09.04.2002
Издание:
День
Российский рынок розничной торговли нефтепродуктами развивается быстрыми темпами, но в настоящее время это определяется уже не столько количественными, сколько качественными параметрами.
Если раньше, всего два-три года назад развитие этого рынка происходило стихийно и основными игроками на нем во многих регионах были независимые от крупных нефтяных компаний организации, владевшие небольшими сетями АЗС и отдельными станциями, и конкуренция не была очень серьезной, то в настоящее время ситуация под воздействием многих факторов кардинально изменилась. Практически все нефтяные компании объявили о серьезных планах развития своего розничного бизнеса и направили на их выполнение довольно большие средства, а также стали все более активно использовать и другие имеющиеся у них рычаги. Серьезные изменения происходят и в бизнесе независимых операторов бензинового рынка, которые определяются не только действиями крупных нефтяных компаний, но и их собственным “взрослением” и усложнением ведения этого бизнеса в России.
В целом можно выделить следующие основные тенденции, складывающиеся на данном рынке:
- укрупнение сетей АЗС, в том числе за счет поглощения независимых операторов или заключения с ними договоров;
- возрастание конкуренции за счет увеличения количества АЗС и АЗК;
- снижение рентабельности этого бизнеса в части розничных продаж, в т. ч. за счет возрастания конкуренции;
Эти тенденции и приводят к серьезным изменениям на рынке. В конкурентной борьбе организации, работающие на этом рынке, стремятся повысить качество обслуживания, а также увеличить количество услуг и сервисов, предоставляемых клиентам. В результате в настоящее время все больше строится современных многофункциональных автозаправочных комплексов, а количество АЗС, торгующих только моторным топливом, сокращается и все чаще клиентам предлагаются различные схемы обслуживания и дополнительные услуги.
Все это в свою очередь делает управление этим бизнесом значительно более сложным, т.к. необходимо не только управлять большим количеством АЗС, но еще и большим количество товаров и услуг, работу по которым необходимо четко организовать и контролировать, что осложняется большой территориальной распределенностью. Поэтому все более важным в бензиновом бизнесе становится реальное управление, т.е. своевременное получение достоверной информации о работе каждой ячейки этого бизнеса, и принятие адекватных решений, а также задание и быстрое доведение необходимых параметров (условий, команд, приказов и т.п.) вплоть до конкретной АЗС и конкретного исполнителя.
Сейчас ситуация, когда информация о деятельности сбытовой сети собирается с большой задержкой — порой это дни, а иногда и недели. Да и достоверность этой информации часто вызывает серьезные сомнения. В итоге принимаемые решения соответствуют положению недельной давности и, возможно, нереальной ситуации, а необходимые действия, в лучшем случае, запаздывают.
Одним из наиболее эффективных инструментов для решения таких задач являются информационные технологии, в частности, автоматизация управления сетью АЗС. Многие компании уже используют эти инструменты, но, к сожалению, подчас это делается по принципу “латания дыр”. В результате такого подхода создается ситуация, когда построены новые современные комплексы, а основные проблемы и потери остаются теми же: плохая управляемость бизнесом, разбавленный бензин, недолив, махинации и т.п. Свои оценки размеров основных потерь на АЗС, которые несут их владельцы, и расчет экономической эффективности комплексной автоматизации, компания АйТи уже публиковала и оценки самих “бензиновых компаний” их подтверждают. А если прибавить к этому клиентов, которые отказались от приобретения топлива на АЗС, где их обманули, заправили плохим бензином и т.д., то получаются еще более впечатляющие цифры.
Решение — АйТй-Ойл
Исходя из существующей проблематики и опыта работы в данной сфере, компания АйТи создала комплексное решение по автоматизации управления сетью АЗК — АйТи-Ойл.
Это решение позволяет автоматизировать все уровни управления сетей автозаправочных комплексов любого масштаба. В качестве примера рассмотрим сеть АЗК масштаба региона, где представлены два основных уровня управления “ОФИС” и “Автозаправочные комплексы” (см. рис).
Основные параметры для работы всей сбытовой сети задаются и ведутся в “ОФИСЕ”, это основные условия, которые определяют работу АЗК от параметров технологического оборудования и расчетных “инструментов” (пластиковые карты, талоны, ведомости и т.п.), а также сотрудников и их прав доступа, до цен на нефтепродукты, товары и услуги. Эти параметры передаются на АЗК, и там работа осуществляется в заданных рамках и может четко контролироваться за счет постоянного мониторинга.
На этом уровне управления предлагаются также системы, позволяющие с необходимой оперативностью проводить обмен информацией с АЗК и анализировать работу, как всей сети, так и отдельных комплексов, также поставляются системы для ведения товарного, управленческого и складского учета на предприятии.
ОФИС
Управление сетью АЗК:
- Задание параметров работы АЗК t Обмен информацией с АЗК и АЭС
- Управление ценообразованием
- Товарный и управленческий учет
Ведение баз данных по клиентам, картам, операциям на АЗК
Обработка и анализ данных по работе сети АЗК:
- для принятия решений
- для отражения в системе финансово-хозяйственного учета
Подготовка отчетов по обслуживанию для корпоративных клиентов
Автозаправочный комплекс
Управление технологическими процессами АЗК Прием оплаты за нефтепродукты, товары и услуги
- наличные расчеты
- безналичные расчеты (смарт-карты, карты с магнитной полосой, талоны, ведомости) Товарный и финансовый учет на АЗК Подготовка отчетов и передача их в “ОФИС”
На уровне автозаправочного комплекса (АЗК) выполнение всех основных операций (прием нефтепродуктов, измерение параметров, отпуск нефтепродуктов и товаров, а также прием наличных и безналичных платежей) интегрировано в единую систему, благодаря чему перекрываются те самые “лазейки”, через которые возможны потери, повышается эффективность работы операторов и скорость обслуживания клиентов. Также, за счет использования системы измерения параметров нефтепродуктов, сокращается время, затрачиваемое на технологические перерывы для приема топлива и пересменки. Основные параметры для работы задаются из ОФИСА, а вся необходимая информация по работе АЗК с необходимой оперативностью передается в ОФИС, но возможна и автономная работа АЗК.
Принципиальным в решении “АйТи-Ойл” с точки зрения решения задач, стоящих перед бензиновым бизнесом, является возможность комплексной автоматизации всех уровней управления сетей АЗК, любого масштаба, как в части торговли нефтепродуктами, так и по другим товарам и услугам. Таким образом, в результате создается ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ и при его использовании компания получает необходимые возможности и рычаги для реального контроля и руководства сбытовой сетью.
В состав “АйТи-Ойл” также входит система безналичных расчетов для сети АЗК SmartCity Gas, использование которой предоставляет дополнительные преимущества бизнесу, как за счет возможности использования гибких схем для работы по безналичным расчетам с клиентами, так и благодаря реализации различных схем привлечения и удержания постоянных клиентов — схем лояльности, которые могут заинтересовать клиентов в постоянном посещении именно этой сети АЗК, а также стимулировать их потребление.
Выгоды
В результате использования “АйТи-Ойл” могут быть решены следующие задачи:
1. Улучшение управляемости бизнеса, за счет:
- мониторинга деятельности АЗК;
- удаленного администрирования из Офиса деятельности АЗК;
- повышения оперативности сбора и обработки, а также достоверности информации о работе АЗК;
- повышения контроля за деятельностью персонала на АЗК;
2. Повышение эффективности бизнеса за счет:
- повышения эффективности работы персонала;
- уменьшения издержек при продаже нефтепродуктов, товаров и услуг на АЭС;
- уменьшения влияния “человеческого фактора” и злоупотреблений на АЭС;
- ускорения процесса обслуживания клиентов;
- упрощения документооборота и коммерческого учета;
3. Усиление конкурентоспособности за счет:
- повышения управляемости и скорости реакции на изменения;
- повышения эффективности предприятия;
- создания собственной системы безналичных расчетов;
- использования различных гибких схем “лояльности” для работы с клиентами.
Таким образом, использование АйТи-Ойл может принести серьезные выгоды и преимущества для бизнеса.
Понятно, что ряд задач по автоматизации сети АЗК может быть уже решен на достаточно высоком уровне, и в некоторых случаях не имеет смысла от этого отказываться, поэтому компания АйТи реализует и варианты, когда отдельные подсистемы “АйТи Ойл” могут использовать уже имеющееся оборудование, а также могут быть интегрированы с уже имеющимися у Заказчика системами, если уровень последних позволяет это сделать.
В результате разрозненные решения и системы интегрируются в единую систему управления сетью АЗК — в СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ, которая может быть весьма эффективна.