In English

АйТи-Ойл— эффективный инструмент управления бизнесом

18.12.2000, Федин Александр
Издание: Нефть и капитал
На протяжении последних пяти лет российский рынок розничной торговли нефтепродуктами развивается быстрыми темпами, но в настоящее время рост этот характеризуется уже не столько количественными, сколько качественными параметрами. Если раньше, всего два-три года назад, развитие рынка происходило стихийно и основными игроками на нем во многих регионах были независимые от крупных нефтяных компаний организации, владевшие небольшими сетями АЗС и отдельными станциями, а конкуренция между ними была не столь высокой, то в настоящее время ситуация под воздействием многих факторов кардинально изменилась. Практически все нефтяные компании объявили об амбициозных планах развития своего розничного бизнеса и направили на их выполнение довольно большие средства. Не менее серьезные изменения происходят и в бизнесе независимых операторов бензинового рынка, которые определяются не только действиями крупных нефтяных компаний, но и их собственным “взрослением” и усложнением ведения этого бизнеса в России.

В целом можно выделить следующие основные тенденции, складывающиеся на данном рынке: 
  • укрупнение сетей АЗС, в том числе за счет поглощения независимых операторов или заключения с ними договоров франчайзинга;
  • возрастание конкуренции за счет увеличения количества АЗС и АЗК;
  • снижение рентабельности этого бизнеса в части розничных продаж, в т.ч. за счет возрастания конкуренции.
Все это приводит к серьезным изменениям на рынке. В конкурентной борьбе нефтесбытовые предприятия стремятся повысить качество обслуживания, а также увеличить количество услуг и сервисов, предоставляемых клиентам. В результате в настоящее время строятся более современные многофункциональные автозаправочные комплексы, а количество АЗС, торгующих только моторным топливом, сокращается. Все чаще клиентам предлагаются различные схемы обслуживания и дополнительные услуги.

Вышеперечисленные тенденции в свою очередь делают управление данным бизнесом значительно более сложным, т.к. нужно не только руководить большим количеством АЗС, но еще и контролировать продажи большого перечня товаров и услуг, которые необходимо четко организовать. Все это дополнительно осложняется и большой территориальной распределенностью. Поэтому еще более важным в “бензиновом” бизнесе становится реальное управление, т.е. своевременное получение достоверной информации о работе каждой ячейки этого бизнеса, и принятие адекватных решений, а также задание и быстрое доведение необходимых параметров (условий, команд, приказов и т.п.) вплоть до конкретной АЗС и конкретного исполнителя.


Однако на деле по-прежнему сохраняется ситуация, когда информация о деятельности сбытовой сети собирается с большой задержкой - порой это дни, а иногда и недели, да и достоверность этой информации часто вызывает серьезные сомнения. В итоге принимаемые решения соответствуют положению “недельной давности” и, возможно, нереальной ситуации, а необходимые действия в лучшем случае запаздывают.

Одним из наиболее эффективных инструментов для решения этих задач являются информационные технологии, в частности автоматизация управления сетью АЗС. Многие компании уже используют эти инструменты, но, к сожалению, подчас это делается по принципу “латания дыр”. В результате такого подхода создается ситуация, когда построены новые современные комплексы, а основные проблемы и потери остаются теми же: плохая управляемость бизнесом, разбавленный бензин, недолив, махинации и т.п. Свои оценки размеров основных потерь на АЗС, которые несут их владельцы, и расчет экономической эффективности комплексной автоматизации компания АйТи уже публиковала, и оценки самих “бензиновых компаний” их подтверждают. Если же прибавить к этому клиентов, которые отказались от приобретения топлива на АЗС, где их обманули, заправили плохим бензином и т.д., то получаются еще более впечатляющие цифры.

Решение “АйТи-Ойл”

Исходя из существующей проблематики и опыта работы в данной сфере, компания АйТи создала комплексное решение по автоматизации управления сетью АЗК - “АйТи-Ойл”.

Это решение позволяет автоматизировать все уровни управления сетей автозаправочных комплексов любого масштаба. В качестве примера рассмотрим сеть АЗК масштаба региона, где представлены два основных уровня управления “ОФИС” и “Автозаправочные комплексы” (см. рис).

Основные параметры для работы всей сбытовой сети задаются и ведутся в “ОФИСЕ”. Таким образом осуществляется контроль всех звеньев, определяющих работу АЗК: параметров технологического оборудования и расчетных “инструментов” (пластиковые карты, талоны, ведомости и т.п.); сотрудников и их прав доступа; цен на нефтепродукты, товары и услуги. Эти параметры передаются на АЗК, где работа осуществляется в заданных рамках и может четко контролироваться за счет постоянного мониторинга.

На этом уровне управления предлагаются также системы, позволяющие с необходимой оперативностью проводить обмен информацией с АЗК и анализировать работу как всей сети, так и отдельных комплексов, также поставляются системы для ведения товарного, управленческого и складского учета.

На уровне “Автозаправочного комплекса” (АЗК) выполнение всех основных операций (прием нефтепродуктов, измерение параметров, отпуск нефтепродуктов и товаров, а также прием наличных и безналичных платежей) интегрировано в единую систему, благодаря чему перекрываются те самые “лазейки”, через которые возможны потери, повышается эффективность работы операторов и скорость обслуживания клиентов. Также за счет использования системы измерения параметров нефтепродуктов сокращается время, затрачиваемое на технологические перерывы для приема топлива и пересменки. Основные параметры для работы задаются из “ОФИСА”, а вся необходимая информация по работе АЗК оперативно передается в “ОФИС”, также возможна и “автономная” работа АЗК.

Принципиальным в решении “АйТи-Ойл” с точки зрения решения бизнес-задач является то, что оно позволяет в комплексе автоматизировать все уровни управления сетей АЗК, любого масштаба как в части торговли нефтепродуктами, так и другими товарами и услугами. Таким образом, в результате создается ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ, и при его использовании компания получает необходимые возможности и рычаги для реального контроля и руководства сбытовой сетью.

В состав “АйТи-Ойл” также входит система безналичных расчетов для сети АЗК SmartCity Gas, использование которой предоставляет дополнительные преимущества бизнесу, как за счет возможности использования гибких схем для работы по безналичным расчетам с клиентами, так и благодаря реализации различных схем привлечения и удержания постоянных клиентов - схем лояльности, которые могут заинтересовать клиентов в постоянном посещении именно этой сети АЗК, а также стимулировать их потребление.

Выгоды

В результате использования “АйТи-Ойл” могут быть решены следующие задачи.

1. Улучшена управляемость бизнеса, за счет:
  • мониторинга деятельности АЗК;
  • удаленного администрирования из Офиса деятельности АЗК;
  • повышения оперативности сбора и обработки, а также достоверности информации о работе АЗК;
  • повышения контроля за деятельностью персонала на АЗК.
2. Повышение эффективности бизнеса, за счет:
  • повышения эффективности работы персонала;
  • уменьшения издержек при продаже нефтепродуктов, товаров и услуг на АЗС;
  • уменьшения влияния “человеческого фактора” и злоупотреблений на АЗС;
  • ускорения процесса обслуживания клиентов;
  • упрощения документооборота и коммерческого учета.

3. Усиление конкурентоспособности, за счет:
  • повышения управляемости и скорости реакции на изменения;
  • повышения эффективности;
  • создания собственной системы безналичных расчетов;
  • использования различных гибких схем “лояльности” для работы с клиентами.
Таким образом, использование “АйТи-Ойл” может принести серьезные выгоды и преимущества для бизнеса, причем в короткие сроки.

Понятно, что ряд задач по автоматизации сети АЗК могут быть уже решены на достаточно высоком уровне, и в некоторых случаях не имеет смысла от этого отказываться, поэтому компания АйТи реализует и варианты, когда отдельные подсистемы “АйТи-Ойл” могут использовать уже имеющееся оборудование, а также могут быть интегрированы с уже имеющимися у Заказчика системами, если уровень последних позволяет это сделать.

В результате разрозненные решения и системы интегрируются в Единую систему управления сетью АЗК - в СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ, которая может быть весьма эффективна.

Центральный федеральный округ