In English

На пенсию рано!

15.05.2001, Яппаров Тагир
Издание: iBusiness.ru
Сегодня на рынке информационных технологий много говорят о "конфликте поколений". Дескать, ветераны уже не те, слишком "закостенели", отстали в освоении новых технологий, и пришло время представителей новой "Интернет-экономики". На мой взгляд - это в большей степени лишь миф. По крайней мере, если "старые" интеграторы и молчат, то только потому, что им - некогда. Они делают проекты.

Попробуем понять, в чем разница между "новыми" (будем называть их так) интеграторами и компаниями со стажем. Прежде всего опытные интеграторские компании вовсе не нуждаются в присущем молодым командам чрезмерно активном пиаре, пропагандирующем идею о том, что Интернет коренным образом изменит всю нашу жизнь. Вот и создается впечатление, что "ветеранам" нечего сказать. Но это вовсе не так! В действительности Интернет не меняет и уж тем более не отменяет парадигму работы системного интегратора. Да, безусловно, Интернет вносит новые возможности и акценты в автоматизацию. Однако суть управленческих и иных деловых процессов остается практически без изменений. Да, эффективность решения самых разных задач на уровне "фронт-офиса", общения с клиентами, поставщиками - возрастает. И все же сточки зрения работы в рамках проекта, технологий управления, никаких революционных изменений на фоне активного внедрения Интернета не происходит. В попытках отделить традиционный проектный бизнес от "Интернет-бизнеса" я не вижу убедительной логики. Наша компания недавно завершила проект для банка "БИН" по созданию платежной системы, разработана платежная система для "Автобанка", в процессе развития находится собственная система В2В для работы с клиентами, много заказных работ в области создания корпоративных сайтов. Но по сути все интеграторские услуги в области электронной коммерции являются одними из многочисленных сервисов, которые проектные компании предоставляют своим корпоративным клиентам. В результате революция, которую нам обещают молодые компании новой волны, скорее всего является лишь очередным шагом на естественном пути развития информационных технологий.

Что же еще отличает "старых" и "новых" интеграторов? Наверное, понимание того, что проектный бизнес строится на таких базовых понятиях, как команда, инфраструктура, методология управления проектами, репутация и, наконец, существующая база клиентов. Дело в том, что все это не появляется вдруг, а возникает лишь со временем. И - с большим трудом. Я уверен, что как раз здесь и кроется основное конкурентное преимущество уже существующих на рынке интеграторских команд.

Что такое настоящая команда? По сути - один из основополагающих факторов успеха. Без хорошей команды невозможно успешно завершить ни один проект, причем речь идет именно о завершенных проектах. Ведь "подписаться" на разработку, выполнение чего-либо - проще простого. В итоге факты говорят сами за себя. Сложившиеся на интеграторском рынке команды спокойно работают и сообщают только о реальных результатах. А с другой стороны мы пока что чаще всего слышим лишь анонсы о масштабных решениях, которые или только "ожидаются", или "будут разработаны".

Конечно, можно возразить, что время еще покажет результаты объявленных "новыми" компаниями проектов. Но в данном случае не надо забывать: сегодня роль системного интегратора в электронных бизнес-проектах сильно изменилась. И требования, которые предъявляются к проектам, связанным с Интернетом, сильно отличаются от требований, которые ранее предъявлялись к ERP-системам. Дело в том, что если сроки внедрения ERP-систем могли растягиваться до двух-трех лет, то в случае с проектами, связанными с электронным бизнесом, это просто недопустимо. Их нужно выполнять гораздо быстрее, часто - в течение двух-трех месяцев.

Уверенность в том, что "ветераны" работают лучше "молодых" активных компаний - вовсе не попытка "не замечать опасных конкурентов". Мы не только с огромным вниманием и интересом следим за появлением новых перспективных команд, но даже сами пробовали воспользоваться услугами одной из таких компаний, причем, как считалось, одной из лучших. Полтора года назад пытались работать вместе в рамках совместного проекта, как стратегические партнеры. Но выяснилось, что требования, которые мы предъявляем к стратегическим партнерам, этой компанией не могут быть удовлетворены. В результате проект не был закончен, не возникла та синергетика сотрудничества, когда осуществляется взаимовыгодная работа двух сторон и возникает новое качество.

На сегодняшний день приходится признать, что пока мы не нашли среди "молодых" компаний тех, с кем была бы возможна продуктивная совместная работа и которых мы могли бы назвать стратегическими партнерами. Так что сейчас "АйТи" работает лишь с небольшими профессиональными командами, сотрудничество с которыми приводит к реализации конкретного товара или услуги. Именно так мы действовали в рамках проекта по созданию системы web-почты вместе с небольшой компанией "Центр открытых систем и высоких технологий". Компания специализировалась на заказных разработках и у нее были технологии, заинтересовавшие "АйТи". Мы выступали в качестве инвестора и компании, занятой продвижением продукта, а наш партнер - в качестве соразработчика. В результате мы получили качественные технологии, а наши коллеги - возможность создать продукт и вывести его на рынок. А со временем это направление превратилось в дочернюю компанию "АйТи" - "Мобико".

Я согласен с тем, что компании с опытом и уже существующей инфраструктурой более инертны в области освоения новых технологий. Однако это как раз и есть свойство лидера. Во всем мире лидеры рынка внимательно следят за тенденциями, в формировании которых могут принимать активное участие именно небольшие мобильные компании. И в тот момент, когда определяются наиболее перспективные направления развития, у лидера всегда есть целый арсенал возможностей для занятия ключевых позиций - от покупки тех самых небольших перспективных компаний для реализации нового направления бизнеса - до самостоятельного продвижения на возникающие рынки.

Так что вряд ли стоит противопоставлять "новичков" и "ветеранов". Скорее, именно в сотрудничестве с опытными игроками новое поколение ИТ-фирм может пробить себе дорогу на рынок.

Центральный федеральный округ