In English

Особенности рынка BPMS в России

08.05.2013, Некрасова Елена
Издание: CIO
Гибкость компании - один из ключевых факторов повышения конкурентоспособности. Эффективно управлять изменениями на процессной основе помогает BPMS - средство моделирования и тестирования новых процессов, реинжиниринга и мониторинга исполнения существующих.

До недавнего времени системы класса BPMS (Business Process Management System) внедрялись преимущественно в очень крупных организациях. Но сегодня эти технологии начали применять и относительно небольшие компании: для автоматизации различных аспектов процессного управления они начинают использовать отдельные компоненты комплексной ВРМ-системы.

Если говорить о классическом подходе, реализованном в крупных BPMS, то структура российского рынка в целом соответствует мировому: такие системы в основном используют крупные компании с достаточно стабильными бизнес-процессами, способные инвестировать в создание комплексных BPMS.

«В России BPMS традиционно востребованы со стороны жестко формализованных (в силу требований законодательства или технологических причин) организаций - таких как банки или телекоммуникационные компании, -поясняет Василий Анфиногентов, директор отделения автоматизации деловых процессов компании «ФОРС». - Наш опыт свидетельствует, что к этому списку следует добавить и госструктуры, интерес которых к автоматизации деловых процессов растет с каждым годом. Особенно этот тренд стал заметен в связи с федеральной программой по созданию электронного правительства. Региональные органы власти очень активно взялись за оптимизацию, автоматизацию и интеграцию своих процессов. Подобный проект, к примеру, мы выполнили в Хабаровском крае».

Андрей Коптелов, директор ВРМ-практики компании «Логика бизнеса 2.0», отмечает настоящий прорыв в процессе перехода от «партизанских» ВРМ-инициатив к централизованным: «В 2011 году спецподразделений, отвечающих за описание, анализ и оптимизацию бизнес-процессов, не было у 53% компаний, в 2012 году таких осталось 28%. Можно сказать, что процессный офис стал нормой жизни во многих крупных российских организациях, где работу по внедрению процессного подхода ведут централизованно. При этом в задачи подразделения часто входит не только такое внедрение, но и управление архитектурой предприятия (Enterprise Architecture)».

Отдельные аспекты управления процессами внедряются в компаниях самого разного масштаба и профиля деятельности. По мнению президента компании DocsVision Владимира Андреева, к таким аспектам относится прежде всего Workflow - автоматизация тех или иных процессов. Довольно часто используются и те или иные средства моделирования процессов, средства визуализации различных параметров процессов и KPI. Кроме того, в последнее время рынок предложения становится гораздо более разнообразным и демократичным, что позволяет компаниям находить решения в соответствии со своими потребностями и платежеспособностью.


ЗАЧЕМ КОМПАНИЯМ BPMS?

Драйвер внедрения BPMS - желание руководства организации увеличить степень контроля над текущими процессами. За счет увеличения контроля и формализации процессов, которая происходит при внедрении BPMS, выигрыш может быть весьма значительным.

В целом, по опыту экспертов компании DocsVision, мотивация к внедрению BPMS бывает «идеалистичной» и «практичной». В первом случае заказчик, ознакомившийся с теорией процессного управления, верит в то, что можно внедрить систему, которая позволит реализовать комплексный подход к реинжинирингу бизнес-процессов компании. При «практичном» подходе ищется инструмент для автоматизации конкретных процессов - с пониманием того, что они не могут быть автоматизированы традиционным способом, ибо высоко изменчивы и не могут быть зашиты в код приложения. Еще один тип внедрений связан с тем, что организации, внедрившие тот или иной вид ПО для решений других задач (например, ЕСМ и задач управления документами), получают в свое распоряжение инструментарий автоматизации бизнес-процессов и используют его для решения тех или иных смежных задач. Андрей Коптелов отмечает заметное снижение на российском рынке доли компаний, где управлять бизнес-процессами пытаются через функциональную иерархию («по долгу службы»). Это позитивный тренд, поскольку у функциональных руководителей, в отличие от назначенных владельцев процессов, зачастую нет заинтересованности в оптимизации сквозного бизнес-процесса.

- Вообще же, технологии BPMS предназначены для моделирования, автоматизации и непрерывного улучшения процессов общего управления организацией; границу между процессами этого рода и другими задачами провести подчас сложно, - уточняет Владимир Андреев. - Мы обычно выделяем следующие критерии: необходимость модификации процесса без остановки системы, возможность внесения изменений в процессы без привлечения дорогостоящих разработчиков, требование снижения стоимости внедрения дополнительных процессов по мере развития системы, необходимость настройки собираемых метрик о ходе процесса и его качестве. Лучше всего этот инструментарий подходит для автоматизации общеадминистративных процессов компании, процессов системы менеджмента качества и т.п.

Как свидетельствует исследование «Российский рынок ВРМ 2012» компании «Логика бизнеса 2.0», сегодня российские организации пока предпочитают автоматизировать свои бизнес-процессы с помощью систем электронного документооборота (СЭД/ЕСМ) и планово-учетных систем (ERP). Однако за истекший год в корпоративном обиходе появилось больше систем управления бизнес-процессами BPMS, от которых уже несколько лет ожидают взрывного роста.

В перспективе, прогнозирует Владимир Андреев, российский рынок BPMS будет развиваться, однако традиционная модель комплексной ВРМ-системы оказалась несколько тяжеловесной и мало приспособленной для большинства организаций: «Очевидно, что требуются более гибкие подходы, которые позволяют автоматизировать отдельные задачи процессного управления, при этом обеспечивая возможности их постепенного наращивания на базе различных инструментов с возможностью их интеграции в единую систему. Это потребует дальнейшей стандартизации и унификации систем. Очевидной представляется также необходимость решения смежных задач - ситуативного и директивного управления в единой среде, интегрирующей данные подходы с реализацией BPMS. Несомненно, грядущий переход на облачные технологии позволит серьезно снизить барьер входа в использование технологий BPMS для компаний среднего масштаба, но использование облаков порождает новые проблемы в вопросах интеграции приложений. Нас ждет весьма интересное развитие технологий».

«НАСТОЯЩАЯ» BPMS

ВРМ-система должна включать:
  • средства визуального моделирования процессов (разные системы поддерживают различные более или менее мощные нотации описания корпоративных процессов);
  • инструменты имитационного моделирования для отладки смоделированных процессов без участия конкретных исполнителей и реальной информации;
  • средства автоматизации Workflow, которые и реализуют смоделированные процессы «в железе»;
  • средства мониторинга и контроля реальных процессов;
  • средства ВРА (Business Process Analysis), которые обеспечивают извлечение метрик из рабочих процессов, а также средства их визуального отображения;
  • инструментарий реинжиниринга процессов, то есть возможности внесения изменений в рабочие процессы и их модели - с целью их улучшения на основании полученных метрик.
Однако на практике, как правило, используется какое-либо подмножество перечисленных подсистем, так как внедрение полного комплекса оказывается весьма непростой, трудоемкой и дорогостоящей задачей.

«Идеальная» ВРМ-система пока не реализована; каждая из систем ориентирована на определенный ценовой сегмент и концентрируется на отдельных группах функций. Согласно исследованию российского рынка BPMS, проведенному компанией «Логика бизнеса 2.0», стандартом «де-факто» для описания бизнес-процессов в России стало решение ARIS. Фактически все крупные компании используют именно эту платформу для описания бизнес-процессов.

Но рыночный потенциал еще не исчерпан: далеко не все российские компании используют для описания процессов специализированные средства, обходясь различными паллиативами.

- В целом пока данный рынок нельзя назвать очень развитым, -отмечает Владимир Андреев. -Практики процессного управления, в принципе, абсолютно интернациональны, однако использование их в России имеет гораздо меньшую историю. У нас значительно сильнее, чем на Западе, развиты методики так называемого директивного управления, что вносит особенности в автоматизацию управления и требует интеграции этих методик в рамках общего контура управления.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

С чего лучше начинать внедрение BPMS?

Конечно, существует соблазн начать с главного бизнес-процесса и показать максимальный эффект от реализации проекта. Но и риски, связанные с потенциальной неудачей, весьма высоки. Поэтому Сергей Качура, старший вице-президент Бинбанка, советует начинать с поиска «правильного» внутреннего заказчика, у которого имеется устоявшийся формализованный бизнес-процесс, функционирующий без должной степени автоматизации (с использованием электронной почты, телефона, файлов Excell и т. д.). Главное - помнить, что цель - не внедрение BPMS (она лишь инструмент для достижения цели), а конкретная оцифрованная бизнес-задача. В противном случае проект может стать ресурсоемким и малоэффективным.

Вторым фактором по порядку, но не по значимости, Сергей Качура называет наличие собственной экспертизы внутри организации: «Было бы лукавством утверждать, что после запуска системы помощь ИТ-специалистов не будет востребована, а бизнес-технологи самостоятельно смогут развивать бизнес-процесс, автоматизированный при помощи BPMS. По уверениям вендоров, один из элементов ВРМ, предназначенный для проектирования и дизайна бизнес-процессов, специально ориентирован на создание стандартной нотации, которая понятна всем пользователям. Но от бизнес-технологов, создающих первые драфты процессов, до разработчиков, отвечающих за их реализацию, и менеджеров, следящих за процессами и управляющих ими, данный инструмент весьма требователен к профессиональному уровню».

СКОРОСТЬ И КОНТРОЛЬ

Главное преимущество от внедрения комплексной BPMS - это возможность наблюдать реальный ход бизнес-процессов, отыскивать в них узкие места и осуществлять цикл непрерывного улучшения. Однако это итог долгой и масштабной работы. «Можно выделить и более частные результаты, - рассказывает Владимир Андреев. - Например, наличие актуальной модели тех или иных процессов в компании, автоматизацию отдельных наиболее критичных процессов, формирование инструментария быстрой и относительно недорогой автоматизации, которое позволяет подключать к системе все новые и новые процессы, наличие унифицированной инфраструктуры управления заданиями для пользователей. Каждый из этих шагов позволит компании получить преимущество как в скорости работы, так и в качестве. Несмотря на сложность комплексного внедрения BPMS, можно продумать стратегию постепенного развития системы с получением промежуточного результата на каждом этапе».

Василий Анфиногентов ссылается на опыт реализации сквозного процесса, которая позволяет увеличить скорость процесса в разы:
- Наилучший результат, которого нам удавалось добиться - увеличение скорости в 10 раз. Второй значимый эффект (он, кстати, обычно служит основным движителем автоматизации) - повышение степени контролируемости процесса и, как следствие, возможность изменения его в лучшую сторону. Из нашей практики внедрения можем сказать, что в ходе построения систем автоматизации бизнес-процессов их приходилось серьезно менять - как минимум до 50%.

Другим важным преимуществом построения BPMS-системы на основе сервисной модели является сохранение инвестиций на всех этапах проекта - несмотря на то что такая система требует постоянного развития, исходя из возникающих перед заказчиком задач.

Организации, имеющие опыт управления бизнес-процессами (в том числе процессного контроллинга), в качестве эффекта от внедрения BPMS отмечают улучшения в области операционной эффективности. «Это стоит взять на вооружение тем, кому еще предстоит отстаивать перед начальством инвестиции в ВРМ, - советует Андрей Коптелов. - В 201 2 году на первом месте стоит повышение качества взаимодействия подразделений: назначая владельцев процессов и оптимизируя сквозные бизнес-процессы, компании, без сомнения, сильно улучшают качество внутренних коммуникаций. Как и операционная эффективность, они положительно влияют на эффективность компании, в том числе финансовую».

Центральный федеральный округ