In English

Интервью с президентом компании "АйТи" Тагиром Яппаровым

24.05.2001, Васина Наталья
Издание: iBusiness.ru
Тагир, сейчас довольно много разговоров идет вокруг диверсификации бизнеса. Какие изменения в этой области происходят на российском рынке системной интеграции?

- Обычно каждые 5-10 лет на рынке происходит изменение базовых технологий, и как следствие происходит изменение моделей бизнеса. Рынок российской системной интеграции за 10 лет прошел путь от простой продажи компьютеров до создания систем для автоматизации бизнеса. Отставание России от мирового рынка с каждым годом уменьшается. Специфический для России элемент - переход oi модели выживания к модели развития уже проявляется достаточно сильно. За последние 10 лет российский рынок прошел этап. соответствующий 30-40 годам западного рынка. Пока нет данных по развитию системной интеграции по России, но мировые данные говорят то том, что в Западной Европе продажа аппаратного обеспечения уже не является основным бизнесом, главное услуги. В Восточной Европе и в России все обстоит наоборот. Однако при стратегическом планировании бизнеса надо ориентироваться именно на мировые тенденции.

"Локомотивом бизнеса" становится сервис и консалтинговые услуги. Уже год в компании существует подразделение информационного консалтинга. Причем отдельным бизнесом начинает становиться сопровождение и поддержка проектов после реализации. В "АйТи" считают, что заказчик в целом "созрел". Некоторые начинают потихоньку выделять услуги "отдельной строкой" при заключении договоров о проекте. В последнее время наблюдается довольно сильное изменение "лица заказчика", который уже требует участие интегратора в развитии систем управления бизнеса. Руководители начинаю больше думать об эффективности, а не о просто внедрении проекта.

Заказчик меняется, и сам факт того. что появляется возможность делать бизнес на услугах, приводит к осознанию возможность делать бизнес на услугах, приводит к осознанию того, что этим рынком выгодно заниматься. Одновременно на рынке системной интеграции в России выросла роль региональных компаний, и произошло увеличение комплексных проектов.

Другой особенностью работы в регионах можно назвать неоднозначное отношение московским компаниям. Довольно часто одним из необходимых требований к проекту является участие московской компании, берущей на себя ответственность за проект в целом. И обязательно наличие местной компании, выполняющей этот проект.

Таким образом, при реализации проекта в регионе собственными силами практически невозможно планировать себестоимость проекта. Любые изменения в сроках, в этапности приводят к резкому увеличению издержек, и невозможно сделать гарантированно прибыльный проект. И мы пришли к выводу, что необходимо двигаться именно в направлении увеличения работы с партнерами. Долгое время в компании "АйТи" был просто дилерский отдел, который просто торговал по конкурентным ценам для мелких региональных компаний. Суть программы "ПаРаДис-2000" для работы с независимыми компаниями заключается в том, что все работу с партнерами структурировали, упорядочили, систематизировали и ввели систему "видения".

Программа "ПаРаДис" была ориентирована на привлечение партнеров в проектный бизнес, то есть именно к дистрибуции проектов. Толчком к этому послужило прежде всего появление "более требовательного клиента", которому необходим более качественный и "быстрый" сервис. При этом пока не стоит вопрос двухуровневой дистрибуции, ни рынок, ни компания не готовы к этому. Однако с открытием своего производства "АйТи" начнет рассматривать вопрос о двухуровневой дистрибуции. Но объявлять о создании "жесткой модели" дистрибуции "АйТи" не собирается.

Со своей стороны интерес региональных партнеров заключается в том. что " в соавторстве" с крупной компанией можно брать проекты заведомо "больше своих возможностей" и к тому же привлекать технологии, " наработанные" крупными компаниями.

- Расскажите подроднее о "собственном производстве". Известно, что среди российских компаний бытует мнение о том, что создатъ нормальное технологичное производство в России невозможно.

- Если говорить о производстве микроэлектроники, то очевидно, что в России сложно гарантировать качество на таком производстве - мы довольно сильно отстали в этой области от мировых технологий. К тому же довольно трудно и дорого найти для этой области "правильных" специалистов в области управления.

"АйТи" собирается открыть в России собственное производство компонентов для направления "АйТи-СКС " (структурированные кабельные системы). Для этого производства используются технологии уже известные в России (например, производство шкафов) и не очень дорогие. В любом случае для нашей компании производство собственных компонентов является важным направлением. Дело в том. что "АйТи" достаточно долго искала производителя, который мог бы но нашим спецификациям производить оборудование. А мы бы потом продавали его под своим именем. Ряд заводов для такого производства был найден. В результате выяснилось, что при работе с такого рода производителями. "АйТи" не может гарантировать качество в широком смысле: сроки, номенклатуру, качество самих изделий.

В результате после двухлетнего опыта работы с российскими производителями, мы действительно убедились в том. что миф о "некачественном российском производстве" имеет под собой основание. Если первые экземпляры могут быть хорошего качества, это не означает, что вторая партия будет на том же уровне.

Причем зачастую причина довольно хрестоматийна - знаменитое российское пьянство. Заводы, производящие необходимые компоненты в основном или государственные или просто плохо управляемые.

Таким образом, выяснилось, что проще сделать инвестиции в оборудование, найти специалистов и построить производство по своим правилам: без пьянства, с гарантированной зарплатой. с жесткими требованиями, предъявляемыми к качеству. При всем этом компания "АйТи" не собирается делать собственное производство еще одним из направлений деятельности компании, становиться промышленным производителем. Производство будет прикладным направлением, заточенным исключительно на компонентах для "АйТи-СКС". Оно является, по сути. вынужденной мерой для укрепления своего бизнеса и ответом на потребности рынка. Рынок требует улучшения качества обработки заказов, снижения цены. И ответить на новые требования рынка можно только одним способом - создав собственное производство.

- И, наконец, что нового происходит с сертификацией в компании?

- Для нашей компании основным является понимание того. что наибольшие перспективы на международных рынках у российского бизнеса существуют именно в области разработки. Три года назад подразделение сетевой интеграции получило сертификат соответствия ISO 9000. Сейчас происходит подготовка получения международного сертификата на разработку, причем мы собираемся одновременно сертифицироваться по ISO 9000 2000 и СММ. Taким образом, будут задействованы как стандарт, ориентированный на рынки Европы, так и американский. Процедура по сертификации будет запущена в начале следующего года.

- Спасибо за беседу.

Центральный федеральный округ