In English

Суперпрограммы и суперкомпьютеры. Недорого

19.09.2001, Кульберг Виктор
Издание: Известия
«Известия» уже писали об ASP-технологии, позволяющей по­лучить в удаленном доступе — через Интернет —дорогостоящее программное обеспечение, высокопроизводительную вычисли­тельную технику, а также недостижимый для малых и средних предприятий уровень качества и надежности информационного обслуживания. Теперь ASP привлекает все более широкое вни­мание IT-специалистов. Очевидно, скоро дело дойдет и до инте­реса компаний — потенциальных потребителей нового сервиса.

На прошлой неделе в Москве прошел «круглый стол» «Модель ASP. Перспективы развития в России», организованный круп­нейшей российской IT-компанией IBS (представлявшей совмест­ный с транснациональной теле­коммуникационной группой Саble&Wireless проект DataFort, см. «Известия» от 29 ноября про­шлого года) и журналом «Экс­перт». В мероприятии участвова­ли главным образом «айтишники» — и прежде всего поставщи­ки «тяжелого», особо сложного программного обеспечения (так называемых ERP-систем), пред­назначенного для комплексной автоматизации предприятий.

Что неудивительно, посколь­ку затраты на приобретение ERP-системы даже среднего класса, например Navision или Frontstep, не говоря об аналогич­ном по назначению продукте производства компании Oracle, уже на начальной стадии соста­вят не менее $30 тыс. ASP-технологии способны радикально рас­ширить рынок сбыта таких про­граммных продуктов. Предприя­тие в этом случае платит не десятки тысяч за лицензию, а лишь тысячи за аренду программ, из­бавлено от необходимости заку­пать серверы и нанимать высо­коквалифицированный IT-персонал и даже может безбояз­ненно (т.е. даром) опробовать программное обеспечение в дей­ствии. А свой основной доход те же Navision и Frontstep так или иначе получат, даже не продавая лицензий на программные про­дукты, поскольку адаптация ERP-систем под нужды конкрет­ной компании не зависит от тех­нологии их эксплуатации. Имен­но адаптация (говоря о ней, уча­стники «круглого стола» почему-то не стеснялись жаргонного словечка «кастомизация», проис­ходящего, видимо, от английско­го customization — «изготовление на заказ») представляет собой на­иболее трудоемкий, требующий квалифицированной аналитиче­ской работы этап внедрения. Этот этап и есть хлеб системных интеграторов.

Готов ли наш рынок к ASP? Этот вопрос главный. Он, собст­венно, и обсуждался.

Результаты выполненного аналитиками Gartner и Market-Visio исследования потенциаль­ного рынка оказались сколь любопытными, столь и странными. 7% охваченных исследованием компаний считают, что уже ис­пользуют ASP, и еще столько же намерены использовать. Логич­ный вопрос «А знаете ли вы, что такое модель ASP?», к сожале­нию, не задавался.

Оказывается, потенциальный потребитель услуги виртуальной аренды приложений — предпри­ятие с числом занятых от 100 до 200 человек и годовым бюджетом до $100 тыс. А ответ на вопрос «Программное обеспечение ка­ких производителей вы хотели бы использовать по модели ASP?» выявил удивительную картину. Безоговорочно лидиру­ет Microsoft, которая не произво­дит ничего сложнее операцион­ных систем — товара, для ASP-аренды непригодного в принци­пе. На втором месте, уступая бо­лее собственного корпуса (если считать таковым высоту столбца диаграммы пользовательских предпочтений), уверенно идет «российский Microsoft» — фирма «1C». Это при том, что флагман российского коммерческого про­граммирования никогда не вы­сказывался положительно (хотя

и плохого, кажется, тоже не гово­рил) по поводу ASP-модели экс­плуатации своих программ. Ин­терпретировать это молчание можно лишь только одним спо­собом, даже если не иметь пред­ставления об «1С:Франчайзин-ге». Программы производства «1C» предназначены исключи­тельно для продажи. Не для аренды.

Иное дело — пользовательская любовь номер три, корпорация «Парус». По словам возглавляю­щего ее Александра Карпачева, «Парусу» мешает имидж произво­дителя бухгалтерских программ. Корпорация рвется на быстро растущий рынок системной инте­грации, читай: ERP-систем. Слу­чай в отечественной IT-промышленности редчайший, если не единственный. До сих пор, когда говорили «ERP», подразумевали иностранного производителя, и наоборот.

Для полноты картины завер­шим перечень производителей программных продуктов, которые наш потребитель желает арендо­вать. Это «F1», АйТи, «Интел­лект-Сервис» (торговая марка БЭСТ) и... «Консультант Плюс»!

Центральный федеральный округ