In English

Информационные системы перестали быть атрибутом моды

17.04.2002, Макаренко Дмитрий
Издание: Экспресс Электроника
Тема автоматизации и управления, затронутая в данном номере, это очень широкая область со своими проблемами и вопросами. О своем отношении к процессу автоматизации и о ключевых проблемах в этой области нам рассказал директор по профессиональному сервису компании АйТи Александр Миронов.

Насколько закаазчик понимает необходимость автоматизации и осознает все трудности, связанные с этим процессом?

За последние десять лет информационные системы перестали быть лишь атрибутом моды — сегодня для предприятия, обладающего развитой инфраструктурой, наличие полноценной информационной системы не столько вопрос престижа, сколько насущная необходимость. Наступил момент, когда даже склонные к консерватизму отечественные производственные объединения начинают задумываться о переходе на более прогрессивный уровень планирования своей деятельности и распределения ресурсов.

Будучи заинтересованными в получении определенных конкурентных преимуществ путем модернизации своей модели бизнеса, сегодняшние заказчики более основательно и прагматично подходят к процессу автоматизации управления. Многолетняя практика внедрения различных информационных систем и на Западе и в России позволила накопить как положительный, так и отрицательный опыт реализации подобных проектов. Это, в свою очередь, стало основанием для реальных прогнозов и оценок перспектив развития предприятия на каждом этапе внедрения информационных систем.

Принимая решение о начале проекта, руководство заказчика исходит сегодня, прежде всего, из понимания возможностей ИТ для достижения конкретных бизнес-целей, а также из того, что крупные ИТ-проекты связаны с существенными изменениями в самой организации, в том числе с необходимостью специальной подготовки персонала. Поэтому уже на начальном этапе проекта проводится работа по оценке текущего уровня инвестиций в информационные технологии и анализу его адекватности бизнесу, а также обеспечению управляемости процессом инвестирования в ИТ.

Прежде чем приступить к непосредственной реализации проекта и управлению этим процессом, наши специалисты совместно с заказчиком выявляют главные критические направления, которые влияют на его бизнес, и на поддержку которых будет ориентирован процесс внедрения системы. Кроме того, знание этих направлений является ключевым фактором при определении четких рамок проекта, а также выявлении и оценке факторов, которые могут помешать успешному внедрению информационной системы и последующему учету их влияния на проект. Разбиение всего проекта на четкие этапы обеспечивает возможность получения конкретных результатов уже на промежуточных стадиях внедрения.

Какую роль при работе с заказчиком играет проблема выбора системы? Компания сама предлагает решение и адаптирует его под заказчика, заказчик приходит с желанием внедрить конкретный продукт, либо это некое решение на основе технического задания и решение предлагаете вы?

В последнее время обоснование выбора системы, определяемое целями и задачами заказчика все чаще поручают специальным консультантам. Это достаточно сложная работа, поскольку нужно учесть большое количество факторов, характеризующих как ситуацию, сложившуюся у заказчика, так и параметры потенциальных систем.

Практика показывает, что недооценка какого-либо из этих факторов может привести к серьезным отклонениям от желаемого результата вплоть до полного краха проекта. На собственном опыте мы убедились в том, что в целях максимального снижения риска неудачи при внедрении современных бизнес-систем необходимо провести комплексные исследования и работы, связанные с оптимальным выбором системы управления ресурсами и подготовкой проектной команды к ее внедрению и управлению проектом. Этот комплекс включает в себя ряд последовательных шагов:
  • анализ требований, оказывающих существенное влияние на функционирование и развитие информационной системы компании;
  • анализ существующих на российском рынке бизнес-приложений и выбор систем, адекватных требованиям бизнеса;
  • оценка объемов инвестиций с учетом создания или развития необходимой технической архитектуры;
  • определение плана работ, связанного с внедрением выбранного решения;
  • периодический аудит выполняемых работ (при условии реализации проектов третьими фирмами или силами самого предприятия).
Могли бы вы обозначить типичные проблемы, с которыми вам приходилось сталкиваться при работе над проектами и при общении с заказчиком?

Главная проблема, с которой приходится сталкиваться при внедрении информационных систем в России — недостаток инвестиций в проект в любой форме. Типично дефицитными сторонами высокотехнологичных проектов на всех его этапах являются:
  • бюджет проекта;
  • привлечение человеческих ресурсов, в т. ч. и из высшего руководства;
  • инвестиции в обучение персонала и т. д.
Проекты внедрения любых корпоративных систем довольно сложны и продолжительны, они требуют к себе особого подхода. Принимая решение о развитии информационной системы, руководство предприятия должно постоянно помнить о проблемах эффективности работы этой системы и необходимости анализа и учета затрат на ИТ. Что же касается непосредственно проектов внедрения ИС, то стоимость этого внедрения во многом определяется его продолжительностью, которая, в свою очередь, напрямую зависит от сложности проекта и специфики каждого конкретного предприятия — как отраслевой, так и региональной. Поэтому попытки всеми возможными способами ужать бюджет проекта или избежать затрат на подготовку персонала могут привести к неудаче.

С другой стороны, отсутствие должного внимания к проекту на протяжении всего его жизненного цикла со стороны руководства грозит выходом ситуации из-под контроля и отступлением от конечной бизнес-цели. Здесь особую роль следует отвести директору информационной службы (Chief Information Officer), обладающему необходимой компетенцией для координации действий участников проекта и своевременного принятия стратегических решений. Именно на CIO ложится основная ответственность за исход проекта и дальнейшее развитие корпоративной информационной системы. Умение правильно сформировать команду исполнителей, организовать ее эффективное взаимодействие с консалтинговой компанией, имеющей успешный опыт реализации аналогичных проектов, позволит максимально снизить степень проектных рисков. Специалистам компании АйТи не раз приходилось оказывать реальную поддержку своим заказчикам и помогать им избежать необоснованных инвестиций и неоправданных ожиданий, принимая на себя решение части задач, входящих в компетенцию универсального системного интегратора. Отдельное внимание при реализации проектов по внедрению информационных систем мы уделяем обеспечению заказчика квалифицированным персоналом — теми специалистами, которые будут способны извлечь из внедряемой системы максимальную отдачу для своего предприятия на каждом этапе проекта.

Могли бы Вы оценить перспективы развития отрасли на ближайшие годы?

Нам кажется, что в ближайшее время будет наблюдаться устойчивый рост внедрений ERP-систем, что обусловлено как повышением платежеспособного спроса на данные системы, так и дальнейшим увеличением возможностей их использования в бизнесе. В частности, уже можно говорить о тенденции к расширению функциональности ERP-решений: от учета, финансов и логистики до автоматизации основного и вспомогательного производства, управления персоналом, CRM-решений. Уже в ближайшее время мы намерены предложить российским заказчикам более совершенные решения своих стратегических партнеров.

Центральный федеральный округ