In English

Воспитание чувств

12.12.2002, Винокурцева Екатерина
Издание: Компания
Как выяснилось, в погоне за экономическими показателями российские компании часто забывают о своем основном активе -сотрудниках. Стратегия эта явно недальновидная, ведь от преданности работников напрямую зависит успешность бизнеса.

“Если вы занимаетесь бизнесом, ставьте на первое место своих сотрудников, на второе - потребителей, а на третье - акционеров”, -сказал как-то Ричард Брэнсон, глава Virgin Group.

Осознание факта, что сплоченная команда верных сотрудников - самый ценный капитал компании, позволяющий увеличивать продуктивность и прибыль, привлекать лояльных клиентов, реже сталкиваться с недовольством и прогулами, руководителями российских компаний демонстрируется пока только на декларативном уровне. Иначе чем объяснить тот факт, что в России самое большое количество людей, недовольных своей работой и не преданных компании?

Иногда они не возвращаются

Заполучить в компанию хороших специалистов очень трудно, но еще труднее их удержать. Одному может не понравиться зарплата, другому - должность, третий решит, что уже перерос свою компанию, четвертому поступит более выгодное предложение от конкурента. Однако недовольные своей работой сотрудники не всегда уходят, а довольные - не всегда остаются. Для того чтобы выяснить, какие еще факторы помимо зарплаты влияют на решение работника “изменить” своей фирме, компания Taylor Nelson Sofres (TNS) провела исследование в 33 странах мира.

В ходе исследования были опрошены почти 20 000 человек, занятых полный рабочий день. Полученные данные позволили TNS выделить четыре типа сотрудников, различающихся по степени приверженности компании, в которой они трудятся, и работе, которую они выполняют. Как обычно, статистика по России серьезно отличается от данных по другим странам мира.

Так, если по всему миру доля “энтузиастов”, то есть людей, преданных и компании, и работе, преобладает (43% работников), а следующую по величине группу составляют “недовольные”, то есть не приверженные ни компании, ни работе (35%), то российские сотрудники в большинстве своем относятся к “недовольным” (42%), а “энтузиастов” у нас всего 30%. Россия, как и страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии (Болгария, Польша, Чехия, Гонконг, Тайвань) попала в число государств с низкой приверженностью компании. Страной, где меньше всего “недовольных” и больше всего “энтузиастов”, оказался Израиль. Австралия лидирует по доле сотрудников, ориентированных на компанию, а США - по доле “карьеристов”.

Данные исследования TNS подтверждаются результатами еще одного исследования, проведенного осенью 2002 года агентством по подбору персонала Kelly Services совместно с австралийской компанией Statistics Workshop. Это исследование помимо всего прочего предлагало 410 работникам-москвичам сделать выбор между двумя описывающими их утверждениями: “Я сотрудник, который предан и лоялен своему работодателю. Я планирую построить долгосрочную карьеру в компании, где сейчас работаю. Я, скорее всего, не стану менять компанию или работодателя” и “Я сотрудник, который стремится совершенствовать свое мастерство в выбранной сфере. Я, скорее всего, буду менять компании в поисках возможностей, которые помогут усовершенствовать мои умения и знания и будут способствовать личному развитию”. Более двух третей опрошенных работников (68%) выбрали второй вариант.

По мнению партнера международного консалтингового агентства по подбору персонала высшего звена Amrop Hever Russia Екатерины Кимпеляйнен, основная причина низкого уровня лояльности россиян не в них самих, а в компаниях, где они работают. Нестабильность и неструктурированность корпоративной среды в России не дает людям уверенности в собственном будущем, а, следовательно, не позволяет им быть приверженными работодателю. “Трудно быть преданным своей компании, если ты не знаешь, что с ней будет через год”, - говорит Кимпеляйнен.

Другая причина низкой приверженности персонала своей компании - унаследованный российскими работниками “социалистический” менталитет. Многие из сегодняшних 30 - 40-летних еще помнят те времена, когда работали они не на свое предприятие или организацию, а во имя абстрактного общественного блага. Причем с фиксированной ежемесячной и стандартной “тринадцатой” зарплатами, получение которых никоим образом не зависело от уровня профессионализма.

Естественно, что приоритеты российских сотрудников различаются в зависимости от их возраста. Если люди в возрасте до 30 лет чаще бывают “энтузиастами”, то те, кто достиг 35 лет, не преданны ни работе, ни компании, а сотрудники старше 45 лет более склонны ориентироваться на карьеру. Данные по остальному миру несколько другие - за рубежом приверженность сотрудника компании с возрастом только увеличивается. По мнению Екатерины Кимпеляйнен, для работников западных фирм это логично - по идее, с возрастом для человека все большую значимость приобретает стабильность, предсказуемость, что и обеспечивает работа в уже знакомой корпорации. “То, что сотрудники в возрасте 30-40 лет, представляющие самую большую группу “энтузиастов” во всем мире, в России обычно недовольны ни своей работой, ни своей компанией, объясняется тем, что в силу многих социально-экономических причин люди, которым 30-40 лет, в нашей стране - “потерянное поколение”, -считает Кимпеляйнен. - Они видят, что люди моложе их при прочих равных условиях достигают большего, что, конечно, демотивирует”. Тот факт, что россияне старше 45 лет начинают ориентироваться на карьеру (что выглядело бы странно применительно к западным сотрудникам), Кимпеляйнен объясняет их стремлением выжить и продолжать зарабатывать.

Что касается характеристик компании, то приверженных фирме больше среди сотрудников средних по размеру компаний. Среди персонала, работающего в маленьких фирмах, чаще встречаются “недовольные”.


Источник: TNS

Интересно также и то, что приверженность компании растет по мере работы в ней, но начинает снижаться, если человек трудится в одной фирме более десяти лет.

Зеница ока

Больше всего российских “энтузиастов” работает в сфере образования (43%), информационных технологий и СМИ (38%), а также в сфере профессиональных услуг (38%); большинство работников, ориентированных на компанию, заняты в сфере торговли (16%), в государственных (15%), а также в финансовых и страховых учреждениях (14%). Сотрудники, ориентированные на карьеру, чаще работают в маркетинговых и рекламных компаниях, а также в институтах права (31%), а самое большое количество “недовольных” работает на транспорте (53%), производстве (54%) и в государственных организациях (52%).


ПРЕДПРИЯТИЯМ-ИМПОРТЕРАМ НА ЗАМЕТКУ: КРЕДИТ НА ПОКРЫТИЕ АККРЕДИТИВА

СДМ-банк предлагает своим клиентам-импортерам при аккредитивных формах расчетов кредиты на покрытие выставляемых аккредитивов. Клиент вправе рассчитывать на получение кредита в размере 70% от суммы покрытия. При револьверном аккредитиве банк может предоставить возобновляемую кредитную линию. Примечательно, что если средства остаются на корсчете банка, процентная ставка устанавливается на весьма привлекательном для клиента уровне и сопоставима со ставкой по кредиту без отвлечения ресурсов. Если же кредит, выданный на покрытие аккредитива, “уйдет” с корсчета, ставка повышается до уровня рыночной.

Одной из основных сфер деятельности, где приверженность компании особенно важна, оказались информационные технологии. Что подтверждают и данные другого исследования, проведенного учеными Станфордского университета. По их оценке, от правильной организационной модели и верной практики отбора персонала во многом зависит судьба компании. “Проект исследования новых компаний”, в рамках которого с 1994 года проводилось наблюдение за деятельностью 167 молодых компаний в сфере высоких технологий, выделил пять основных организационных моделей, в основе которых - различные подходы работодателей к организации работы и подбору персонала. Самая популярная модель - “техническая”, менее распространены “звездная”, “бюрократическая”, “автократическая” модели и “модель приверженности”. (Описание моделей см. в справке.)

Как выяснилось в ходе исследования, если предсказывать вероятность того, что компания пойдет на IPO (размещение акций на бирже), то именно “модель приверженности” оказывается лидирующей. Более того, на 1 января 2000 года (дата завершения исследования) никто из компаний, исповедующих “модель приверженности” не потерпел неудачи, в то время как процент срывов в компаниях другого типа достигал 13%.

По мнению Игоря Касимова, генерального директора российской группы компаний “АйТи” (системный интегратор), ИТ-индустрия больше, чем какая-либо другая отрасль требует наличия у сотрудников преданности и работе и компании. Если трактовать термин “преданность работе” как стремление сотрудника к развитию своего профессионализма, то быстрая смена технологий, продуктов, решений не позволяет специалисту даже на миг останавливаться в развитии своих профессиональных навыков и знаний. С другой стороны, успех выполнения крупных проектов по информатизации в большой мере зависит от слаженности работы и взаимопонимания членов команды, их общей ответственности за результат. “И все же, если расставлять приоритеты, более важным качеством своих сотрудников я считаю преданность компании, - говорит Касимов. - Профессионализм в большей степени является качеством “приобретаемым”, а вот основным условием для его приобретения и развития как раз и является преданность компании”.

Пять моделей управления

“Техническая модель”

(Engineering Model) характеризует компании, которые привлекают сотрудников, предлагая им интересную и перспективную работу. Эти компании делают акцент на неофициальном контроле со стороны группы коллег, равных по положению, и нанимают людей, исходя из определенных умений и навыков (31% исследуемых компаний основывали свою деятельность именно на этой модели).

“Звездная модель”

(Star Model) характеризует компании (8% из числа исследуемых), ожидающих, что сотрудники полностью посвятят себя фирме, стремясь достичь профессионального совершенства. Такие компании не практикуют жесткого контропя, а набор новых сотрудников осуществляют на основе оценки их долгосрочного потенциала.

“Модель приверженности”

(Commitment Model) характеризует компании, в которых сильная эмоциональная связь сотрудника с организацией является основой его преданности делу. Компании, работающие на основе модели приверженности (7% из числа исследуемых), доверяют неофициальному контролю со стороны группы коллег, а при наборе персонала обращают внимание прежде всего на то, насколько гармонично человек впишется в культурный климат компании.

“Бюрократическая модель”

(Bureaucracy Model) была присуща 5% исследуемых компаний. Такие компании привлекают сотрудников перспективной работой и осуществляют набор сотрудников на основе определенных знаний и умений последних.

“Автократическая модель”

описывает организации (3% из числа исследуемых), которые поощряют сотрудников главным образом денежными премиями. Такие компании подчеркивают значение тщательного персонального контроля и координации и также принимают решения о приеме новых сотрудников на основе определенных умений и навыков претендентов.

Есть и другие секторы рынка, где от этого качества сотрудников напрямую зависит успех компании. Например, рекламный бизнес в нашей стране часто строится на дружественных связях между топ-менеджерами агентства и клиента. Как говорит президент рекламного агентства Art-Corn Алексей Пугачев, для любого агентства уход топ-менеджеров в конкурирующую компанию - большая потеря: вместе с ним уходят клиенты, какие-то наработки компании и ноу-хау. “Никакие договоры “о неразглашении” здесь не помогут в силу неопределенности правовых норм и полного отсутствия в нашей стране механизмов юридической защиты”, -говорит Пугачев. По его мнению, многие компании без квалифицированного персонала ничего не стоят - если только речь не идет о бизнесе, строящемся исключительно на личных договоренностях владельца с каким-либо чиновником.

Фактор выживания

Большинство работодателей утверждает, что они готовы инвестировать в воспитание приверженности компании. Правда, небольшие и средние по размеру фирмы если и занимаются этим на практике, то ограничиваются разовыми внутрикорпоративными акциями. Крупные организации чаще проводят планомерную работу по повышению лояльности сотрудников. По словам Игоря Касимова, в “АйТи” на регулярной основе проводятся различные общекорпоративные тренинги, в компании разработана система развития и обучения персонала. “На все это выделяются весьма значительные суммы”, - поясняет Касимов.

Правда, и в вопросе воспитания приверженности не следует забывать о чувстве меры. По мнению Екатерины Кимпеляйнен, количество преданных компании и ориентированных на карьеру сотрудников должно быть сбалансировано. Слишком высокая концентрация ориентированных на компанию работников, не склонных к инновациям и риску и не стремящихся совершенствоваться, тормозит развитие фирмы и свидетельствует о ее консервативности - что неплохо, если компания представляет собой финансовое учреждение (например, банк), но убийственно, когда речь идет о любой инновационной отрасли.

Кроме того, на разных стадиях развития компании может соответствовать определенный преобладающий тип сотрудников. По мнению Дмитрия Морозова, генерального директора компании “Био-кад” (биотехнологии), сейчас, в фазе роста, гораздо более необходимы сотрудники, приверженные компании. “Компании, достигшей серьезного положения на рынке, приверженные ей сотрудники нужны меньше. В такой компании уже наработан определенный алгоритм работы, и не так важно, кто именно исполняет определенную функцию”, - считает Морозов.

Понятно, что сейчас переход сотрудника с одной работы на другую чаще всего связан с размером заработной платы. Однако по мере развития российской экономики и культуры управления зарплата, достигнув определенного уровня для каждой должности и специальности, перестанет быть самым значимым фактором. Тем большее значение приобретут нематериальные системы мотивации, а приверженность персонала своей компании может оказаться для нее фактором выживания.