In English

Долгая история

18.04.2001
Издание: Ведомости
Бизнес системных интеграторов остается весьма инертным и сложным для новичков. Автоматизация крупных госпредприятий и корпораций не требует от интеграторов больших собственных средств, зато им нужен большой опыт работы на рынке и установившиеся связи среди клиентов.

Рынок системной интеграции в России начал формироваться в 1993-1995 гг. на базе программистских и компьютерных фирм. По оценкам участников рынка, большая часть сектора системной интеграции занята 30 российскими компаниями с численностью персонала до 800 человек каждая. В прошлом году объем российского рынка системной интеграции вырос на 20%, достигнув $600 млн. Основными клиентами системных интеграторов являются крупные корпорации и госорганизации, для которых интеграторы проектируют и устанавливают корпоративные сети связи, системы управления. Наибольший спрос на проекты системной интеграции поступают со стороны нефтегазового, металлургического и банковского секторов. Традиционными клиентами компаний-интеграторов являются и органы госуправления - МВД, налоговые и таможенные службы.

Бизнес системных интеграторов остается весьма инертным и сложным для новичков. Автоматизация крупных госпредприятий и корпораций не требует от интеграторов больших собственных средств, зато им нужен большой опыт работы на рынке и установившиеся связи среди клиентов.

Рынок системной интеграции в России начал формироваться в 1993-1995 гг. на базе программистских и компьютерных фирм. По оценкам участников рынка, большая часть сектора системной интеграции занята 30 российскими компаниями с численностью персонала до 800 человек каждая. В прошлом году объем российского рынка системной интеграции вырос на 20%, достигнув $600 млн. Основными клиентами системных интеграторов являются крупные корпорации и госорганизации, для которых интеграторы проектируют и устанавливают корпоративные сети связи, системы управления. Наибольший спрос на проекты системной интеграции поступают со стороны нефтегазового, металлургического и банковского секторов. Традиционными клиентами компаний-интеграторов являются и органы госуправления - МВД, налоговые и таможенные службы.

Интимный рынок

В течение последних пяти лет пул интеграторов - основных игроков остается прежним: на рынок практически не приходят новые компании. С одной стороны, крупные корпоративные клиенты уже разобраны. С другой стороны, создание новой компании требует большого опыта, налаженных связей с поставщиками оборудования.

Кроме того, за последнее время не было и случаев ухода с рынка. Единственным громким делом стала ликвидация компании "Анкей", которая, впрочем, произошла не из-за проблем в бизнесе, а из-за неудачного альянса с АФК "Система". В марте 2000 г. на базе "Анкея" был образован дивизион "Система-Информбизнес", однако новая структура не смогла воспользоваться наработками "Анкея" и распалась. К настоящему времени в составе холдинга работает лишь компания "И-Система", которая занимается вопросами электронного бизнеса.

Эксперты очень осторожны в оценках рынка российской интеграции. Владельцы компаний (как правило, частные лица) неохотно делятся информацией о доходах. По оценкам сотрудников компании "АйТи", оборот российского рынка системной интеграции не превышает $600 млн. Например, годовой объем продаж крупных игроков из этого сектора, "Микротеста" и "АйТи", составляет $75 млн. и $85 млн. соответственно. Ежегодный оборот в средних и мелких компаниях не превышает $5-6 млн.

"Если говорить просто о поставках оборудования - их доходность низка, доходность от поставок тяжелой техники (серверов) значительно выше, а от проектной деятельности - самая высокая. И конкуренция в этой нише слабее, так как требует подготовки людей и времени для раскрутки бизнеса", - говорит генеральный директор компании-интегратора "Стерлинг" Сергей Токмаков. Впрочем, Юрий Игошин, генеральный директор компании "Микротест", считает, что до сих пор на рынке есть спрос, который никто не может удовлетворить. Например, некоторые клиенты того же "Анкея" (к примеру, ЦБ РФ и РАО "ЕЭС России") до сих пор не могут найти себе нового интегратора для незавершенных проектов.

Интересно, что в отличие от дистрибьюторов компьютерной и сетевой техники, а также телекоммуникационных операторов компании-интеграторы имеют чисто российские корни. Ведь определяющим критерием для российских клиентов при выборе партнера до сих пор остается цена проекта, которая у российских интеграторов гораздо ниже при том же качестве предоставляемых услуг. Виктор Красовский, заместитель директора департамента информационных систем ЦБ РФ (это одна из крупнейших корпоративных сетей страны), поясняет: "Мы работаем только с российскими интеграторами - это дешевле. Иностранцы просились, но мы берем только их оборудование. Один специалист Cisco в день стоит $1200. Поэтому зарубежные компании мы привлекаем только в качестве консультантов".

Менеджер Sun Microsystems Вера Гурова признает, что иностранные интеграторы не играют заметной роли на нашем рынке. "Эта ситуация типична не только для России: к своим "секретам" (системы связи, бухгалтерская отчетность) корпорации скорее допустят свою, чем иностранную компанию, - пояснила Гурова. - Кроме того, нужно учитывать и существенную разницу в цене на услуги".

Новое управление

Начавшиеся укрупнения российских коммерческих структур требуют принципиально новых подходов к созданию информационных систем в холдингах. И это не только согласование различных вычислительных и телекоммуникационных систем. У наиболее продвинутых в бизнесе корпораций появляется потребность в управленческом консалтинге (создание систем по управлению финансами, качеством, персоналом). Как рассказал заместитель генерального директора IBS Сергей Меркулов, через информационные системы решаются задачи управления бизнес-процессами и финансовыми потоками компаний.

Новым бизнесом для некоторых интеграторов становится и обслуживание информационных систем корпораций (так называемый аутсорсинг). В этом случае корпорация-заказчик выделяет свои информационные ресурсы в отдельную структуру и передает их на обслуживание системному интегратору. Так, например, произошло с компанией "Сибинтек", которой материнская компания "ЮКОС" передала на обслуживание всю инфраструктуру своей информационной сети.

"Это перспективное направление для интеграторов. Пока предприятия не готовы отдать свои секреты, а интеграторы не достаточно богаты, чтобы полностью поддерживать информационные системы крупных корпораций", - говорит директор по связям с общественностью "АйТи" Дмитрий Ведев.

До последнего времени компании-интеграторы неохотно шли на альянсы со своими конкурентами. Но в последнее время наметилась тенденция к заключению партнерских соглашений по реализации сложных корпоративных проектов. Так, в мае к созданию системы информационной защиты сети "Иркутскэнерго" приступят сразу три московских интегратора - "АйТи", "ТехИнформКонсалтинг" и "Элвис+". Как отметил Ведев, "баланс между конкуренцией и сотрудничеством найти очень сложно. Мы участвуем в тендерах, но в ряде случаев готовы образовывать альянсы при выполнении крупного проекта".

Деньги девать некуда

Характерной особенностью для российского рынка интеграции стала его полная закрытость для инвесторов. "Чужие" деньги компаниям-интеграторам были просто не нужны, поскольку их бизнес не требует существенных капитальных вложений. Даже продажа акций компаний на фондовом рынке не является особой необходимостью. "К нам обращались с подобными просьбами. Но в данный момент непонятно, что с этими деньгами будут делать системные интеграторы. Нет ниши, чтобы инвестировать серьезно", - считает Сергей Токмаков из "Стерлинга". По его словам, привлечение значительных инвестиций - это изменение состава акционеров, которое может привести к нестабильности в компании. Впрочем, "Микротест" не исключает размещения акций компании на международном финансовом рынке. "Это доход и имидж, и для клиента важно знать статус компании. Мы сейчас постепенно готовим компанию к этой процедуре", - отметил Юрий Игошин.

В течение последних пяти лет пул интеграторов - основных игроков остается прежним: на рынок практически не приходят новые компании. С одной стороны, крупные корпоративные клиенты уже разобраны. С другой стороны, создание новой компании требует большого опыта, налаженных связей с поставщиками оборудования.

Кроме того, за последнее время не было и случаев ухода с рынка. Единственным громким делом стала ликвидация компании "Анкей", которая, впрочем, произошла не из-за проблем в бизнесе, а из-за неудачного альянса с АФК "Система". В марте 2000 г. на базе "Анкея" был образован дивизион "Система-Информбизнес", однако новая структура не смогла воспользоваться наработками "Анкея" и распалась. К настоящему времени в составе холдинга работает лишь компания "И-Система", которая занимается вопросами электронного бизнеса.

Эксперты очень осторожны в оценках рынка российской интеграции. Владельцы компаний (как правило, частные лица) неохотно делятся информацией о доходах. По оценкам сотрудников компании "АйТи", оборот российского рынка системной интеграции не превышает $600 млн. Например, годовой объем продаж крупных игроков из этого сектора, "Микротеста" и "АйТи", составляет $75 млн. и $85 млн. соответственно. Ежегодный оборот в средних и мелких компаниях не превышает $5-6 млн.

"Если говорить просто о поставках оборудования - их доходность низка, доходность от поставок тяжелой техники (серверов) значительно выше, а от проектной деятельности - самая высокая. И конкуренция в этой нише слабее, так как требует подготовки людей и времени для раскрутки бизнеса", - говорит генеральный директор компании-интегратора "Стерлинг" Сергей Токмаков. Впрочем, Юрий Игошин, генеральный директор компании "Микротест", считает, что до сих пор на рынке есть спрос, который никто не может удовлетворить. Например, некоторые клиенты того же "Анкея" (к примеру, ЦБ РФ и РАО "ЕЭС России") до сих пор не могут найти себе нового интегратора для незавершенных проектов.

Интересно, что в отличие от дистрибьюторов компьютерной и сетевой техники, а также телекоммуникационных операторов компании-интеграторы имеют чисто российские корни. Ведь определяющим критерием для российских клиентов при выборе партнера до сих пор остается цена проекта, которая у российских интеграторов гораздо ниже при том же качестве предоставляемых услуг. Виктор Красовский, заместитель директора департамента информационных систем ЦБ РФ (это одна из крупнейших корпоративных сетей страны), поясняет: "Мы работаем только с российскими интеграторами - это дешевле. Иностранцы просились, но мы берем только их оборудование. Один специалист Cisco в день стоит $1200. Поэтому зарубежные компании мы привлекаем только в качестве консультантов".

Менеджер Sun Microsystems Вера Гурова признает, что иностранные интеграторы не играют заметной роли на нашем рынке. "Эта ситуация типична не только для России: к своим "секретам" (системы связи, бухгалтерская отчетность) корпорации скорее допустят свою, чем иностранную компанию, - пояснила Гурова. - Кроме того, нужно учитывать и существенную разницу в цене на услуги".

Новое управление

Начавшиеся укрупнения российских коммерческих структур требуют принципиально новых подходов к созданию информационных систем в холдингах. И это не только согласование различных вычислительных и телекоммуникационных систем. У наиболее продвинутых в бизнесе корпораций появляется потребность в управленческом консалтинге (создание систем по управлению финансами, качеством, персоналом). Как рассказал заместитель генерального директора IBS Сергей Меркулов, через информационные системы решаются задачи управления бизнес-процессами и финансовыми потоками компаний.

Новым бизнесом для некоторых интеграторов становится и обслуживание информационных систем корпораций (так называемый аутсорсинг). В этом случае корпорация-заказчик выделяет свои информационные ресурсы в отдельную структуру и передает их на обслуживание системному интегратору. Так, например, произошло с компанией "Сибинтек", которой материнская компания "ЮКОС" передала на обслуживание всю инфраструктуру своей информационной сети.

"Это перспективное направление для интеграторов. Пока предприятия не готовы отдать свои секреты, а интеграторы не достаточно богаты, чтобы полностью поддерживать информационные системы крупных корпораций", - говорит директор по связям с общественностью "АйТи" Дмитрий Ведев.
До последнего времени компании-интеграторы неохотно шли на альянсы со своими конкурентами. Но в последнее время наметилась тенденция к заключению партнерских соглашений по реализации сложных корпоративных проектов. Так, в мае к созданию системы информационной защиты сети "Иркутскэнерго" приступят сразу три московских интегратора - "АйТи", "ТехИнформКонсалтинг" и "Элвис+". Как отметил Ведев, "баланс между конкуренцией и сотрудничеством найти очень сложно. Мы участвуем в тендерах, но в ряде случаев готовы образовывать альянсы при выполнении крупного проекта".

Деньги девать некуда

Характерной особенностью для российского рынка интеграции стала его полная закрытость для инвесторов. "Чужие" деньги компаниям-интеграторам были просто не нужны, поскольку их бизнес не требует существенных капитальных вложений. Даже продажа акций компаний на фондовом рынке не является особой необходимостью. "К нам обращались с подобными просьбами. Но в данный момент непонятно, что с этими деньгами будут делать системные интеграторы. Нет ниши, чтобы инвестировать серьезно", - считает Сергей Токмаков из "Стерлинга". По его словам, привлечение значительных инвестиций - это изменение состава акционеров, которое может привести к нестабильности в компании. Впрочем, "Микротест" не исключает размещения акций компании на международном финансовом рынке. "Это доход и имидж, и для клиента важно знать статус компании. Мы сейчас постепенно готовим компанию к этой процедуре", - отметил Юрий Игошин.

Центральный федеральный округ