In English

ИТ-стратегия и управление

16.04.2001, Майоров Александр
Издание: PC Week
1 марта в Москве прошла первая научно-практическая конференция "ИТ-стратегия в системе управления предприятиями и холдингами", организаторами которой выступили компании "АйТи" (www. it.ru) и Xerox (www.xerox.ru) при участии Market- Visio/Gartner, PricewaterhouseCoop-ers, "ВымпелКом", Тюменской нефтяной компании, "Аллана Софтвер" и др. На конференции собрались ИТ-менеджеры и представители высшего руководства около 40 предприятий и компаний (IBM, Ингулецкий горно-обогатительный комбинат, Череповецкий сталепрокатный завод, ОАО "ЛУКойл-Пермь", "Русский алюминий менеджмент", клуб "Российский парламентарий", пивоваренная компания "Балтика", "Райффайзенбанк Австрия" и др.). Общее число участников превысило 70 человек.

Главная цель мероприятия — освещение основных тенденций развития корпоративного ИТ-рынка и ознакомление с принципами разработки, практическим опытом реализации ИТ-стратегии лучших отечественных и зарубежных ИТ-служб.

Выступления экспертов-аналитиков, руководителей ИТ-служб были разбиты на три тематических блока. На утреннем заседании участники конференции получили представление о наиболее прогрессивных и часто применяемых на Западе метриках и моделях воздействия ИТ на управление экономическими параметрами бизнеса, а также обсудили возможность их приложения к отечественным условиям. Александр Миронов, вице-президент, директор департамента консалтинга по информационным технологиям компании "АйТи", в своем докладе "ИТ-стратегия предприятия: от а до Q" сформулировал пять правил разработки ИТ-стратегии компании (на основе обобщения опыта успешных проектов):
  • привязка всех стратегических планов ИТ к бизнес-целям, бизнес-метрикам или к базовой инфраструктуре;
  • простота, гибкость, ясная форма модели развития корпоративной ИТ и ее регулярное обсуждение;
  • ограниченный период разработки стратегии, пересмотр и корректировка в соответствии с намеченным основным направлением;
  • "игра" в одной команде архитекторов ИТ и разработчиков бизнес-стратегии;
  • вовлеченность топ-менеджеров организации в процесс разрешения возникающих проблем управления рисками.
Во втором тематическом блоке докладов были затронуты теоретические вопросы использования ИТ. Консультант PricewaterhouseCoopers Валентин Червяков детально проанализировал эффективность применения ИТ в различных сферах деятельности российских компаний. В частности, он назвал области, значительно отстающие от среднего мирового уровня: соответствие ИТ-политики стратегии бизнеса, контроль деятельности ИТ-служб со стороны бизнеса, управление проектами, управление качеством, а также информационная безопасность и управление ИТ-персоналом. Сейчас в России, по оценкам PricewaterhouseCoopers, затраты на ИТ (в процентах от оборота компаний) в два раза ниже, чем в среднем за рубежом.

Доклад "Система профессиональной подготовки СЮ" был посвящен совместной программе Академии "АйТи" и школы ИТ-менеджмента Академии народного хозяйства (АНХ). Игорь Морозов, ректор Академии "АйТи", рассказал о направлениях деятельности, условиях поступления, учебно-тематическом плане профессиональной школы подготовки СЮ (www.cio-edu.ru). Участники конференции обсудили ключевые компоненты продуктивно работающей ИТ-команды, этапы ее формирования и развития.

Последняя серия докладов была посвящена практическим аспектам применения ИТ для повышения эффективности бизнеса — организации успешного взаимодействия с внешними соисполнителями (аутсорсинга), интеграции корпоративных приложений, планированию и управлению ТСО (Total Cost of Ownership) ИТ-инфраструктуры, стандартам и профилям информационных систем предприятий. Игорь Силицкий, руководитель проектов Xerox Business Services, в своем докладе четко и ясно обозначил основные плюсы аутсорсинга (который открывает доступ к современным технологиям, высвобождает внутренние ресурсы, снижает затраты и усиливает контроль, ускоряет преобразование бизнес-процессов) и представил решения Xerox для офиса (участники конференции могли познакомиться с продукцией Xerox "вживую").

Завершающим аккордом мероприятия прозвучали дискуссии круглого стола "Влияние информационных технологий на бизнес, карьеру, взаимоотношения", на котором были затронуты вопросы различия деятельности ИТ-служб России и стран Запада. Важной проблемой, по мнению участников круглого стола, препятствующей развитию бизнеса отечественных компаний, является человеческий фактор, подсознательное сопротивление рядовых пользователей внедрению новых ИТ. Напрашивается вывод о том, что сейчас основная задача ИТ-служб - грамотное обоснование необходимости применения прогрессивных ИТ в производственной деятельности, точный прогноз результатов, доведение знаний о новых технологиях до высшего руководящего звена предприятия и конечных пользователей (вовлечение рядовых сотрудников в проект, повышение статуса за счет обучения, разъяснение преимуществ ИТ).

Центральный федеральный округ