In English

Кадровый вопрос и закадровые проблемы российского IT-рынка

29.04.2000, Богатова Татьяна
Издание: PC Week
Активное общение с разработчиками финансово-экономического и делового ПО как-то постепенно приучает к мысли, что с помощью ИТ, в принципе, можно решить любые проблемы управления - вопрос только в том, чтобы правильно подобрать программные продукты, грамотно провести реинжиниринг предприятия и квалифицированно внедрить на нем информационную систему. Далее предполагается наступление светлого будущего, не омраченного никакими управленческими заморочками (разумеется, при наличии обученного персонала и современно мыслящего директората). Труднее всего заподозрить в незнании этих азов и и неумение использовать все возможности ИТ представителей тех фирм, которые создают и продвигают соответствующее ПО (в том числе и по автоматизации управления кадрами), однако именно от них в последние полгода-год все чаще слышны сетования по поводу нехватки квалифицированных сотрудников, сложностей управления коллективом, проблем в делегировании и ответственности, распределении функций обязанностей, в организации командной работы и еще многого другого. Не нужно особой проницательности, чтобы понять, куда уходят корни этих нехваток и проблем и тут сама собой всплывает знаменитая фраза о кадрах, которые...

А между тем, увлеченные совершенствованием структуры компании, реинжинирингом, аутсорсингом и консалтингом, рыночными реформами и преодолением кризиса, мы и не заметили, как последний закончился, а проблем не только не стало меньше, но, наоборот, вроде бы даже прибавилось. И уже недостаточно посулить большие деньги, чтобы заполучить классного программиста, - мало того, твой собственный, с нуля выращенный и обученный, вдруг уходит в другое место, хотя ты всячески старался ему во всем потакать.

Ситуация с кадрами на отечественном ИТ-рынке сегодня во многих отношениях показательна, и речь об этом велась на прошедшем недавно круглом столе, организованном клубом "Перспективные контакты". Его ведущий Валерий Оськин собрал интересных собеседников, среди которых были как руководители кадровых служб, так и сотрудники рекрутинговых компаний, работающие с ИТ-фирмами. Попытка обдумать и оценить положение, на наш взгляд, была весьма плодотворной, хотя, как выяснилось, не только подробно обсудить, но даже назвать все имеющиеся в этой области проблемы в рамках одной встречи оказалось нереально. За кадром осталось многое из того, что связано с кадрами. Здесь с помощью участников круглого стола мы попытаемся лишь вкратце обрисовать самое важное.

Итак, кадровые службы. Для чего они нужны?

НАТАЛЬЯ ДОБКИНА: Собственно говоря, функции кадровых служб (в том числе и на ИТ-рынке) весьма многообразны. В качестве основных направлений здесь можно назвать подбор кадров; обучение и повышение квалификации; аттестацию; разработку систем мотивации сотрудников и построения их карьеры и т. д. Однако роль и значение кадровой службы для компании будет зависеть не только и не столько от численности, а от собственно системы менеджмента и от задач, которые ставит перед собой компания. Если под работой с персоналом понимается не просто учет кадров, а еще и разработка направления, которое (наравне с созданием ПО и продажами) приносит компании прибыль и успех, то это и будет называться цивилизованным управлением людскими ресурсами.

Центральный федеральный округ