразованные и высококвалифицированные кадры (а не в оборудование или сырье), эта мера действительно позволяет производителям ПО получить средства на развитие, тем более что других источников привлечения средств практически нет, ведь разработку ПО не кредитуют, ее не оформишь в виде залога», - говорит Андрей Висящев, председатель правления группы компаний ЦФТ.

Что касается разработок, то характерна активизация спроса на мобильные и интернет-решения. «Отечественный софт занимает те ниши, которые начали бурный рост недавно и широко не охвачены западными вендорами. Это наиболее заметно в ритейле и финансовом секторе: мобильные банкинг, сотрудники, документооборот и отчетность; системы дистанционного банковского обслуживания, порталы прямых продаж в страховании, электронные магазины. Многие компании активно используют облачные решения для поддержки электронной торговли, CRM-блока, бухгалтерии, логистики и управления поставками и складами», - рассказывает Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании EPAM Systems.

При этом тот же банковский софт зачастую остается отечественным. «Зарубежные системы имеют свои преимущества, однако наличие российской специфики в сочетании с высокой стоимостью западных решений и дефицитом специалистов (как в банке, так и у самих вендоров) со знанием как российского бизнеса, так и западных систем сдерживает распространение западных банковских продуктов», - поясняет Юрий Овчаренко.

Что же касается поставок ПО и оборудования в рамках комплексных проектов, то выручка в этом сегменте увеличилась, по сопоставимым данным, на 21,6% и достигла в 2012 году 153 млрд рублей, из которых (без учета «Энвижн Груп» и IBS) 41,6 млрд пришлось на поставки программного обеспечения и 68,8 млрд - на поставки оборудования (прирост выручки - 36,6 и 14,6% соответственно).

Чуть скромнее развивалась классическая ИТ-дистрибуция. По расчетам «Эксперт РА», в 2012 году выручка участников ренкинга в этом сегменте увеличилась на 19%, а ее объем составил 42,9 млрд рублей. Среди тенденций лидеры направления отмечают развитие онлайн продаж и реализации товара напрямую от производителя клиенту. «Основным трендом в прошлом году у многих производителей, например у Microsoft и Adobe, стал переход от физических поставок программного обеспечения к поставкам продуктов в электронном виде. Это позволяет ускорить процесс лицензирования, удешевить логистику и сократить цепочку поставки», - рассказывает Виктор Алгазин, директор по продажам компании Softline.

Услуги задают тон

Наибольшая доля выручки ИТ-компаний приходится на сегмент услуг: консалтинг, интеграция, поддержка и обучение приносят почти половину всей выручки крупнейших ИТ-компаний - 43%. Правда, вопреки оптимистическим ожиданиям игроков рынка прирост здесь оказался довольно скромным: по итогам 2012 года он составил 13% (годом ранее - 26,7%).

Драйвером роста этого направления можно считать услуги поддержки, прирост выручки от которых за последний год составил 19,6%, а ее объем 56 млрд рублей. Спрос стимулируют потребности в снижении затрат на сопровождение ИТ и переход на аутсорсинг. «Стабильное развитие сектора обусловлено переориентацией потребностей клиентов: завершился этап активного наращивания ИТмощностей, поэтому интерес заказчиков сместился в сторону повышения эффективности имеющихся ИТ-ресурсов и их отказоустойчивости. Все большее число компаний, особенно из сферы телекома, ритейла, финансов, профессиональных услуг, а также госсектор, переходят к поддержке ИТ-инфраструктуры на аутсорсинге», - подтверждает Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу группы компаний MAYKOR.

«Топ-менеджмент заказчиков перестал бояться аутсорсинга и воспринимает его как работающую рыночную модель, поэтому техническая поддержка ИТинфраструктуры пользуется традиционным спросом. Самый зрелый потребитель этой услуги - розница с потребностями оперативного обслуживания большого количества территориально распределенных точек. Наш пример в этой области - обеспечение 90 магазинов «Л'Окситан Рус» выездной линией технической поддержки», - рассказывает Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи».

Распространение облачных услуг и программного обеспечения для мобильных приложений диктует потребность в обеспечении их безопасности. «Гаджеты используются не только для работы с почтой или интернетом, но и для полноценного использования бизнес-приложений. Причем все больше внимания уделяется защите мобильных устройств. Для крупной промышленной компании мы создали мобильного клиента CRM. Кстати, довольно давно и успешно такая система работает и у нас», - рассказывает Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК.

Продолжает Сергей Корнеев: «Заказчики многих отраслей проявляют интерес к технологиям доставки рабочих столов и приложений на мобильные устройства, что сопровождается проектами по информационной безопасности».

По словам Бориса Бобровникова, новые требования регуляторов в финансовой сфере также обусловили потребность в создании систем резервного копирования (Backup as a Service). «Например, необходимость хранить информацию за пять лет обо всех операциях на электронных носителях в базах, причем чтобы она была доступна в любой момент. Для реализации этого требования нужна соответствующая инфраструктура. Как следствие, у нас стало больше проектов в области BaaS и облачного резервного копирования», - рассказывает он. В качестве других масштабных ИТ-услуг в компании КРОК отметили внедрение для «АльфаСтрахования» платформы управления бизнес-правилами, которая за минуту осуществляет около 10 тыс. расчетов комиссионного вознаграждения и тарифов; создание единого информационного пространства для АК «Алроса» с единой службой каталогов, корпоративной почтовой системой, системой объединенных коммуникаций и централизованным управлением рабочими станциями; создание для «М.Видео» плана аварийного восстановления и резервной площадки для их ИТ-инфраструктуры на базе дата-центра КРОК, гарантирующих круглосуточную работоспособность магазинов.

О новых продуктах из сферы ИТ-услуг, обусловивших рост выручки, рассказали и в компании «Ай-Теко»: «В их числе - система юридически значимого электронного документооборота, позволившая нам получить паспорт доверенного оператора ЭДО ФНС. Она разработана на основе собственного программного продукта i-Konto для крупных корпоративных клиентов и позволяет организациям полностью отказаться от бумажной бухгалтерии. Востребована также система мониторинга социальных медиа Brand Analytics, предоставляющая необходимые инструменты для бизнес-аналитики и управления репутацией в соцмедиа. Она ориентирована на крупные бренды и компании, работающие в B2C и FMSG-секторе: банки, страховые компании, телеком-операторы, ритейлеры - всех тех, для кого важно контролировать и формировать позитивную репутацию в СМИ и социальных медиа», - рассказывает Шамиль Шакиров, президент «Ай-Теко».

Тщательность, с которой клиенты сейчас подходят к выбору продуктов, с одной стороны, и большой выбор решений на рынке, с другой, стимулируют развитие такой услуги, как тестирование. Оно проводится в специально созданных для этого демонстрационных центрах, где можно «пощупать руками» и опробовать в работе тот или иной продукт. «Мы уделяем большое внимание консультированию по самым сложным и нестандартным технологическим вопросам, помощи при постановке задачи, чтобы максимально задействовать возможности современных ИТ для ее решения, включая такие направления, как Big Data, облачные вычисления и мобильные приложения, - делится опытом Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса компании ФОРС. - Так, мы создали специальную площадку - инжиниринговый демоцентр FORS ExaStack Studio, где заказчики могут увидеть новейшее сверхпроизводительное оборудование, опробовать его и получить на нем реальные результаты работы своих баз данных и приложений».

Непростой интернет

Суммарная выручка участников ренкинга от услуг в области телекоммуникаций составила по итогам 2012 года 10,2 млрд рублей (прирост 9%). При этом большая часть (64%) приходится на услуги в области организации корпоративных сетей и передачи данных, еще 36% - на телефонию и интернет-услуги.

Рост выручки в сегменте его лидеры связывают с коммерческими заказами на интегрированные сервисы. Спрос увеличивается по мере развития бизнеса заказчика, а также в связи с бурным ростом объемов информации и изменениями их структуры. «Сегодня заказчику уже не так важны «просто телефон», «просто интернет» или «просто видео». Нужен способ подключения к совещанию из любой точки мира с возможностью работы со всеми документами, видео и графикой в режиме реального времени, причем с любого устройства и на огромной скорости. И все это с высоким уровнем безопасности передачи данных и работы с ними, скажем из корпоративного облака», - рассказывает Андрей Черемных, президент группы «Астерос».

В то же время «классические» операторы, подстраиваясь под новые требования клиентов, приходят к необходимости налаживания своей технологической готовности, что стимулирует и дополнительную закупку телеком-оборудования.

По словам участников ренкинга, перспективы развития этого сегмента очевидны. Они связаны с назревающей необходимостью технологического и инженерного оснащения многих объектов транспортной инфраструктуры и социальной сферы. Кроме того, крупнейшим заказчиком телеком-услуг останутся и предприятия ТЭКа и нефтехимии. По словам Олега Нигматуллина, директора департамента связи компании ИТСК, в планах их проектов на этот и следующий годы - создание единого телекоммуникационного пространства для ключевых заказчиков («Газпром нефть», Сибур Холдинг), центра мониторинга и первой линии поддержки по направлению «телекоммуникационные услуги», а также развитие направлений «местная телефония» и «телематика».

Методика ренкинга « Российские ИКТ»
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составляет список крупнейших ИТ-компаний по итогам каждого года. В ренкинге «Российские ИКТ» может принять участие любая компания (группа), зарегистрированная на территории РФ и осуществляющая деятельность в сфере информационных и коммуникационных технологий: производство компьютерного, офисного, коммуникационного оборудования и оборудования для передачи данных; разработка программного обеспечения; услуги в области ИТ и телекоммуникаций; дистрибуция, поставка оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов.

Критерием ранжирования участников в списке является показатель выручки компании (группы) от ИКТ-деятельности за исследуемый период. Дополнительный критерий ранжирования - показатель выручки по направлениям ИТ-деятельности. Для участия нужно заполнить и отправить электронную анкету, а также бланк подтверждения основных сведений по электронной почте на адрес «Эксперт РА». Для подтверждения сведений о выручке необходимо предоставить копию бухгалтерской отчетности за требуемый период.

В зависимости от предоставленных сведений, подтверждающих объем выручки, в ренкинговой таблице отражается уровень доверия к присланным компанией данным. Максимальный уровень доверия (I) получают компании, предоставившие отчетность с аудиторским заключением, высокий уровень (II) - компании, предоставившие отчетность за требуемый период, средний (III) - компании, указавшие в анкете примеры своих крупнейших клиентов за отчетный период. Удовлетворительный (IV) уровень получают компании, не предоставившие вышеперечисленные сведения, за исключением анкеты и бланка подтверждения.

Более подробные условия участия в ренкинге «Российские ИКТ», а также методика проекта и архив доступны на сайте http://www.raexpert.ru.
***

Аутсорсинг получил еще один шанс

Cреди тенденций развития российского рынка ИКТ все чаще отмечается активизация спроса на услуги поддержки ИТ-систем, оборудования и инженерных систем, а также на обучение пользователей. Это следствие изменения подходов к информатизации: клиентура ИТ-компаний переходит от наращивания ИТ-мощностей к развитию эффективности ИТ-инфраструктуры и ресурсов.

О том, какие услуги поддержки наиболее востребованы и как будет развиваться аутсорсинг в среднесрочной перспективе, рассказывают руководители ведущих ИТ-компаний России.

Сергей Мацоцкий, председатель правления IBS:
- Во всем мире происходят серьезные технологические сдвиги, связанные с внедрением новых подходов в ИТ, в области организации рабочего взаимодействия сотрудников и работы с информацией. Эта технологическая революция заставляет рынок ИТ-услуг трансформироваться. Распространение технологий виртуализации и облачных моделей, развитие сетей и популяризация мобильных устройств, которые пользователи начинают применять в том числе на рабочем месте, приведет к тому, что вместо серверов и прочего оборудования заказчики будут покупать ресурсы у облачного оператора, то есть, по сути, услуги. Это означает серьезный передел рынка - железо уступит место ИТ-сервисам. К тому же появятся другие требования к поддержке.

Технологии значительно упрощаются для пользователя и очень сильно усложняются внутри. Уменьшаются затраты на поддержку конечных пользователей, гораздо меньше требуется относительно низкоквалифицированного линейного персонала для поддержки рабочих мест. В то же время для поддержки виртуализированного дата-центра или частного корпоративного облака необходимы высококвалифицированные специалисты с обширными знаниями в области аппаратных и программных технологий.

Тагир Яппаров, «АйТи»:
- Лет семь-восемь назад тема ИТ-аутсорсинга на российском рынке была у всех на устах. Однако взрывного развития этого рыночного сегмента тогда не произошло. Сегодня ситуация постепенно меняется - мы наблюдаем вторую волну интереса заказчика к передаче ряда функций профессиональным ИТ-операторам. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, появились новые технологии, связанные с облаками, электронным обучением, удаленной поддержкой, краудсорсингом и прочим. Во-вторых, изменились экономические председатель совета директоров группы компаний условия. Сейчас практически все индустрии сталкиваются с медленным ростом или стагнацией на фоне постоянного роста издержек, прежде всего с удорожанием ресурсов и персонала. Таким образом, стратегия рыночной экспансии меняется на стратегию рыночной эффективности. И в-третьих, повышение зрелости рынка способствовало появлению достаточно продуманных предложений в области услуг по поддержке ИТ, аутсорсингу ИТ-персонала и обучению. Я думаю, рынок ИТ-аутсорсинга постепенно будет расти. При этом, что важно, наряду со спросом на массовые технологические сервисы (облачные услуги, удаленная поддержка рабочих мест и прочее) растет интерес к очень специализированным, заточенным под конкретного заказчика профессиональным сервисам. Группа компаний «АйТи», например, в последние годы реализует целый ряд таких центров ИТ-обслуживания для крупных заказчиков. Среди наших услуг - подбор и обучение проектных ИТ-команд заказчика, организация выделенных центров разработки и тестирования ПО в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика, формирование и наполнение контентом корпоративных электронных университетов.

Андрей Черемных, президент группы «Астерос»:
- Среди услуг ИТ-поддержки сегодня наиболее востребована поддержка ИТинфраструктуры: по данным аналитиков, она занимает 30 процентов рынка. Следом идут сегменты, связанные с услугами ServiceDesk, HelpDesk и разработкой ПО.

ИТ-инфраструктура является базой для ИТ-ландшафта среднего и крупного бизнеса, госучреждения или ведомства, любого современного объекта недвижимости. К инфраструктуре относятся слаботочные системы, решения для пожарной и физической безопасности и еще целый ряд подсистем, обеспечивающих комфорт и условия для продуктивной работы. По мере развития технологичности нашей жизни ИТ-инфраструктура усложняется, требуя нового подхода к управлению, в том числе качественной ИТ-поддержки. Естественно, при насыщении рынка ИТ-инфраструктурой формируется спрос на последующую поддержку всех этих систем.

Например, один из самых масштабных проектов «Астерос» - строительство Олимпийской деревни в Сочи - реализуется на стыке наших ключевых компетенций: мы создаем инженерную и ИТ-инфраструктуру, внедряем системы информационной и физической безопасности, а также отвечаем за ИТ-услуги и сервис. Другими словами, кроме создания собственно инфраструктуры мы занимаемся ее поддержкой и управлением.

Подобная последовательность задач характерна для многих крупных ИТ-проектов, связанных с событиями уровня Олимпиады-2014, чемпионата мира по футболу - 2018, строительством аэропортов или других транспортных объектов, платных дорог, крупных офисных центров, гостиниц, медучреждений. Все эти объекты нуждаются в мощной инженерной и ИТ-инфраструктуре, а со временем и в качественной поддержке.



Центральный федеральный округ