In English

Эксперт номера

14.11.2002, Яппаров Тагир
Издание: КоммерсантЪ iOne
В сентябре ИТ-сообщество бурно обсуждало давно назревшую проблему, которую я бы сформулировал как “ИТ-тендеры: правила игры”. Поводом для дискуссии послужила череда судебных разбирательств, последовавших за крупными тендерами. Эти скандалы свидетельствуют о том, что в условиях растущей конкуренции на рынке крупных ИТ-проектов игроки начинают все активнее использовать средства, лежащие вне ценовых или функциональных преимуществ ИТ-решений. Наш рынок, пожалуй, впервые перешел от исключительно технологических аспектов сотрудничества между поставщиками и потребителями ИТ-решений к серьезному рассмотрению таких ключевых вопросов, как мораль и этика деловых отношений, нормы и правила поведения игроков рынка. Пока в дискуссию вовлечены в основном сами ИТ-компании. Думаю, что и для заказчиков настало время высказать свое отношение к этому вопросу.

Еще два заметных события начала осени — традиционные выставки “Софтул” и “Интернетком” (с этого года опять ставшая “ Неткомом ”). Эти мероприятия в очередной раз показали, что интересы CIO все больше смещаются в область программных средств и решений для автоматизации бизнес-процессов. Инфраструктурные же (аппаратные) средства чаще всего находятся в зоне ответственности узких технических специалистов. Может быть, поэтому рынок продемонстрировал достаточно индифферентное отношение к “Неткому”, в залах же “Софтула” порой яблоку было негде упасть.

Я планировал провести на “Софтуле” один день. Но уже первые часы пребывания на выставке заставили меня пересмотреть свой график. В результате “Софтулу” я посвятил несколько дней. Кратко подытоживая основные впечатления от встреч с посетителями и участниками выставки, могу отметить, что сфера внимания заказчиков сегодня смещается от корпоративных учетно-финансовых систем (они уже большей частью реализованы) к системам автоматизации таких процессов, как кадровое управление, документооборот, продажи и маркетинг, бизнес-аналитика. Надо заметить, что в экспозициях большинства отечественных разработчиков и поставщиков ПО эта тенденция была отражена достаточно четко. Еще одна важная деталь — логистика сервисных услуг. Уже ни у кого не вызывает сомнений рост реального, платежеспособного спроса на сервис в рамках проектов по созданию корпоративных информационных систем. Однако ситуация с предоставлением этих услуг в федеральном центре и в регионах сильно различается. Поэтому особое значение для корпоративного заказчика (особенно для территориально-распределенных или холдинговых предприятий) начинает приобретать “система доставки сервиса”, гарантирующая одинаковый уровень и спектр услуг как в центре, так и на периферии. Учитывая, что подавляющее большинство крупных компаний— потребителей ИТ располагает разветвленной сетью региональных филиалов или дочерних предприятий, думаю, что в ближайшее время логистика сервисных услуг станет одной из самых обсуждаемых на ИТ-рынке тем.

Центральный федеральный округ