In English

Как государству стать экономным

12.11.2001
Издание: КоммерсантЪ
В прошлом году в России на всех уровнях власти - от федерального до муниципального - было совершено 420 тыс. закупок для государственных нужд, общее число поставщиков - 852 тыс. Суммарная стоимость заключенных контрактов превысила 230 млрд рублей. По самым скромным оценкам, внедрение систем электронных торгов для госзакупок (b2g), хотя бы в самом простом варианте - в виде объединенных досок объявлений в Интернете, дает экономию в 10%. Получается, что в прошлом году российский бюджет мог бы сэкономить 23 млрд рублей (около $1 млрд). Если бы имел такую систему.

Выгоды

Экономия на электронных торгах достигается уже за счет возможности закупать товары и оборудование по оптовой цене. Разница между оптовой и розничной ценой, например, канцелярских столов составляет от 10% до 30%. Объединяя небольшие заказы от городских школ и местных администраций, государственный заказчик может претендовать на более высокие оптовые скидки. Например, в американском штате Массачусетс за счет создания Интернет-системы для проведения госконкурсов муниципалитеты, сельские администрации и школьные округа получили возможность покупать продукцию по специальным "государственным" ценам и ровно на тех же условиях, что и правительство штата. В бумажном мире отыскать следы "государственных" цен даже в Америке практически невозможно, но в Массачусетсе теперь любое учреждение или школа могут узнать "лучшую цену в городе" на сайте торговой системы.

Еще одна выгода от электронных торгов - расширение числа поставщиков за счет более простой и прозрачной процедуры участия в конкурсах. Для участия в них нет необходимости листать журнал "Конкурсные торги", получать где-то бумажную документацию и сдавать ее в конкурсный комитет: доступ к госзаказам смогут получить малые и средние предприятия, в том числе из отдаленных регионов. Усиливается конкуренция - появляются более выгодные предложения. Кроме того, исключение бумажных процедур, например, на этапе составления конкурсной документации и обработки заявок участников сокращает организационные расходы заказчика минимум на 20%.

Когда электронная закупочная площадка поработает год-другой, от нее можно ожидать дополнительной выгоды. Полученную базу данных по объемам закупок можно использовать для более обоснованного формирования бюджетов, а сама торговая площадка станет основой для создания ведомственных информационных систем: так, собранная база данных о постоянных поставщиках может превратиться в полный каталог юридических лиц, а информация о товарообороте - в базу для планирования налоговых поступлений.

Стимулы

Но одной возможности экономить государственные средства для развития закупочного сегмента b2g (business-to-goverment) мало. V руководителей властных структур должно быть желание контролировать бюджетные потоки и распоряжаться ими в общественных интересах. Если руководитель администрации, будь то федеральный или муниципальный уровень, хочет реально управлять расходами - электронные торговые площадки приживутся. В противном случае сами главы администраций и их аппарат будут активно саботировать любые начинания в этой области. В этом государственные структуры ничем не отличаются от коммерческих. Есть у директора завода желание контролировать денежные потоки - проекты по внедрению информационных систем идут успешно, нет - любые усилия его подчиненных и поставщиков ИТ-решений обречены на провал. "Если мэр - настоящий хозяин в городе, он будет заинтересован в появлении открытых систем городского заказа",- убежден вице-президент корпорации "Парус" Михаил Бородовский. Поэтому для широкого внедрения электронных систем для госзакупок необходима прежде всего политическая воля. "Потребуется сломать неизбежное сопротивление коррумпированного чиновничества, которое при внедрении аукционов в реальном масштабе времени и других подобных инноваций потеряет немало незаконных доходов",- считает председатель совета директоров компании GIST Михаил Казачков.

В большинстве российских городов созданы отделы единого муниципального заказа, на которые в будущем можно возложить и функции по разработке торговых площадок и проведению электронных торгов. Интерес к технологическим решениям проявили городские власти Челябинска, Томска, Сургута, но реально работающих B2B-площадок в России пока нет. И, по мнению председателя контрольно-координационной комиссии по проведению торгов при мэре Москвы Кемера Норкина, процесс формирования системы электронных закупок должен идти естественным путем: "Форсировать развитие электронной торговли в сфере госзакупок не нужно, хотя город в этом очень заинтересован. Слишком много пока препятствий, главные из которых- отсутствие стимулов у ответственных за закупки чиновников и низкая квалификация всех участников процесса". Основная задача московского руководства, считает господин Норкин, сделать использование публичных систем закупок обязательными для всех городских структур.

Еще Билл Гейтс (Bill Gates) в своей книге "Бизнес со скоростью мысли" подметил, что новаторские подходы в области госзакупок чаще всего проявляются на низшем уровне - муниципалитетами, администрациями округов или провинций. Это и понятно: чем компактнее и проще организован административный аппарат, тем меньше масштабы экспериментальных систем и легче их развертывать. Михаил Бородовский из компании "Парус", которая уже десять лет работает на рынке госструктур, тоже полагает, что первые электронные системы госзакупок повятся в отдельных городах или областях и только потом - на федеральном уровне.

Проблемы

Недостатка в необходимых для организации b2g-площадок решениях нет: на рынке начали появляться даже отечественные разработки. Цена их довольно высока - от $50 тыс. до $1 млн. Однако государство - самый крупный покупатель на рынке и весьма перспективный клиент, поэтому разработчики готовы идти на щадящие финансовые схемы. Так, если местная администрация не готова даже по частям оплатить дорогостоящее решение, некоторые поставщики предлагают такой вариант. Владелец технологии совместно с городской администрацией создает открытое акционерное общество, в уставный капитал которого передается технологическое обеспечение для площадки. Акционерами ОАО могут стать городские банки и коммерческие компании, средства которых инвестируются в развертывание системы. Доход акционерного общества - это комиссия с каждой заключенной на торговой площадке сделки (по данным "Ъ", около 0,75%) плюс плата, получаемая от поставщиков товаров и услуг за размещение информации о них на торговой площадке. Согласно расчетам, инвестиции акционерного общества могут окупиться уже к концу первого года эксплуатации системы.

Однако помимо финансовых существуют еще организационные и законодательные проблемы. Необходимо, например, создать единый реестр всех товаров и услуг, потребляемых бюджетными структурами. Программой "Электронная Россия" предусмотрена разработка такого реестра к 2003 году. В законодательной сфере весь процесс совершения закупок для государственных нужд жестко регламентирован, и изменения в формах и механизмах проведения торгов требуют корректировки всех законов, регулирующих эту деятельность (см. интервью с Игорем Бодягиным на этой странице).

В соответствии с программой "Электронная Россия", электронные системы госзакупок должны заработать на всех уровнях - от федерального до местного - к 2006 году. На эти цели в 2002 году планируется выделить около 50 млн рублей, а до 2010 года на организацию системы электронной торговли государство инвестирует около 880 млн рублей. Цена совсем невелиха, если вспомнить, что в прошлом году экономия от такой системы могла составить около $1 млрд.

Реальны ли в России электронные госзакупки?

Детлеф Леманн, заместитель управляющего директора SAP AG по странам СНГ и Балтии:
- В некоторых странах электронные торги уже начинают успешно функционировать, в том числе в госсекторе. И я не вижу причин, по которым системы электронных торгов нельзя было бы организовать на российских предприятиях и в учреждениях. Все необходимое для этого есть - технологии, техника, решения, сотрудники, которые хотят и могут реализовывать эти решения. И у SAP в России появились первые клиенты в этой области. Но хочу подчеркнуть, что очень важным условием успешной реализации таких проектов является активное и заинтересованное участие в них руководителей, курирующих проект. С точки зрения рентабельности инвестиций выгоднее внедрять интегрированное решение, в которое система электронных торгов входит составной частью. Это позволит сократить время и затраты на закупки. А результатом внедрения таких систем станет сокращение времени хранения материалов, затрат, исключение возможности несанкционированных закупок. Есть прогнозы, что внедрение решений класса b2b procurement обеспечит рост рентабельности инвестиций примерно на 300%.
Игорь Василиадис, первый вице-президент "Сибинтек":

- Организовать действующую систему электронных торгов для госзакупок вполне реально. В корпоративном секторе уже есть немало примеров работающих электронных площадок, например по торговле оборудованием для нефтегазовой отрасли. Так что технологическая база имеется, и она отработана - есть технологии шифрования информации , каналы связи , технологии , позволяющие разграничить уровни доступа к информации (скажем, информация о тендерах может быть открытой, а доступ к аналитической информации имеет только ограниченный круг лиц). С другой стороны, организация госзакупок имеет, безусловно, свою специфику. Например, поставщики будут участвовать в гостендерах, только если будут уверены, что их поставку потом оплатят. Поэтому электронные площадки для госзакупок будут работать только в том случае, если на них будет обеспечен четкий механизм контроля за каждым из этапов, а тендеры будут проводиться объективно. Если же сохранится ситуация, когда поставщик, как и критерии его выбора, известны заранее, то какая разница, как проводится тендер - через электронную площадку или без нее.

Александр Буйдов, руководитель департамента информационных систем компании "Крок":
- Идея просто витает в воздухе. На предстоящем форуме "Технологии и решения для электронной России" мы как раз собирались выступить с предложением о создании электронной площадки для госзакупок. Аналогичную систему мы используем в своей работе, поскольку ИТ-рынок в последнее время переживает настоящий тендерный бум. Чем удобна такая система? Своей прозрачностью и возможностью для руководства моментально получить нужную информацию. Это позволяет четко планировать участие компании в объявляемых конкурсах, исключить несогласованность в действиях сотрудников, существенно снизить затраты на подготовку конкурсных предложений.

Путь для создания портала, предназначенного для электронного проведения тендеров, будет открыт с принятием закона "Об электронной цифровой подписи". Но ключевой на этом пути может стать проблема унификации тендерной документации, требований и форм, приведение к единому знаменателю методики проведения тендеров. Кроме того, система должна быть весьма гибкой, чтобы можно было учитывать специфику подразделений и их индивидуальные требования при проведении тендеров. Мы считаем, что шероховатости, естественные при реализации любого нового проекта, будут с лихвой компенсированы теми преимуществами, которые даст система руководству госструктур. Я имею в виду сокращение внутренних расходов, выработку единых организационных, методических и технических подходов к проведению тендеров, уменьшение количества юридических и технических (в том числе сознательных) ошибок. А в конечном итоге это приведет к большей открытости власти для бизнеса.

Леонид Кляйман, директор по маркетингу и продажам компании "Микротест":
- Технически внедрение системы материально-технического снабжения для госструктур реально уже сегодня. Но есть ряд организационных и политических проблем. Эффект от такой системы можно получить, если в электронном виде будет проводиться абсолютное большинство торгов. А для этого необходимо заставить чиновников работать через электронную систему, например, в приказном порядке. Это трудно, ведь к поголовной прозрачности тендеров готовы далеко не все. Для государства системы электронных торгов выгодны тем, что позволяют видеть распределение денег и прогнозировать приход налогов. Западные инвесторы, зная, куда и каким образом тратятся их деньги, начинают больше вкладывать в экономику России. Безусловно, это выгодно и компаниям, работающим на так называемом открытом рынке и не являющимся "карманными" структурами госорганизаций: они получают больше информации и возможностей для реализации госзаказов. Обычно внедрение электронных торговых систем приводит к снижению закупочных цен. Это не может не радовать организаторов торгов , но встречает сопротивление других участников процесса , хотя снижение цен сопровождается и снижением издержек на взаимодействие. Тем не менее внедрение Ь2д-площадок вряд ли в корне изменит нынешнюю ситуацию неравноценного отношения к участникам тендеров. Ведь известны случаи, когда конкурсные требования заранее составлялись под конкретного исполнителя. Для решения этой проблемы нужно задействовать другие механизмы: например, достойный уровень зарплаты чиновников.

Сергей Токмаков, президент Sterling Group:
- С моей точки зрения, главная проблема - в организации торгов: необходимо разработать процедуры согласования и утверждения результатов, классификаторы, создать наблюдательный орган, у кого-то отобрать полномочия по принятию решений и передать их другим. Это непростая задача, завязанная на человеческий фактор. Если все эти вопросы будут решены, то электронные торги организовать можно. Технические возможности, в том числе в регионах, для этого имеются.

Тагир Яппаров, президент "АйТи":
- Система организации электронных торгов для госзакупок призвана сделать эту процедуру абсолютно прозрачной. Так что речь, по сути, идет о замене существующей модели, полностью или частично непрозрачной. Поэтому сложности могут возникнуть отнюдь не на технологическом уровне, а на уровне интересов организаций и отдельных личностей, на уровне общей культуры осуществления госзакупок. Идея прозрачности госорганов для населения и самой власти сегодня только начинает внедряться. Об экономическом эффекте внедрения системы электронных торгов говорить тем более трудно. Когда крупнейшие коммерческие предприятия Запада внедряли у себя подобные системы, они исходили из того, что экономия составит 5-10% прежде всего за счет уменьшения влияния человеческого фактора. Но в России влияние этого фактора в процессе госзакупок можно считать гораздо более существенным (хотя точно оценить его сегодня, пожалуй, не сможет никто), поэтому ожидаемый эффект в случае полномасштабного внедрения системы может быть гораздо выше.

Центральный федеральный округ