In English

Современное состояние и перспективы развития электронного бизнеса в России

24.04.2001, Глинских Александр
Издание: Компьютер Информ
Успешность ведения бизнеса предприятием любого размера и профиля деятельности не в последнюю очередь зависит от применения им современных ИТ. Одной из таких технологий (или даже целым направлением развития мировой экономики) стал электронный бизнес (ЭБ). В цикле из нескольких статей будет рассмотрен ряд вопросов, знание которых будет небесполезно нашим читателям, желающим составить себе более полное представление об этой технологии применительно к нашим российским условиям.

Александр Глинских, к. т.н.

Основные факторы развития электронного бизнеса в России

В отчете консалтинговой компании McConnell International LLC сформулированы следующие главные факторы, которые должны способствовать плавному вхождению различных стран в мировую ИТ и бизнес-инфраструктуру:
  • распространенность и доступность сетей передачи данных;
  • выделение ЭБ в качестве приоритетного направления в развитии национальной экономики;
  • решение проблем обеспечения информационной безопасности,
  • вложение государством средств в образование с целью создания трудовых ресурсов, способных к ведению ЭБ и вступлению в мировое ИТ-сообщество;
  • благоприятная обстановка в обществе и государстве для развития ЭБ. 
По мнению аналитиков McConnel International LLC, России придется серьезно заняться развитием своей инфраструктуры связи и финансовой системы, чтобы догнать остальной мир в области ЭБ. В ходе исследования оценивались 43 страны по следующим параметрам: степень распространения Интернет и развития беспроводной связи, внимание правительства к потребностям ЭБ, обеспечение конфиденциальности электронных коммуникаций, наличие квалифицированных кадров и готовность финансовой системы удовлетворить нужды ЭБ.

Ситуация в России оценена экспертами как "средняя" лишь по одному параметру - качеству подготовки специалистов. В остальном положение оценено как "требующее существенного улучшения".

Готовность российского общества к развитию ЭБ, в определенной степени характеризуют и результаты опроса, проведенного весной-летом 2000 г. агентством Pan-Euro (всего было опрошено 2183 жителей городов и регионов России, включая Москву и Санкт-Петербург). Выяснилось, что только 3% респондентов задумывались о том, чтобы начать собственный онлайновый бизнес (4% мужчин и 2% женщин). При этом молодежь более склонна к деятельности в этой области. Респонденты старше 65 лет не собираются начинать Интернет-бизнес. 20% респондентов смогли бы прожить целый месяц в квартире, где есть только ПК и респондентов смогли бы прожить целый месяц в квартире, где есть только ПК и доступ в Интернет. И среди тех, кто дал положительный ответ, больше мужчин, чем женщин (соответственно, 25% и 15%). Чаще других выражали уверенность в своей способности прожить целый месяц только с ПК и доступом в Интернет респонденты из Москвы (33%), а во всех регионах России 40% респондентов полагают, что не выдержали бы таких условий.

Российские компании - поставщики решений для ЭБ

Несмотря на настоящее обилие разнообразных приложений ЭБ, существующих на мировом рынке, за несколько лет, прошедших с появления ЭБ в России, ряд отечественных компаний сумели уверенно заявить о себе, как о разработчиках и поставщиках эффективных решений для ведения электронной коммерции. В частности, наибольшую известность получили программные разработки следующих компаний:

Компания "АйТи" предлагает технологию SmartCity - комплексное решение на основе применения смарт-карт с использованием концепции электронного "кошелька". Эта технология является также платформой для разработки множества Интернет-приложений. Кроме того, компания "Мобико" - дочерняя компания "АйТи" - занимается разработкой корпоративных Web-решений мобильного доступа и предлагает целый набор решений (WebMailRu - сервер Интернет-почты, Со/о МО (Mobile Internet Office) - решение для создания Интернет- и интранет-систем коллективной работы, Capella MIO - продукт Solo М10 для работы в составе кластера, позволяющего масштабировать систему при росте нагрузки). Можно отметить и корпоративную В2В-систему приема и согласования заказов через Интернет "АйТи-РИТМ", объем совершенных сделок в которой в конце прошлого года превысил $2 млн.

Центральный федеральный округ