19.09.2001, Кульберг Виктор
Издание:
Известия
«Известия» уже писали об ASP-технологии, позволяющей получить в удаленном доступе — через Интернет —дорогостоящее программное обеспечение, высокопроизводительную вычислительную технику, а также недостижимый для малых и средних предприятий уровень качества и надежности информационного обслуживания. Теперь ASP привлекает все более широкое внимание IT-специалистов. Очевидно, скоро дело дойдет и до интереса компаний — потенциальных потребителей нового сервиса.
На прошлой неделе в Москве прошел «круглый стол» «Модель ASP. Перспективы развития в России», организованный крупнейшей российской IT-компанией IBS (представлявшей совместный с транснациональной телекоммуникационной группой Саble&Wireless проект DataFort, см. «Известия» от 29 ноября прошлого года) и журналом «Эксперт». В мероприятии участвовали главным образом «айтишники» — и прежде всего поставщики «тяжелого», особо сложного программного обеспечения (так называемых ERP-систем), предназначенного для комплексной автоматизации предприятий.
Что неудивительно, поскольку затраты на приобретение ERP-системы даже среднего класса, например Navision или Frontstep, не говоря об аналогичном по назначению продукте производства компании Oracle, уже на начальной стадии составят не менее $30 тыс. ASP-технологии способны радикально расширить рынок сбыта таких программных продуктов. Предприятие в этом случае платит не десятки тысяч за лицензию, а лишь тысячи за аренду программ, избавлено от необходимости закупать серверы и нанимать высококвалифицированный IT-персонал и даже может безбоязненно (т.е. даром) опробовать программное обеспечение в действии. А свой основной доход те же Navision и Frontstep так или иначе получат, даже не продавая лицензий на программные продукты, поскольку адаптация ERP-систем под нужды конкретной компании не зависит от технологии их эксплуатации. Именно адаптация (говоря о ней, участники «круглого стола» почему-то не стеснялись жаргонного словечка «кастомизация», происходящего, видимо, от английского customization — «изготовление на заказ») представляет собой наиболее трудоемкий, требующий квалифицированной аналитической работы этап внедрения. Этот этап и есть хлеб системных интеграторов.
Готов ли наш рынок к ASP? Этот вопрос главный. Он, собственно, и обсуждался.
Результаты выполненного аналитиками Gartner и Market-Visio исследования потенциального рынка оказались сколь любопытными, столь и странными. 7% охваченных исследованием компаний считают, что уже используют ASP, и еще столько же намерены использовать. Логичный вопрос «А знаете ли вы, что такое модель ASP?», к сожалению, не задавался.
Оказывается, потенциальный потребитель услуги виртуальной аренды приложений — предприятие с числом занятых от 100 до 200 человек и годовым бюджетом до $100 тыс. А ответ на вопрос «Программное обеспечение каких производителей вы хотели бы использовать по модели ASP?» выявил удивительную картину. Безоговорочно лидирует Microsoft, которая не производит ничего сложнее операционных систем — товара, для ASP-аренды непригодного в принципе. На втором месте, уступая более собственного корпуса (если считать таковым высоту столбца диаграммы пользовательских предпочтений), уверенно идет «российский Microsoft» — фирма «1C». Это при том, что флагман российского коммерческого программирования никогда не высказывался положительно (хотя
и плохого, кажется, тоже не говорил) по поводу ASP-модели эксплуатации своих программ. Интерпретировать это молчание можно лишь только одним способом, даже если не иметь представления об «1С:Франчайзин-ге». Программы производства «1C» предназначены исключительно для продажи. Не для аренды.
Иное дело — пользовательская любовь номер три, корпорация «Парус». По словам возглавляющего ее Александра Карпачева, «Парусу» мешает имидж производителя бухгалтерских программ. Корпорация рвется на быстро растущий рынок системной интеграции, читай: ERP-систем. Случай в отечественной IT-промышленности редчайший, если не единственный. До сих пор, когда говорили «ERP», подразумевали иностранного производителя, и наоборот.
Для полноты картины завершим перечень производителей программных продуктов, которые наш потребитель желает арендовать. Это «F1», АйТи, «Интеллект-Сервис» (торговая марка БЭСТ) и... «Консультант Плюс»!