In English

Живой или виртуальный

13.08.2001, Фалькевич Юлия
Издание: Ведомости
Допустим, в компании есть множество филиалов, которые продают высокотехнологичные изделия. Сотрудники должны хорошо знать каждую появляющуюся новинку. Значит, нужны семинары. Но пока преподаватель доберется до самого дальнего филиала, новинка может устареть. В этом случае выручают электронные средства обучения.

Уже сейчас каждый пятый тренинг, проводимый университетом Oracle, проходит в онлайновом режиме. Как и традиционные, онлайновые тренинга проводятся в группах, но при этом один участник может находиться в Москве, другой - в Праге, третий - в Токио, а сам тренер - в Лондоне. Контакт тренера и слушателя поддерживается при помощи телефона и компьютера. Продолжительность занятий обычно составляет 3-5 часов. Их расписание "вывешено" в интране-те (внутренняя сеть) Oracle.

По словам Ольги Кныш, HR-менеджера российского отделения этой компании, подобные тренинга начали особенно активно использоваться два года назад. Техническим специалистам жизненно важно как можно быстрее получить доступ к последним изменениям в области продуктов. Раньше после появления нового продукта технических специалистов отправляли на тренинга в те города, где существуют центры обучения Oracle (в России такого нет), или "выписывали" консультанта в Москву Издержки, как временные, так и денежные, и в том, и в другом случае были существенными. Тренинга могли проходить в Англии, США и других странах. Специалистов, знающих новый продукт, - несколько человек, а тех, кого надо обучить, - несколько тысяч. Поэтому некоторых тренингов российским сотрудникам Oracle приходилось ждать по нескольку месяцев и даже по полгода. Поэтому онлайновые тренинга стали спасением.

Компания Motorola уже в этом году планирует довести долю использования электронных средств обучения до 30%, в следующем - до 40%, а в 2003-м - до 50%. Motorola чаще практикует не онлайновые тренинга, а учебные курсы, записанные на CD. "Онлайновые тренинга - это тоже хорошо, но CD удобнее, поскольку люди могут лучше планировать свое время", - говорит Наталья Проскурина, руководитель программы обучения санкт-петербургского филиала ЗАО "Моторола ЗАО". Как правило, электронные "классы" состоят из нескольких модулей. Наталья Проскурина считает, что в этом состоит одно из преимуществ такого вида обучения. "Человеку не надо отрываться от работы на несколько дней [как в случае с традиционным тренингом]. Он может проходить модуль за модулем, когда ему удобно", - добавляет она. Каждая учебная программа рассчитана на 8-16 часов.

В арсенале компании Motorola более 100 различных электронных классов. Занятия проходят в специально отведенной комнате. "Мы стремимся поддерживать обучающую среду. Человек должен отвлечься от работы, ему не должны мешать телефонные звонки и т. д.", - объясняет Проскурина. Политика компании предполагает, что каждый сотрудник должен тратить на обучение не менее 40 часов в году. При этом от работы на это время он освобождается.

Некоторые компании, пока не очень широко использующие электронные средства обучения, планируют это сделать в ближайшем будущем. "Очевидно, что электронные средства обучения - хороший способ реализации потребностей сотрудников в самообучении", - говорит Елена Фадеева, HR-менеджер компании "ЗМ". Но не все специалисты разделяют подобное мнение. "Наверное, это [электронные средства обучения] экономит деньги, но я боюсь, что эта экономия оборачивается потерей эффективности", - говорит Дмитрий Ведев, директор по связям с общественностью компании "АйТи".

По словам Ольги Кныш, электронные средства обучения - это хорошее дополнение к живым тренингам. В каждом конкретном случае важно выбрать нужный инструмент. "Эта форма обучения является очень важным дополнением к традиционным формам. Иногда выгодно часть курса пройти дистанционно, а часть - в аудитории", - добавил Александр Павлов, директор учебного центра компании IBM.

Центральный федеральный округ